Накануне мы встретились с юбиляром и встретились не зря: получился интересный разговор с образованным и интеллигентным человеком. Разговор о медицине вообще и хирургии в частности. Сергей Яковлевич любит спорт, среди его видов выделяет хоккей и горные лыжи (к которым приобщил сын Григорий), любит и просто погулять по лесу.
Сергей Серёгин родился в Нижнем Авзяне в семье врача и учительницы. Работа его отца Якова Григорьевича (уже тогда он был опытным хирургом, а потом стал отличником здравоохранения России и Башкортостана) предопределила будущую профессию Сергея Яковлевича. В доме было много книг по медицине, которые сын с удовольствием читал. После школы он поступил в Уфимский медицинский институт на кафедру «Лечебное дело».
- Сергей Яковлевич, расскажите о себе и своей семье.
- Моя профессия была предопределена с детства. У меня, наверное, как и у многих детей медиков, дорога из школы шла в медицину. Практиковаться я начал уже во время учёбы в мединституте, приезжая домой на каникулы. Отец звонил и говорил: «Прибегай скорее, интересный случай!» Через полчаса я уже был в операционной…
Своей супруге Марии Артуровне я верен также, как и выбранной профессии. Она всю жизнь проработала в детском саду музыкальным работником. У нас два сына - Степан и Григорий. Растут три внучки и один внук. Но дети не стали медиками, да я сильно и не настаивал. Они нашли себя в других сферах. Теперь надежда на внуков: может быть, кто-то из них захочет продолжить династию.
- Вы в медицине больше 40 лет. Что изменилось за это время?
- Да, я работаю уже 42 года. А изменилось многое. Изменилась и система обучения. Я не думаю, что новации привели к улучшению подготовки студентов. Если говорить о нашем регионе, то раньше к третьему курсу студенты уже определялись, кем они хотят стать. И последние два года шло профилирование, а после окончания института была годичная интернатура. К примеру, наша больница (в то время медсанчасть БМК) была базой подготовки. За год будущие врачи-хирурги должны были освоить базовые навыки проведения операций. Молодые врачи могли практиковаться и нарабатывать своё мастерство во всех периферийных больницах. Сейчас такого нет. Выпускники медицинского вуза проходят клиническую ординатуру (два года) в Уфе, но я не думаю, что им просто попасть в операционную в качестве клинического ординатора. Молодым специалистам приходится, так сказать, «подносить снаряды»: оформлять документы и прочее. Понятное дело, что эту работу кто-то тоже должен выполнять. Но ведь для хирурга очень важна практика, она ДОЛЖНА БЫТЬ! Глядя на приезжающих молодых врачей, мы, старшее поколение, понимаем, что «с рукоделием» у них не очень. И дело совсем не в людях, а в системе. Хотя ребята попадаются толковые.
Раньше к нам за год приезжали по 8-10 интернов. Только в Белорецкой больнице было четыре хирургических отделения по 60 коек в каждом (сейчас осталось всего 80 мест). Кроме этого, были врачи, операционные и хирургические отделения в участковых больницах Авзяна, Инзера, Тирляна. Теперь всего этого нет… И люди даже с несложными проблемами, которые можно было решить на месте, вынуждены ехать в город.
- Почему такая ситуация?
- Врачей не хватает. Ситуация, конечно, грустная. Думаю, сложилась она потому, что не было должной поддержки. От нас в соседний Магнитогорск уехали несколько хороших специалис-
тов. Ведь для человека главное - семья, дом. А если нет своего жилья, то надо искать такое место работы, где помогут в решении этого вопроса. Второй момент: выпускники медицинских вузов приезжают, но, поработав какое-то время и опять же, не решив вопрос с жильём или «не зацепившись за семью», уезжают в другой город.
Многие говорят, что 90-е были самыми трудными годами. Да, времена непростые были. Но для медицины, в частности, для хирургии это было золотое время. Тогда работали семь операционных, сейчас осталось только три. Времена меняются, но оптимизация, которая прошла в здравоохранении, не всегда была на пользу, в том числе и для пациентов. К примеру, капитальный ремонт в первом хирургическом отделении последний раз проводился в 2001 году, в то время я был заведующим отделением. Хотя, конечно, есть и положительные моменты.
- Что стало лучше, чем было раньше?
- Сейчас очень хорошо развиваются некоторые виды специализированной помощи. Например, рентгенэндоваскулярная диагностика и хирургия (диагностика и лечение сосудов). В Белорецке теперь выполняются коронарография, стентирование и другие исследования и манипуляции. Конечно, это большое достижение. Плюсы есть! Но если говорить в целом – местная хирургия страдает.
Например, онкологию, по сути, мы не лечим, отправляем людей в республиканский онкодиспансер. Больные вынуждены ехать в Уфу, хотя раньше наши врачи проводили такие операции здесь, на месте. Плановых операций стало в разы меньше, чем экстренных. А ведь чем больше делается плановых операций, тем меньше осложнений.
Зато в травматологии - большой прорыв: у нас делают артроскопию, эндопротезирование. Прогресс и движение есть, конечно. Но хочется, чтобы медицине уделялось больше внимания.
Недавно разговаривал с главным хирургом нашей республики и от него узнал, что в каких-то районах положение критическое: вообще нет врачей, да и условий для работы. Так что в Белорецке ситуация в этом плане получше, - сказал Сергей Яковлевич.
Добавлю, что вопрос медицинских кадров волнует и главу республики, который не раз говорил о том, что медицинский работник должен закрепиться на месте, а для этого надо сделать его жизнь максимально комфортной. Радий Хабиров поставил задачу: медицинская помощь должна быть высококачественной и доступной для всех жителей, в том числе из удалённых сёл и деревень. Сейчас в республике действуют программы для привлечения врачей. Такие проекты как «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Дефицитные специальности» позволили более 296 работникам в прошлом году получить компенсационные выплаты. Нехватка врачей покрывается привлечением к практической деятельности в амбулаторно-поликлиническом звене врачей-ординаторов.
- Есть ли у вас мечта? Что бы вы хотели пожелать своим коллегам?
- Я очень благодарен своим наставникам Анатолию Ёлосову, Юрию Ларионову, первому главному врачу больницы Нине Мордвиновой и, конечно, отцу - Якову Григорьевичу Серёгину. Это уникальные люди, которые проработали в медицине долгие годы и вылечили сотни людей. А мечта моя в том, чтобы люди меньше болели и следили за своим здоровьем. Чтобы в нашем стационаре были хорошие условия для работы и лечения пациентов. Хотелось бы, чтобы приезжали в Белорецк молодые доктора, чтобы у них была мотивация жить и работать в нашем городе.
- Спасибо за беседу. С днём рождения, здоровья вам и вашей семье.
Илья ПАНЧЕНКО
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab