+1 °С
Снег
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Учиться, как Сталин сказал

Сегодняшний обзор начнём с 1929 года. Просматривать будем не только августовские номера, но и частично сентябрьские: как-никак скоро большой праздник – День знаний.

Учиться, как Сталин сказал
Учиться, как Сталин сказал

Как только открываю эту подшивку, испытываю веяние той непростой эпохи. От пожелтевших страниц исходит дух борьбы и противления всему старому, уже изжившему своё, дух обновления и надежды, дух отрицания и крайней категоричности. А ещё – всеобщая подозрительность, поиск врагов и желание их уничтожения. Взять заголовки: «Требуем высшей меры наказания», «Кулаки сожгли урожай коммуны», «Они пляшут под кулацкую дудку»…

На первой полосе одного из номеров - заметка: «Бюро канткома решило послать тов. Семёнова в одну из волостей уполномоченным по хлебозаготовкам, но последний от поездки категорически отказался, мотивируя свой поступок тем, что он не знает деревни…»
Далее говорится, что партийное бюро канткома постановило снять товарища Семёнова с работы и поставило вопрос о дальнейшем пребывании его в партии. В те годы от партийных заданий отказываться было нельзя.
Газета пестрит сообщениями об ударном труде и социалистическом соревновании: «Мы, рабочие Рыжкин Кирилл, Немков Андрей, Кочетков Дмитрий, Шекунов Николай, Перчаткин Алексей и Иштуганов, принимаем вызов ударной бригады смены Масленникова…»
Переворачиваю несколько страниц и нахожу заметку: «Директор Зигазинского завода очень грубо общается с рабочими. Последние от души желают, чтобы он переменил своё отношение».

В другом номере: «В деревне Юлдашево единственного учителя взяли в армию, и теперь школа осталась без преподавателя».
Короткие сообщения со знаком вопроса: «Почему Зигазинское общество потребителей полученную партию валенок распределило между своими сотрудниками, оставив рабочих без валенок?.. Почему шефы обещали поставить в Ломовке спектакль, публика собралась, а шефы не приехали?.. Почему в Туканской школе на 120 учеников приходится только две учительницы, которые поэтому не могут хорошо работать?»

Через несколько страниц - сообщение о работе Зигазинской школы: «Плохо участвуют местные учителя в общественной жизни. Им некогда. Одна учительница, например, как религиозная, распевает псалмы на квартире, плача по ночам, что церковь закрыта, и другие тоже не из активных…»

Представляете, какая в те годы происходила ломка сознания?! Людям, привыкшим жить традиционными устоями и воззрениями, основанными в первую очередь на религиозности, в одночасье объявили на официальном уровне, что Бога нет! Особенно непросто было учителям, по крайней мере, тем из них, которые, оставаясь преданными своей вере, должны были учить и воспитывать детей в новом духе.

Вот ещё показательная заметка, характеризующая дух первых лет советской власти: «Рабочий доменного цеха Мамышкин, будучи членом профсоюза, ездил в Ломовку венчаться. Рабочие доменного цеха поздравляют Мамышкина… с позорным браком». Вот так!

Полистав газеты за 1929 год, я вдруг нашел заметку, которая касается введения нового советского календаря. Большевики назвали его вечным: «Год разбивается на две части: на 360 дней, в течение которых предприятия непрерывно работают, и 5 дней революционных праздников, когда предприятия отдыхают. 360 дней разбиты на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Каждый месяц разбит на шесть недель по 5 дней в каждой...»
Каково? Календарь действовал недолго, но обратите внимание на количество праздников, которые были учреждены и являлись выходными днями: их всего пять в году! Среди выходных – день рождения и смерти Ленина.
Вышеупомянутая заметка значится под заголовком: «Похороним субботу и воскресенье!»
Некоторые исследователи полагают, что власти, введя такой календарь, пытались прежде всего уничтожить символические признаки христианства, одним из упоминаний которого является воскресный день.

Подшивка за 1939 год. Августовские номера. Заметка о Всероссийском совещании учителей: «В Москве закрылось Всероссийское совещание учителей, обсудившее проект устава средней школы… Проект определяет ответственность директора за обучение и воспитание учащихся, а также за состояние всего хозяйства вверенной ему школы».
Далее - развернутая статья о совещании учителей района: «В школах города и района до сего времени есть еще учителя, которые в погоне за длинным рублем берутся преподавать свои предметы в очень большом количестве. Из этого следует: спешная подготовка таких учителей к урокам, запущенность в проверке тетрадей. Другие работники школ говорили о том, что руководители районного отдела народного образования посылают иногда на работу в районные школы людей, не имеющих ничего общего с педагогической специальностью. Например, в прошлом учебном году немецкий язык в В. Авзянской неполной средней школе преподавала уборщица, которая попала на учительскую работу благодаря тому, что районный отдел народного образования не проверил ее знаний при зачислении в преподавательский штат».

Подшивка за 1943 год. Сентябрьские газеты. Сообщение на первой странице одного из номеров: «Отремонтированные, чистые, по-праздничному убранные школы радушно встретили учащихся. 1 сентября – первый день занятий – прошёл в школах города организованно, настроение учителей и учащихся приподнятое, праздничное. Особенно хорошо выглядит школа № 15, получившая за лучшую подготовку к новому учебному году переходящее Красное Знамя горкома ВКП(б)…»
Сводка Совинформбюро: «В Донбассе наши войска, развивая успешное наступление, овладели центром Донбасса – городом Сталино, городом и железнодорожным узлом Красноармейское, городом и крупным узлом железных дорог Ясиноватая, городом Новоэкономическое, районным центром Авдеевка…»
Как будто прочитал сводки не прошлой эпохи, а последних дней.
Заметка под названием «Подарок фронту»: «Коллектив цеха, где начальником т. Феоктистов, считается одним из лучших на металлургическом заводе. И сейчас, когда Красная Армия победоносно идет на запад, коллектив цеха показывает примеры самоотверженного труда. Рабочие широко развернули социалистическое соревнование, стремятся достойно встретить 25-летие Башкирии».
Заметка о подготовке к новому учебному году: «День поступления в школу – замечательный день. Дети будут веселиться покажут свои достижения, они громко скажут: «Учиться отлично, учиться, как Сталин любимый сказал. Быть готовым за Родину биться, если враг на Союз наш напал».

Подшивка за 1955 год. В одном из августовских номеров читаю развернутый материал о подготовке к новому учебному году. Ключевая мысль: ни в одной стране мира дети не окружены такой заботой, как у нас. И это совершеннейшая истина! Пожалуй, мы только сегодня осознали, насколько цельной, выверенной и качественной была советская система образования.
Один учитель рассказал мне такой случай: в школу, где он работал, в годы горбачевской перестройки приехали педагоги из США в рамках программы обмена опытом. Они долго и тщательно знакомились с советской методикой преподавания, и в конце один американский педагог произнес: «Я в восторге от советской школы! Вам удаётся учить всех!» Между тем грамотность в США до сих пор является одной из самых низких в мире, более 20% населения в стране едва читают по слогам.
В сентябрьском номере
1955 года нахожу сообщение об открытии новой школы в Заматинском районе: «Наступает самая торжественная минута. Учительница Екатерина Ар-
темьевна Козлова срывающимся от волнения голосом, обращаясь к своим питомцам-ученикам первого класса, говорит: «Дорогие ребята, сегодня нам выпала честь первыми переступить порог новой школы. Так оправдаем же эту честь, будем достойной сменой старшего поколения!»
А следующая заметка наверняка вызовет волну ностальгии у каждого советского школьника, который помнит массовую копку картофеля, когда ученики и учителя помогали колхозам и совхозам убирать урожай: «С комсомольским задором приступили к уборке овощей и картофеля учащиеся Инзерской средней школы в колхозе имени Калинина. Они взяли на себя обязательства убрать 49 гектаров картофеля, 1,3 гектара моркови и четыре гектара капусты и свёклы».

Открываю подшивку за 1969 год и натыкаюсь на большой материал под названием «Вера и разум»: «Как только дело доходит до религии, то её защитники ставят вопрос с ног на голову, заявляя, что вера выше разума».
Знаете, возможно, я бы не обратил на неё внимания, если бы не фамилия автора: Чертов! Оказывается, материал публиковался в нескольких номерах, и фамилия под другими частями статьи звучала уже несколько иначе. Судя по всему, из нее при наборе выпала одна буковка.
На первой полосе последнего августовского номера - воззвание к школьникам: «Накануне нового учебного года учителя всех школ города собирались на свой большой педагогический совет. Всё, что говорилось на нём, было проникнуто большой заботой о тебе, школьник. Так будь же достоин этой заботы!»
Переворачиваю несколько страниц и вижу портрет молодого рабочего, внизу подпись: «Евгений Николаевич Копьёв – бензорезчик. Это один из лучших рабочих капрового цеха металлургического комбината».
В другом номере – фото работницы и подпись: «В коллективе электромоторного цеха металлургического комбината по-ударному трудится обмотчица моторов З.Н. Веденеева. Передовая работница охотно делится своим опытом с молодёжью».
Человек труда был главным героем и в прессе, и на телевидении. Про таких людей снимали фильмы и писали книги.

Подшивка за 1974 год. Удивительно, как поменялась советская эпоха к семидесятым годам прошлого столетия! Ни одного критического материала в отличие от публикаций первых советских лет. Точнее - их очень мало, и все изложены по принципу: «всё хорошо, но есть еще отдельные недостатки».
Думаю, что подобное информационное глянцевание действительности и привело к краху советского строя.
Вновь обзорная статья о августовском педсовете: «В воспитании у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения большая роль отводится школьному комсомолу и пионерской организации».
Рядом - очень показательная заметка о ремонте школы № 10: «Учителя нашей школы, комитет ВЛКСМ вместе с шефом – заводом тракторных рессор и пружин разработали план трудовой четверти. Все учащиеся 5-х, 6-х, 7-х, 9-х классов были разделены на бригады. Пятиклассники и шестиклассники по скользящему графику ухаживали за пришкольным участком. У семиклассников задание было серьезное: по заказу шефов они изготавливали стопорные кольца для сельскохозяйственных машин в школьных мастерских. Девятиклассники – народ в школе совсем уже взрослый. Они должны были свою трудовую четверть провести на заводе…»

Подшивка за 1984 год. Производственная заметка: «На капитальном ремонте доменной печи № 2 на металлургическом комбинате началась заливка фундамента печи».
К сожалению, современные дети уже никогда не увидят начало металлургического процесса на нашем комбинате, то есть работу доменного и мартеновского цехов, куда нас, советских ребятишек, постоянно водили на экскурсии…
В другом номере – выступление директора Белорецкого металлургического комбината Вадима Анатольевича Кулеши о том, как производственники помогают осуществлять реформу советской школы (тогда начались преобразования в системе образования): «Ещё в мае на комбинате издан приказ, в котором намечено осуществить ряд мероприятий по решению задач реформы. В частности, предусмотрено усиление шефской помощи школам, проведение крупного ремонта помещений, а также сооружение пристроя к зданию школы № 13. Понимая значение закрепления учительских кадров, мы рассмотрим возможность улучшения жилищных условий преподавателей».

Завершить сегодняшний обзор хочу датой, которую наша страна отмечает каждый год. В августе 1943 года советские войска разгромили фашистов в битве на Курской дуге. Это было одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Но через 80 лет в Курской области снова гремят взрывы, снова идут в бой наши защитники…
Вновь открыл подшивку за 1943-й и в одном из августовских номеров увидел письмо народа башкирским джигитам-фронтовикам. Это было послание наших тружеников тыла тем, кто отстаивал свободу Родины на фронтах Великой Отечественной. Процитирую несколько строк: «Фашисты захотели нашей земли – набейте же досыта сырой землей их прожорливые глотки! Если они не бросают оружий и не сдаются в плен – да будет им смерть! Таков приговор народа. Выполняйте его без пощады».
Согласитесь, очень жёстко... Но в те годы иначе было нельзя. Впрочем, это послание актуально и в наши дни.

Игорь Калугин. Фото автора.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

Учиться, как Сталин сказал
Учиться, как Сталин сказал
Автор:
Читайте нас: