Как одевались местные жители?
У мужчин был обыкновенный костюм, который состоял из брюк самого простого покроя, простых сапог, фуражки, только рубашки имели более оригинальный самобытный вид, а именно, были вышиты у ворота обшлага и подол. Рубашки были различного цвета, по преимуществу яркого, нитки на вышитых узорах тоже яркие, резко выделяющиеся на фоне рубашки.
У женщин костюмы были гораздо ярче и оригинальнее. Прежде всего надевали так называемые «рукава» - это чаще всего коротенькая, но пышная белая кофта, с очень широкими и длинными рукавами, которые засучивались выше локтя, затягивались и перевязывались яркими лентами. Рукава шили обычно из простого грубого полотна или из тонких, изящных материй, но, как правило, всегда белоснежного цвета. Точно также и вышивка: от самых простых узоров - кубиков, квадратиков, до самых сложных, красивых, состоящих из сочетания цветов, бабочек, трав и плодов. Иногда бывал вышит и ворот кофты. Рукава часто отделывались с края и у ворота белыми кружевами (от самых узеньких, простых и грубых - до широких, изящных и тонких). Вышивки на рукавах всегда бывали исполнены преимущественно двумя цветами ниток - черными и красными, но иногда примешивались и другие - желтый и голубой.
Сверх этой кофты надевался сарафан, который имел форму большой очень широкой юбки на лямках, надевающийся выше груди - под мышками. Застегивался спереди на одну только пуговку. Сарафаны шили из различных материй, за исключением дорогих - тонкого шёлка, бархата и т.д. Самый простой сарафан - это ситцевый, а нарядными считались сатиновые сарафаны. Цвета были различными. У девушек преобладали ярко-розовые, голубые, красные и т.д. У женщин - с цветами, узорами, у старух темные - черные и кубовые. Внизу у сарафана обязательно пришивались от одной до трех оборки из того же материала, иногда отделанные кружевом. Сарафан считался нарядным, если он был более ярким и широким.
В талии сарафаны завязывали фартуками - тоже всех сортов, цветов и материй. В основном преобладали длинные и очень большие, которые закрывали весь перед и даже бока. Внизу они были вышиты (от простых рисунков до самых замысловатых) нитками всех цветов. Часто внизу были пришиты черные, белые или кремовые кружева. Поверх фартука надевался очень длинный жесткий пояс, сотканный из шелковых ниток, при чем на этом поясе присутствовали все цвета радуги, которые постепенно переходили из одного тона в другой. Пояс завязывался сбоку и спускался почти до пола, оканчиваясь яркими кистями.
Платки на головах девушки подвязывали под подбородком. Женщины платки завязывали назад кончиками и оставляли их торчать с боков. Платки были тоже всех сортов. Самыми нарядными считались шелковые.
Ног из-под сарафана не было видно, только лишь выглядывали кончики носков. На ногах - обыкновенные простые ботинки и туфли, конечно, без каблуков. Чулки - белые, желтые, серые и черные из грубых ниток. На шею надевали бусы. В основном все носили топазы - это самые старинные бусы. Крупные, граненые, белые и прозрачные топазы довольно тяжелые. Вешали сразу по несколько ниток, иногда лишь по одной, сзади завязывали их бантом из яркой ленты. У девушек косы заплетали до самого кончика и вплетали яркие, преимущественно алые ленты.
Обычаи
В воскресенье, а тем более в праздники нельзя было работать. Обычно в большие праздники ходили друг к другу в гости шумными компаниями. Напивались до чёртиков как мужики, так и бабы. Пели и плясали прямо на улицах.
На вечёрках у молодежи все игры заканчивались поцелуями. После вечёрок оставались все на ночёвки. Ночёвки - довольно оригинальный обычай. Если днём парень шел с девушкой по улице, и кто-то их видел, то эту пару прославляли на весь завод. И ночевать вечером с этим же парнем было в порядке вещей. При этом говорили: «Что она за девка? С ней и парни не ночуют!»
Но девушки обычно пускали ночевать только парней известных своей высокой нравственностью. Без разрешения парень не мог прийти к девушке и не имел права сердиться на нее, если она не разрешала. Девушки преимущественно ночевали со своими заветными «махерами» (так называли парня, за которого девушка собиралась выйти замуж). Если она почему-то ночевала с другим парнем, то её «махер» лупил его. И лупил довольно-таки сильно. Что самое интересное: всё это называлось любовью.
Если девушка кого-нибудь любила, то она сразу же становилась его рабой и должна была делать то, что он хочет. При этом боялась даже взглянуть на других.
Вечерами обыкновенно собирались компаниями. Сперва девушки, а уж потом к ним присоединялись и парни. Парни садились на колени к своей заветной, обнимались, целовались, о чем-то шептались. Они нисколько не стеснялись друг друга и говорили довольно нецензурные вещи. Никакой вежливости не существовало.
Девичья жизнь куда привольней бабьей. Выходя замуж, девушка прощалась со всеми радостями и весельем. Она становилась рабой мужа и исполняла всю домашнюю работу. У ней не было ни минуты покоя. Она, например, должна была носить на себе воду во всякую погоду, несмотря на то, что на дворе у многих часто стояли несколько лошадей. Если приезжал откуда-то муж, она должна была распрячь лошадь, накормить мужа и даже снять с мужа сапоги, а ведь у нее еще куча ребятишек, да забот полон рот.
В общественной жизни женщина не принимала никакого участия. Кругозор ее был очень мал, ум ограничен. Оставшись вдовой, она попадала в ужасное положение. Долго и с трудом привыкала к вдовьей жизни. Но бабы - удивительные работницы в отличие от мужиков, которым жилось намного легче. Она никогда и никому не жаловалась, никуда не стремилась и не желала ничего знать, кроме своего хозяйства. О воспитании ребят не заботились. Ребенок сам собой развивался. Одевали их, кормили, иногда ругали, а иной раз, что случалось довольно редко, ласкали. На ученье смотрели весьма косо. Учили преимущественно мальчиков, девочкам это было совсем не нужно. Единственным развлечением для женщин являлось посплетничать с кумушками.
Занимались в посёлке в основном огородничеством и скотоводством. Весной все население - на огородах, в летний период все разъезжались на покосы, и в поселке оставались только старики и дети.
Зимой устраивались так называемые «посиделки» и «супрядки». Посиделки обычно устраивались девушками у какой-нибудь подруги, к которой каждая приходила со своей работой. Во время посиделок работали, болтали и пели. На супрядки хозяйка дома приглашала к себе хороших прясниц. Угощала их, веселила, а они пряли ей пряжу. Если супрядка состояла из девушек, то приходили и парни с гармошками, и девушки между работой с ними плясали.
Каждый вечер, когда заканчивалась работа, девушки собирались на улицах и пели песни.
Поверья
Народ был суеверный. Верили во всех сказочных существ. Верили в русалок, в лешего. Если человек плутал в лесу, то это проделки лешего. Но особенно верили в домового и звали его уважительно: хозяин. Если начинала умирать скотина - это потому, что хозяин чем-нибудь не доволен, знать, чем-то обидели. Старались ему угождать. Если ночью на теле появлялись синяки, то были убеждены, что это проделки хозяина. Чтобы как-нибудь умилостивить его, бросали домовому за печку калачи хлеба.
Верили и в чертей. Не многие соглашались идти ночью в баню, дабы их не встретить.
Верили, что душа покойника принимала участие в поминальном обеде, и поэтому обычно клали ложку под скатерть.
Когда умирал человек, то ставили на окошко ложку с водой, чтобы душа, прощаясь с земным сосуществованием, улетая, искупалась.
После Пасхи до Вознесения нельзя было выливать за окно воду, так как можно было облить Христа, ходящего по Земле.
Когда гремел гром, то бабы верили, что это Илья-пророк на своей огненной колеснице по небу ездил.
Грех было в пятницу прясть лён, так как на том свете глаза костригой засорят. Нельзя было выливать воду через руку, а то скоро умрёшь. Вообще, было много разных мелких суеверий и всегда одно оправдание: «Так делали наши деды», «Так говорят старики».
Сильно верили в сглаз. Если кто-нибудь болел, то искали причину не в простуде, а первым долгом: кто сглазил? Если кого-то хвалили, например, какое-нибудь домашнее животное: «Какая славная телочка?» - то хозяйка тут же отвечала: «Соль тебе в глаза!»
Умирали цыплята, хворали люди, переставали доиться коровы - всё это сглаз. С коровьим молоком происходили целые истории. Не давали молока посторонним не потому, что нет, а потому, что корова могла испортиться. А если кому-нибудь несли молоко, то предварительно его солили, так как приходилось идти через перекресток, а корова от этого тоже могла бы испортиться.
Были некоторые бабы, которые могли сажать килу, то есть опухоль, обычно на щеке. Лечили эту килу отговорами и молитвами, так же, как и сглаз.
От укуса змеи и для остановки кровотечения также существовали разные заговоры. К примеру, если у коровы молоко было с кровью, то его выливали между грядок на землю. Считалось, что корова после этого должна была выздороветь. Прежде чем резали овечку - крестили ножик, саму овечку и свои руки.
Подготовил Андрей Ткачёв.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab