+4 °С
Ясно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Первый снег

В ночь на Покров 1982 года неожиданно выпал сухой снег. Сначала посыпал белой крупой, а затем повалил большими, как парашютисты, снежинками. В свете уличного фонаря это была сказочная картина. Всё вокруг преображалось прямо на глазах. Осенняя унылая природа с облетевшими листьями облачалась в новый красивый пушисто-белый наряд. Утро следующего дня было холодным, и на предстоящий день потепления не ожидалось. Выпавший снег приличным слоем покрыл землю, и это радовало меня. По первому снегу я всегда стремился пойти в лес, чтобы увидеть следы зверей и птиц. Как много эти отпечатки могут рассказать о своих хозяевах.

Первый снег
Первый снег

Повесив на плечо Ижевское ружье, я налегке подался в лес. Вот редкие следы лисицы, которая ровной строчкой как будто напечатала их на снегу. А вот на дорожной обочине крупные следы: вытянутые, местами с углублениями от когтей. Это, конечно, волк. По-видимому, подходил к деревне с разведкой, узнать, есть ли чем там поживиться. Подходил волк крадучись, чтобы не выдать себя. А когда разведал, ушёл в лес уже по дороге. Наверное, даже не волновался за свою безопасность.

Незаметно для себя я вышел на поляну, которая называется Лапой. Раньше там стояли углевыжигательные печи, вокруг которых в небольших избах жили рабочие с семьями. Огороды, сараи для скота, бани – вот и вся инфраструктура тогдашнего времени. Через всю поляну протекает речка Лапа. Только несколько почерневших, покосившихся столбиков и огородных колышков выдают, что здесь что-то когда-то было.

Я быстро миновал поляну, перешёл речку и решил взглянуть на очень интересное природное явление на левом берегу. Здесь, на небольшом возвышении, есть уникальное место, где из земли надуваются водяные пузыри, наслаиваясь друг на друга. Подойти туда близко я никогда не решался, да и звери тоже обходили это мистическое место. Даже именитые геологи, побывав там, не смогли объяснить, что это за явление, связав с устройством земной коры. Убедившись в том, что Земля-матушка жива, и пузырями бьётся её большое сердце, я стал подниматься по крутому склону на отрог горы Лиственная.  

Тропка, которая вела в гору, была усыпана следами, напоминающими кресты. Надо же, глухарь и тот решил спуститься на землю, походить по первому снегу. В голове у меня мелькнула мысль: наверное, этот молодой глухаришка не соображает, что на земле его может ждать гибель. Крестики на тропке прекратились, только по краям остались полоски следов от крыльев.

Лес на склоне состоял из осины, липы, густого стланика и огромных садов калины вперемежку с рябиной. Чем выше, тем заметнее снежный иней, который всё обильнее укутывал каждый кустик, каждую веточку. Ягоды калины и рябины, покрытые им, удивляли своей особо яркой рубиновой краской. Гроздья калины уже настолько созрели, что окрасили снег своим соком. Я собирал калину немного раньше, когда ягода была ещё полутвёрдой. Любят в наших краях пироги с калиной, а еще от давления ягоду принимают. Полезно. Хотя, чтобы приготовить из ягод начинку для пирогов, работы проделать надо много.

Пригнувшись, я пролез под нависшими над тропой кустами. И чего это я вспомнил про пироги с калиной? Конечно, они вкуснятина. Калину сначала томят в русской печи, где горько-кислый вкус ягод сходит на нет. Затем смешивают с повидлом или вареньем, выкладывают на раскатанное тесто, размещённое на большом металлическом листе, специально сделанном для пирогов. И выпекают в печи. Вкус этих пирогов нам ведь с детства знаком.

Мысли мои прервались из-за появления заячьих следов. Только я сделал два шага в сторону от тропы, как из-под валежины, что обросла мхом, выскочил заяц. Его хвостик, задние лапки и брюшко были уже белыми, только спинка осталась бледно-серой. Посмотрев на меня своим косым глазом, он резким прыжком исчез из виду. Появление зайца как-то взбодрило меня. Забыв о пирогах, я, как охотник, стал внимательно всматриваться, вслушиваться.

Вокруг пейзаж, похожий на сказку. Поднялся на гору я достаточно высоко, деревья и кустарники там были ещё плотнее укрыты белым пушистым инеем. Вдруг над кустами появились две могучие лопаты рогов лося, хотя самого животного видно не было. Покачавшись из стороны в сторону, рога вдруг исчезли из виду.

Продираясь через кусты, осыпая себя снежным инеем, я вышел к месту, где только что был лось. Оказывается, это была его лежанка. Лоси кормятся рано утром и вечером, а днём стараются отдыхать. Если вдруг кто-то спугнёт сохатого, он, спасаясь бегством, уходит на восток. Пройдя какое-то расстояние, делает петлю и возвращается назад. Лось маскируется за кустами, деревьями и поджидает погоню, если кто-то идёт по его следу.

Я прекрасно знал повадки этих могучих красавцев, но желание проверить в очередной раз такую лосиную особенность подтолкнуло меня двинуться по следу, то есть на восток. Лось шёл по вершине горного отрога, оставляя следы на белом снегу и глубокие провалы на ещё незамёрзшей лесной подстилке.

Я передвигался не спеша, обходя кусты, укутанные инеем. Не хотелось стряхивать с них этот наряд. Тут сойка спланировала на дерево, под которым я находился, и на своём языке начала что-то стрекотать. Это был сигнал тревоги, который сойки подают, когда обнаруживают своих врагов: лисиц, сов и других. Я стал внимательно осматривать окружающее пространство, но ничего подозрительного не обнаружил. А сойка всё стрекотала, как будто показывала на восток. Прямо передо мной рос старый илим, его дугообразный ствол по-видимому когда-то загнуло и придавило глубоким снегом. Я присел на этот подаренный мне природой стульчик. След убегающего лося остался слева, примерно в 30 метрах. Сойка, увидев, что я спокоен, перестала стрекотать, но не улетела. Я осмотрелся по сторонам, взгляд остановился на пяти берёзах, растущих из одного корня. Они плотно прижимались друг к другу, а кроны закрывали огромную территорию. Надо же, какие чудеса творит природа!

Будучи лирически настроен, я не ждал какой-то опасности. Нагнувшись поправить обувь, вдруг заметил, что сбоку, у стены берёз, стоит тот самый сохатый. Пригнув голову, он мотал рогами-лопатами, наступая на меня. Тут до моего сознания стало медленно доходить, что это не домашний бык, а дикое животное, которое готовится к поединку. Всё моё существо замерло, даже дыхание перехватило от вида, что лось бьёт передними ногами и движется на меня. Решение пришло молниеносно: только этот уродливый сучковатый ствол илима может стать моим спасением, если я сумею быстро вскарабкаться наверх. Удивительно резко я вскочил на ноги и уцепился за сучки дерева. Лось от неожиданности фыркнул и прыжками побежал вниз по склону. Мои пальцы разжались сами, и я свалился на землю. Постепенно стал приходить в себя, почему-то захотелось поесть, и я снова вспомнил пироги с калиной...

На следующий день на работе во время перерыва я рассказал о произошедшем со мной в лесу. Обсуждая этот острый момент, большинство коллег сошлись на том, что, когда я схватился за илим, лось подумал, что его хотят ударить этим предметом, потому и бросился бежать.   

Эти прогулки в лес, когда всё укутано первым снегом, на котором видны следы лесных жителей, приносили мне много эмоций. Какое счастье, что я жил среди такой красоты.

Евгений ИВАНОВ. Фото из архива Южно-Уральского заповедника.

Автор:
Читайте нас: