- Я пришла на работу в типографию в 1970 году в день своего рождения, 3 июня, исполнилось мне тогда 17 лет. Директор Яхин принял на работу, и вот пролетело уже 50 лет, но я ни разу не пожалела о том, что моя жизнь оказалась связана с этим предприятием, - рассказывает Людмила Васильевна. - Частичка моей души навсегда останется в родном коллективе. Коллеги тоже говорят о ней с особой теплотой: «Не конфликтная, мудрая женщина. Отработав 50 лет, полна энергии и оптимизма».
Начинала она наборщицей, это одна из самых трудных профессий в типографском деле доцифровой эпохи. Линотиписты, как правильно называется эта специальность, работали возле специальных столов, которые назывались «кассами», внутри находились ячейки с литерами (буквами, цифрами) разных размеров. Из букв работники составляли слова, складывая их в металлическую рамку, которую потом вставляли в печатную машину. Таким способом набирался текст и затем отпечатывался на бумаге. Работать на линотипе было сложно. Это очень тяжёлый труд, так как типографские машины сильно шумели, а при наборе текста надо проявлять большое внимание, чтобы не допустить ошибок. К тому же работа линотиписта ещё и вредная, ведь буквы, которые отливает машина, сделаны из свинца. Нужно было чётко и быстро складывать буквы, при ошибках - вовремя исправиться, а если уж нечаянно рассыпалась рамка, начинай всё заново. Сейчас такого оборудования в типографии уже нет, оно осталось в прошлом.
Начинался трудовой путь молодой девушки с преодоления трудностей. Позднее Людмила перешла в переплётный цех. Переплётчик тоже древняя профессия. Когда книги были рукописными или печатались небольшими тиражами, их можно было сшивать иглой вручную, а листы подрезать ножом, зажав в пресс с деревянными винтами. И если бы профессия переплётчика сохранила прежнее оснащение, типографиям пришлось бы нанимать целую армию специалистов этой профессии. Конечно, в 80-е годы уже было более современное оборудование. И здесь под умелыми руками переплётчиц рождалось настоящее чудо – книги. Людмила Васильевна рассказывает, что через её руки прошли многие произведения белорецких авторов, справочники, журналы, инструкции, удостоверения, дипломные работы - тонны листов бумаги, которые она, можно сказать, перенянчила. Конструктивно переплетённый книжный блок представляет собой десяток важных деталей, каждая из которых должна быть закреплена в строгой очерёдности, применяя материалы с определёнными характеристиками. Любые ошибки приводят к тому, что книга теряет прочность переплета, а это совершенно недопустимо. Так что переплётчики несут большую ответственность за конечный результат, стараясь выполнять работу на отлично. Людмила Васильевна так привыкла делать в жизни всё.
Менялся коллектив, приходили и уходили люди. Многие остались в памяти. Нынешнего директора белорецкого Дома печати Гульнару Мухаметгалину, на которой сейчас лежит ответственность за всю издательскую работу предприятия, Людмила Шунина помнит молодой девчонкой. Слова благодарности за науку говорит она и в адрес Ираиды Павловны Липиной, строгой, но мудрой женщины. Много лет проработала в типографии с Борисом Васильевичем Устиновым, пройдя реорганизации и меняющиеся условия работы, осваивая новые технологии. Училась и сама, набиралась опыта, а потом передавала его молодым. Как признаётся Людмила Васильевна, она всегда находила со всеми взаимопонимание, в коллективе жили дружно. Кроме основной работы, были совместные трудовые десанты на покос, заготовку веников. Для совхоза «Укшук» помогали убирать корма, дружно выезжали на копку картошки, за ягодами и грибами.
Жизнь шла своим чередом. Людмила вышла замуж за Владимира Николаевича Шунина, который всегда был верным и любящим её спутником. По словам Людмилы, она человек горячий, а муж относился к ней с неизменным терпением и добротой, Людмила была с ним по-настоящему счастлива. Владимир Николаевич трудился мастером цеха № 1 на Белорецком металлургическом комбинате, был награждён орденом Трудовой Славы.
Вырастили они сына Евгения, дождались внуков, построили дом. Выйдя на пенсию, муж шутил, что Людмила тоже обещала уйти на отдых, но не уточняла, в каком году. К сожалению, супруг ушёл из жизни. Тогда любимая работа, коллектив типографии стали её опорой и поддержкой в трудные дни, помогая справиться с невзгодами и снова вернуться к жизни. Остался у хозяйки дом с огородом, где всегда есть место для приложения сил. Очень любит Людмила Васильевна цветы, которых у нее много и дома, и в саду.
Встречая полувековой юбилей трудовой деятельности, ветеран типографии уверяет, что, пока силы есть, намерена работать. Надо отметить, выглядит Людмила Васильевна бодро, глаза её блестят жизнью, может, потому, что была она счастлива и в рабочей, и в семейной жизни. Коллектив Дома печати желает ей сегодня сил и здоровья, заботы со стороны детей и внуков, ещё долгих лет жизни и радости от работы и общения с коллегами.