Всё прошло, как обычно это бывает в картинной галерее, в теплой обстановке дружеского вечера. Поддержать начинающую художницу пришли её близкие, семья, школьная учительница, коллеги по работе в лаборатории Белорецкого металлургического комбината и в редакции газеты «Белорецкий рабочий», а также единомышленники по увлечениям дня сегодняшнего. Многие делились не только впечатлениями от увиденного, но и воспоминаниями о жизни Фаи (именно так привыкли называть автора выставки и ответственного секретаря в редакции нашей газеты). Говорили про её усердие и трудолюбие, среди важных черт характера отмечали умение доводить начатое до конца и делать всё лучше всех, будь то окончание университета с красным дипломом, освоение компьютерной вёрстки или работа с сухой пастелью.
На полотнах художницы – лица. Люди грустят, радуются, живут… На черно-белом рисунке улыбается Мэрилин Монро… Мой взгляд скользит дальше по портретам звёзд, которые известны, пожалуй, всем. Легко узнаю каждого! Они как будто на фотографиях, но это работа художника сухой пастелью.
А рядом - рисунки представителей животного мира. Вот обезьяна наблюдает хрупкой бабочкой. А гости, только вошедшие в малый зал галереи, первыми видят лошадей, которые, в свою очередь, своим пронзительным взглядом как будто разглядывают посетителей.
Все представленные картины, на мой взгляд, объединяет выразительность глаз героев. Сама Фанюза Минина говорит об этом так:
– Всем известно, что глаза – это зеркало души. Поэтому у моих героев выражение глаз какое-то особенное. Важно было уделить этому внимание не только на полотнах с людьми, но и у животных. Мне хотелось показать, что у зверей и птиц тоже есть душа, поэтому люди должны относиться к ним соответственно, как к братьям своим меньшим.
Изобразительным искусством Фанюза Хафизяновна занимается всего лишь год, но за это время успела пройти несколько специализированных курсов, попробовать себя в карандашном рисунке, а также в техниках сухая пастель и сухая кисть.
О начале творческого пути художница вспоминает:
– Интересно, конечно, что к этому я пришла только после шестидесяти… Раньше совсем не рисовала, хотя само по себе изобразительное искусство меня всегда привлекало. Часто посещала выставки в галерее, любила сюда ходить и с детьми, и побыть среди картин в одиночестве, чтобы постоять у каждой работы и поразмышлять.
Когда приходишь к самостоятельному рисованию, конечно, надо быть готовым внутренне. У меня всё получилось только полтора года назад. И рисовать сухой пастелью я начала не сразу, вначале был карандаш. Мне понравилось, думала, что остановлюсь на карандашном рисунке, но вспомнила об одной картине… Та выставка состоялась лет двадцать назад, на ней были представлены работы разных художников, но мне запомнилось полотно Галины Антипиной «Балерина», написанное сухой пастелью. Так оно мне в душу запало, что до сих пор в мельчайших подробностях предстаёт перед глазами. Хотя иногда бывает и такое, что после выставки ничего не запоминается, но эта картина стала исключением.
Правда, тогда я думала, что у меня так никогда не получится, ведь это же очень трудно! Даже из-за специфичности самой бумаги. Для втирания пастели подходит только рельефная поверхность, когда я попробовала написать первую картину, очень плохо получался именно процесс втирания. Выходила какая-то грязь, и результат мне совсем не нравился. Тогда я сказала себе, что это буду не я, если картину не завершу, как положено! Конечно, помучилась, но научилась. Любое новое занятие требует от человека терпения, необходимо много усилий, чтобы в итоге что-то получилось. В первое время бывало, что я бумагой пальцы до крови стирала, а сейчас привыкла, - улыбается Фанюза Минина.
Работы, представленные на выставке, были созданы за последние полгода, а творческих планов художница не скрывает:
– У меня есть идея, которую очень хотелось бы реализовать. Я написала довольно много картин с животными и пока не знаю, что с ними делать после выставки. Мы с семьей на них уже насмотрелись, а мне бы хотелось, чтобы они продолжали кого-то радовать. Перебрала в голове организации, где эти рисунки были бы уместны и даже смогли оказывать положительное воздействие. Остановиться решила на детском стационаре, в котором поправляют здоровье малыши, а лежат они там с мамами. В подобных местах всегда ощущается потребность в позитивных эмоциях, думаю, что мои работы там были бы к месту. Можно разместить их на стенах в коридорах, а мамочки с детьми, прогуливаясь, рассматривали бы зверей и птиц. Уверена, что искусство имеет терапевтический эффект. Таким образам я выражу и свою поддержку всем этим семьям. Если бы руководство стационара предоставило такую возможность, я бы и композицию картин выстроила, и моя задумка воплотилась в жизнь от начала до завершения.
Анастасия КАЗАНЦЕВА.