Нурислам Шайхулов - автор многих увлекательных повестей и рассказов, известен и как замечательный педагог, много лет отдавший воспитанию сельских детей. С самого детства у Нурислама была мечта стать учителем, поэтому он поступил в Белорецкое педагогическое училище, а после окончания учебы в 1945 году Нурислам Фаткулисламович много лет работал в сельских школах родного района. С 1951-го по 1958 годы Н. Шайхулов трудился корреспондентом, затем ответственным секретарем газеты Белорецкого района и города Белорецка «Сталинсе» («Сталинец»), ныне это газета «Урал». Позже окончил институт по совершенствованию учителей в Уфе. С 1968 года около семи лет работал председателем Зигазинского сельского совета, заслужив авторитет и уважение земляков. В последние годы жизни работал учителем средней школы в Зигазе. Еще в молодости он начал публиковать в республиканских периодических изданиях свои работы. Первая книга Нурислама Шайхулова – сборник рассказов и повестей под названием «Шумит Зилим» -вышла в 1985 году. В произведениях автор увлекательно рассказывает о жизни рабочих леспромхоза, расположенного вдали от больших городов, повседневных проблемах сельчан, лишенных многих атрибутов современной цивилизации. В сборнике «Опасное путешествие», который вышел в свет в 1992 году, писатель в свойственной ему занимательной и красочной манере повествует о приключениях сельских подростков во время летних каникул. Немало страниц книги уделено описанию незабываемых красот белорецкой природы, лесных тайн и повадок обитателей уральской тайги.
Все это близко и понятно ребятишкам, которые учатся в школе села Зигаза. Именно поэтому Тансылу Шарифулловна обратилась к творчеству автора на занятиях кружка. При этом учащиеся не только познакомились с биографией писателя, но и побывали в местах, связанных с его жизнью. Также педагог предложила ребятам попробовать выступить в качестве переводчиков его небольших рассказов, которые еще не публиковались на русском языке.
Дим Гильманов, ученик седьмого класса, с помощью бабушки и дедушки, хорошо владеющих башкирским языком, взялся за этот проект. Результатом совместной работы учителя, ученика и его родных стал литературный перевод рассказа Нурислама Шайхулова «Мелодия курая».
Среди гор и лесов, в глухомани есть маленькая деревня. Из труб тридцати-сорока домов идёт дым. Глядя на людей, нельзя сказать, что деревня плохая. Здесь живут люди разных профессий: есть и охотники, и плотники, и водители. Главная их работа - лес рубить, деревья сажать.Деревня богата талантливыми людьми. Если вечером поднимешься на гору, то услышишь на одном конце деревни звуки гармони, на другом - мелодии скрипки. Умелец Салимьян сам делает скрипки, сам играет. Из одного дома, что в сторонке, тянется мелодия курая, а маленький клуб трясётся от плясок молодёжи.Народ здесь разный. Кураист Ахматша - очень интересный старик. Он лесоруб. Хотя никогда с ружьём не ходил на охоту, на полу у него лежит большая медвежья шкура. Ахматша часто смеётся над опытными стариками-охотниками: «Охотники называются! Хоть одну медвежью шкуру не можете на пол постелить». Те говорят, что медведь в Красную книгу занесён. У Ахматши и на эти слова есть ответ: «А куда раньше смотрели?»
Кураист очень дорожит этой медвежьей шкурой, никому не разрешает наступать на неё в обуви. На смотрах талантов получал он почётные грамоты. Они висят на стене, а за ними - курай. Ахматша осторожно берёт свой курай, ставит стул со спинкой у самой головы медвежьей шкуры, удобно на нём располагается и подносит курай к зубам. Его небольшое тело выпрямляется, и он, приподняв широкую грудь, готов играть мелодию. Глядит кураист карими глазами куда-то вдаль и начинает играть. Откуда выходит эта мелодия? Ей мало места в доме, она льётся из открытого окна на улицу, звенит в окнах соседних домов, ударяется об скалу. Возле дома собираются односельчане. Сколько бы Ахматша ни играл, его музыка никому не надоедает. Правильно назвал его народ кураистом. В молодости лесоруб не знал, что такое песня, что такое мелодия. Где он научился так хорошо играть на курае?
- Из-за этого бурого медведя с белой грудью я научился играть на курае, - начинает объяснять немногословный Ахматша. Берёт курай в одну руку и рассказывает близкому человеку об этой шкуре. – Молодой и сильный, как медведь, был я тогда. В солнечный осенний день пошёл смотреть стога около скалы Ташулак. По сторонам там растут кустарники, а вершина ровная. Как раз у подножия находится моя поляна. Подошёл я к своим стогам, смотрю и глазам своим не верю: сверху, по каменному желобу катятся друг за другом огромные камни. Вот один пролетел очень близко от меня, остановился и лёг на середине поляны. Через некоторое время второй прокатился с большой скоростью. Чья это может быть работа? Завистников у меня вроде нет... Испортит ведь полянку мою. Надо поймать и проучить этого негодяя - такие мысли промелькнули у меня. Держась за кусты, стал я подниматься на вершину. На половине горы остановился отдохнуть и стал наблюдать: никого не видно. Вот опять большой валун, ударяясь о каменные лесенки, полетел вниз. Уже с тала видна вершина скалы, и я решил понаблюдать за этим человеком. Конечно же, очень осторожно. Кто же это? Глазам своим не поверил: белогрудый бурый медведь, держа огромный камень, подошёл к краю скалы. Швырнул камень вниз, а потом, наклонив голову набок, чуть приподняв морду, с удовольствием стал слушать. Я тоже внимательно прислушался, как камень катится вниз, издавая различные звуки, ударяясь о гору Бизмен. Когда стало тихо, медведь снова пошёл за камнем, нашёл нужный, принёс, бросил и опять долго слушал.
«Вот забавный зверь, как любит таинственные звуки и создаёт мелодию. А я, человек, не обращаю внимания на песни, музыку. Хоть бы умел играть на каком-нибудь музыкальном инструменте!» - думаю с удивлением я. А медведь меня не замечает, увлечён своим занятием. Наверху камни, кажется, закончились, потому что зверь поднял с земли большой сосновый пень с несколькими крупными корнями, встал на краю скалы. Перешагнул мешающий толстый длинный корень на пне и толкнул его вниз. Но пень не летел вниз, как камень, а вплотную оказался за спиной зверя. Медведь этому очень рассердился, толкнул со всей силой пень, а толстый корень, который был между ног его, приподнялся и потянул медведя вниз. «Ах!» - произнёс я. Когда открыл глаза, медведь и пень, которые летели вниз по камням, лежали на нижней ступеньке скалы. Я поторопился вниз. Бедняга был весь в крови, а через некоторое время перестал дышать. Очень жалко было медведя-музыканта, слёзы выступили на глаза.
Побежал я в канцелярию, рассказал случай, попросил шкуру медведя оставить мне. С тех пор, как увижу шкуру белогрудого бурого медведя, льётся музыка в душе. Сделал я себе курай, начал учиться играть мелодии, которым было тесно в моём сердце. Хоть и немолодой был, но научился. Этот медведь стал причиной того, что я кураист Ахматша. Есть секрет в том, что я играю у его изголовья: мне кажется, что он передает мне какую-то таинственную мелодию и даже силу...Вот, оказывается, почему Ахматша очень так дорожит этой медвежьей шкурой.
Такие истории хранятся в глухомани, в маленькой деревне, расположенной среди лесов и гор. Вечерами, когда стоишь на горе и слушаешь, эта деревня напоминает дом музыки. У скрипача, старика Салимьяна, да и у гармониста тоже, наверное, есть свои интересные истории.