+5 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Знай наших
25 Мая , 13:30

Безо всяких реплик

Дмитрий Николаев – коллекционер и реставратор старой мото- и автотехники. Кроме того, он ещё коллекционирует военную форму разных годов. На сегодняшний день в городе работают две экспозиции из его коллекций.

Безо всяких реплик
Безо всяких реплик

Музей ДОСААФ. Дмитрий Николаев рассказывает об экспонатах.
- Узнали? – спрашивает он, подводя меня к моторному велосипеду.
- Разумеется! – говорю я, вспоминая свой двор в советские годы, где такой транспорт был самой заветной мечтой любого мальчишки.
- Эти моторные велосипеды продавались как в собранном виде, так и раздельно, - продолжает Дмитрий. – То есть можно было купить комплект из мотора, цепочки, звездочки, глушителя и бака.
- Только я помню, что во время езды спицы на этих моторных велосипедах разлетались в разные стороны, - уточняю я.
- Да, спицы ушатовались быстро.
- А это «Рига»! – узнаю я мопед советского производства.
- Совершенно верно, - подхватывает Дмитрий. – «Рига-11».
- На нем в горку не въехать было: бак сзади, поэтому бензин не поступал в карбюратор, - со знанием дела объясняю я, хотя сам на этом мопеде ни разу не ездил, а о проблемах подъема на горку мне говорили в детстве мои друзья.
- Потом появились модификации, бак переставили на раму, - сообщает коллекционер.
Подходим к мотороллеру «Тула-200». Тоже знакомая с детства техника. Помню, мой сосед продал свои «Жигули» и купил грузовой мотороллер. Для сада. В ту пору активно развивались коллективные садовые товарищества.
- Этот мотороллер взят с германского Goqqo, - поясняет Дмитрий.

О мототехнике он знает всё! И готов часами рассказывать людям о тонких нюансах, отличающих мотоциклы разных серий. Смотрю на него и думаю: почему в нашем городе до сих пор нет полноценного технического музея, где могли бы быть выставлены на постоянной основе экспонаты коллекции таких увлечённых людей. Дмитрий как будто слышит мои мысли.
- Конечно, хотелось бы все это показать как можно большему числу людей, но…
Сейчас Дмитрий Николаев довольствуется тем, что ему предоставляют место для размещения экспонатов в музеях ДОСААФ и комбината. Но он упорно продолжает мечтать о своем собственном музее!
Кто-нибудь сейчас скажет: мало ли о чём мечтает какой-то там коллекционер мотоциклов, мопедов и мотороллеров! Но Дмитрий не «какой-то там». Его друзья (а их множество по всей России и бывшему СССР), перепотрошив весь интернет, не смогли найти коллекцию мототехники, которая бы превышала экспозицию Николаева. Товарищи! В нашем городе живет человек, у которого самая большая коллекция спортивных мотоциклов в мире! Их около пятидесяти. И еще пятьдесят - других мотораритетов.
- У меня еще четыре ретроавтомобиля! - уточняет Дмитрий.
Он на секунду задумывается:
- Да, четыре, если не считать спортивные байки-автомобили.

Как уже говорилось, у Дмитрия Николаева множество друзей. Современная система коммуникаций в виде интернета позволяет находить коллекционеров ретротехники быстро, к тому же с наглядным приложением самых редких экспонатов.
- Стесняюсь спросись: а где вы деньги берете на покупку старых мотоциклов или того, что от них оставило время? Я знаю, что даже страшно убитая ретротехника стоит немало, между тем вы совсем не олигарх, а простой работник комбината…
- Всё просто: вот у меня было восемь мотоциклов BMW, я укомплектовал два полноценных байка, а оставшиеся запчасти продал. Получилось один к одному. Так что необязательно быть олигархом, чтобы собирать такие коллекции. Достаточно умения.
Свою реликтовую технику Дмитрий собирает тщательно: главное, чтобы все запчасти были родными, фабричными. Это самое сложное в деле реконструкции. Если техника сохраняет лишь форму, но собрана из разных более-менее подходящих узлов, то она мало котируется у авто- и мотореставраторов. Она употребима, к примеру, для съемок исторических фильмов (ведь никто не станет заглядывать под капот ретромашины), для экспозиций в музеях или в качестве театральных реквизитов. Такая техника называется у специалистов репликой. Но реплики у настоящих реставраторов неуместны! У Дмитрия вся техника настоящая.
- Ну, не вся, - осторожно поправляет реставратор и, несколько морщась, указывает на отдельные мелкие недостатки реставрации, когда несуществующую родную запчасть он заменил на самодельную.
Но, повторюсь, это мелочи.
- Коллекционирование и реставрация – это целый мир. Я в нём живу, мне в нем комфортно, - подчеркивает Дмитрий.

Его часто приглашают на патриотические акции, и он редко отказывает. Его ретромотоциклы неоднократно выставлялись на парадах в честь Дня Победы; он был участником многих пробегов не только в Белорецке, но и в других городах. Кстати, участие в них у Дмитрия породило другое увлечение: он стал собирать военную форму разных эпох. Ведь здорово, когда в мотопробеге ты едешь на ретромотоцикле в военном кителе тридцатых годов прошлого века! Впрочем, об этой части его обширного увлечения - чуть позже.
- Как жена относится к вашей страсти к старым мотоциклам и прочей технике?
- Она у меня второй пилот, - отвечает он и, видя мое недоумение, уточняет: - Жена сзади сидит, когда мы на мотоцикле путешествуем по окрестностям. Мы заядлые мототуристы.
- На Малиновку ездите на ретромотоцикле?
- Зачем же? На китайском! Кстати, очень неплохая техника.
Его увлечение носит зачастую исследовательский характер: Дмитрий может часами рассказывать о древних цивилизациях Урала, следы от которых можно обнаружить до сих пор.
- В мире коллекционирования есть какая-то мистика, - сообщает он. – Где бы я ни был, непременно встречаю своих собратьев. Например, отдыхали мы с женой на Кипре, идём по центральной улице, смотрю - стоит мотоцикл рядом с магазином. Подхожу, общаюсь на пальцах с хозяином, а он мне: «Говори по-русски, у меня жена русская!» Объясняю, что я коллекционер, а он: «Я тоже!» Заводит меня в гараж, там стоит куча старинных мотоциклов! Понимаете, люди-коллекционеры притягиваются друг ко другу.
- Это помогает находить запчасти?
- Да, особенно много их было на Украине до известных событий. Там вообще была традиция - сохранять старые вещи. Допустим, был у отца советский «Восход», сын этот мотоцикл хранил и передавал своему сыну… Поэтому там парк запчастей был весьма богатый.

Дмитрий показывает «ИЖ-350» – первый послевоенный мотоцикл, выпущенный в Ижевске.
- После войны был полностью вывезен завод из Германии, разместили его частями в Москве, Минске и Ижевске, - рассказывает реставратор.
Он без остановки даёт информацию по любой технике. Честно сказать, я просто захлебывался от услышанного, ведь совершенно не искушен по технической части.
Музей ДОСААФ создавал незабвенный Забир Ахибзянов, бывший начальник Белорецкой автошколы. Именно он предложил Дмитрию Николаеву разместить небольшую часть своей коллекции там. Теперь в музей стремятся мальчишки, чтобы посмотреть и потрогать старые мотоциклы, даже посидеть на них (хотя это и не приветствуется).

На следующий день мы пошли в музей Белорецкого металлургического комбината. Там выставлены лучшие образцы военной формы из коллекции Николаева.
- Эта форма, начиная с первых годов советской власти, заканчивая поздним Советским Союзом, - уточняет коллекционер. – Коллекция начиналась с двух красноармейских гимнастерок, которые мне отдали родственники.
Подходим к экспонатам: на одной - погоны старшего лейтенанта, значит, форма сшита после 1943 года.
- Обратите внимание: погоны скошены на краях, значит, лётчик служил в системе НКВД, - объясняет Дмитрий Николаев. – А это знаки о ранениях, - он показывает на две оранжевые чёрточки на кителе.
Другую гимнастерку такого же образца он надевает, когда участвует в патриотических акциях.
Перед нами - очень интересная форма, в которой ходили заводские охранники. Она с петлицами в кубарях (погон у них не было даже после реформы 1943 года). Охранники имели железнодорожные дудки, в которые свистели разными тональностями. По звуку можно было определить, какой охранник свистит, чтобы запросить помощь.
А еще в коллекции Николаева есть лётные унты довоенного времени из собачьей шерсти, которые он не выставил в музее, потому что зимой носит их сам.
Останавливаемся перед формой немецкого унтер-офицера.
- Обратите внимание, что форма из синтетики, - говорит он.
Понятно теперь, почему фашисты замерзли под Москвой. Кстати, ссылка на холод (на него любят указывать некоторые историки) не всегда уместна: холода во время битвы под Москвой были вполне обычными, как и в прошлые годы. Победил наш народ не благодаря холоду, а благодаря своему мужеству.

Вот такой получился обзор по коллекциям Дмитрия Николаева, который не признает никаких реплик, то есть подделок. У него всё настоящее.
Вернусь к мысли, которую озвучил в начале: представляете, как было бы здорово, если бы в нашем городе появился полноценный музей ретротехники? Нужно обязательно объединить усилия с другими реставраторами. Для начала построить большой быстровозводимый ангар, создать полноценную структуру с экскурсоводами, охранниками и другими техническими работниками. В этот музей станут приезжать сотни туристов из других городов и даже стран. Реставраторы и коллекционеры масштаба Дмитрия Николаева живут, как правило, в центре страны, где такие музеи давно уже есть. А наш Белорецк может стать первым среди малых городов, где будут выставлены образцы старой авто- и мототехники мирового масштаба. Повторюсь, коллекция Николаева по объективным оценкам – лучшая в мире, если иметь в виду спортивную её часть.
Впрочем, стоп! Как бы в своих радужных мечтаниях не уйти в сторону Нью-Васюков. Но, согласитесь, мысль о создании такого музея весьма и весьма интересная.

Игорь Калугин.
Фото Ильи ПАНЧЕНКО и из личного архива Д. Николаева.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

Безо всяких реплик
Безо всяких реплик
Безо всяких реплик
Безо всяких реплик
Автор:
Читайте нас: