И что мы можем сделать, чтобы остановить пандемию.
- Не секрет, что мы часто боимся всего нового, уговариваем себя, что подождём и посмотрим, как перенесут прививку другие, а потом уже сделаем её сами. Но болезнь продолжает распространяться, и времени для раздумий у нас зачастую нет.
Кто-то просто боится прививки, но не боится болезни, потому что они не видели, как это происходит на самом деле. Те, кто у нас на лечении в госпитале находится в тяжёлом состоянии на кислородных аппаратах, общаясь с родственниками по телефону, говорят им: «Пожалуйста, прививайтесь! Носите маски, защищайте себя. Это страшная болезнь, не дай Бог вам заразиться ею». Поверьте, мы их об этом не просим, они сами приходят к пониманию ситуации. Нужно один раз увидеть, как люди страдают от того, что не могут дышать, чтобы произошла переоценка позиции по отношению к вакцинации. По этическим соображениям мы не можем показать этого всем, но стараемся донести информацию до населения.
Конечно, медицинские работники делают все, чтобы помочь заболевшим людям. Все сотрудники с первого дня в красной зоне осознавали свою ответственность и были готовы к тяжёлой работе. Они настоящие герои. Самая большая нагрузка легла на медицинских сестёр. Перед шестичасовой сменой они надевают защитные костюмы, оставляют часы, ключи, мобильные телефоны. Никаких предметов быта. В красной зоне нельзя расстёгиваться, ничего снимать с себя нельзя - ни респиратор, ни очки. В защите жарко, хочется воды, плохо видно. В туалет ходить нельзя, пить и есть тоже. От постоянного ношения респиратора даже после смены остаются следы, их можно увидеть и через несколько дней на лицах наших сотрудников. Всю смену они в работе, делают процедуры, капельницы, массаж… Постоянное движение! Они не ходят, а передвигаются бегом. Я восхищаюсь этими людьми: как они работают в таких условиях, как оперативно принимают решения, стараются беречь друг друга, находят в себе силы улыбаться и шутить, с каким терпением и доброжелательностью общаются с пациентами! То же самое могу сказать про санитарок, ведь наши больные нуждаются в самых элементарных вещах: питание, личная гигиена, туалет.
Огромная ответственность, конечно, лежит на врачах. Стандартный набор для лечения ковидных больных определяется рекомендациями Минздрава РФ, но в конечном итоге ответственность за выбор схемы и за выздоровление пациента несёт его лечащий врач. Больные с ковидом требуют больше внимания, схемы их лечения обходятся дороже, чем у больных с бактериальной пневмонией. Препаратов на эти цели в больнице достаточно, как и оборудования.
Тяжелее всего работать в реанимационном отделении, где больные подключены к аппарату ИВЛ, который дышит за человека, находящегося в беспомощном состоянии. Там постоянно находятся 7-10 тяжёлых больных. И их количество пока не снижается.
К сожалению, вирус имеет свойство постоянно мутировать. Тот, с которым мы встретились год назад, уже обошёл весь мир и вернулся более агрессивным. С каждой волной его течение становится тяжелее. Если сначала к нам поступали люди в основном старшего возраста, то сейчас половина заболевших – это 20-40-летние, болеют и дети. Поэтому рекомендации по лечению постоянно обновляются в соответствии с теми исследованиями, которые проводятся в клиниках. Нам приходится учиться, совершенствоваться, чтобы достойно встретить новые вызовы пандемии.
Часто спрашивают: не было ли страха перед работой с больными ковидом? Был, как и понимание того, что это наша работа. Риск инфицирования даже при соблюдении всех правил и наличии прививки (а привиты у нас сейчас все сотрудники госпиталя) при таком тесном контакте с большим количеством больных всё равно есть. Многие из нас переболели, и я в том числе. Спустя некоторое время, я прошёл вакцинацию, так как прививка защищает более надёжно, нежели наличие антител после болезни. А я не хотел бы ещё раз перенести эту тяжёлую болезнь!
Если объяснять, так сказать, на пальцах, то прививка знакомит наш иммунитет с вводимым генетическим материалом, в следствие чего организм начинает вырабатывать антитела, которые спасают нас от заражения. Да, вакцинация не даёт стопроцентной гарантии. Эффективность вакцины «Спутник» составляет 92 процента от инфицирования и 100 процентов от тяжёлого течения болезни. Но мне лично сложно понять тех людей, которые отказываются вакцинироваться даже при том, что им предоставляется возможность сделать это бесплатно, когда во многих государствах это приходится делать за деньги. А те реакции, которые бывают в первые сутки после прививки, не идут ни в какое сравнение с болезнью.
Есть мнение, что яркий иммунный ответ на прививку формирует высокий уровень защиты. Кстати, многие вакцины, которые сейчас не вызывают никаких вопросов и их делают по календарю обязательных прививок, тоже когда-то воспринимали настороженно, а сейчас они стали обычными, многие заболевания просто ушли из нашей жизни. Вакцинация даёт нам надежду на победу и в этот раз, - уверен Азат Хамматов.