+17 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Труд белоречан - вклад в Победу

Сегодняшнее поколение белоречан гордится теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал Победу здесь, в тылу, работал у станков, перевыполняя государственные планы, помогал фронту. Наш маленький город сделал весомый вклад в достижении глобальной цели – уничтожение фашизма.

Труд белоречан - вклад в Победу
Труд белоречан - вклад в Победу

Жители Белоречья, проявив массовый трудовой героизм, обеспечили бесперебойное производство на предприятиях, выпускающих военную и гражданскую продукцию. 13577 человек были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учреждённой в июне 1945 года. Четверо были награждены орденом Ленина, 22 человека — орденом Трудового Красного Знамени, 19 белоречан - орденом Красной Звезды, 38 человек — орденом «Знак Почёта», 28 человек — медалью «За трудовую доблесть», 33 труженика - медалью «За трудовое отличие».
Без сомнений, наш Белорецк достоин носить почётное звание - Город трудовой доблести.

В 1940 году было принято решение о создании в нашем городе Белорецкого металлургического комбината в составе следующих хозяйственных единиц: Белорецкий металлургический завод, Тирлянский листопрокатный завод, Горнорудное управление в составе Туканского и Комаровского железных рудников, Белорецкой лесной конторы и Белорецкой железной дороги. Связка этих заводов и предприятий оказалась уникальной и сыграла в годы войны значительную роль.
БМЗ имел собственную сырьевую базу для производства чугуна, стали и проката, обеспечивал сталепроволочно-канатный завод катанкой для изготовления метизной продукции, листопрокатный завод – сутункой для прокатки листа. Важную роль сыграла и узкоколейная железная дорога, обеспечивающая заводы необходимым сырьем и технологическими материалами.
В первые же месяцы войны производство на заводах Белорецка было перестроено на военные рельсы. В декабре 1941 года на Белорецком металлургическом заводе впервые в СССР мартеновским способом был выплавлен и в начале 1942 года прокатан на катанку диаметром 6 мм металл для изготовления шарикоподшипников марок ШХ6, ШХ10, ШХ15. Такой практики еще не было в истории советской металлургии, чтобы в мартеновских печах варили шарикоподшипниковую сталь.
Учитывая важность выпускаемой продукции, весной 1942 года Белорецкий сталепрволочно-канатный завод был объявлен военным предприятием. Заводу был присвоен № 706 и позывной «Жемчужина». Ни одна единица автоматического оружия Советского Союза не могла стрелять без пружинной проволоки, произведенной на БСПКЗ. И до 1943 года никто, кроме Белорецка, не поставлял метизы на танковые, авиационные, артиллерийские, оружейные и другие предприятия страны.
Стальные канаты использовались в угольной и горнорудной промышленности, морском и речном транспорте, на подъемно-транспортном оборудовании всех предприятий страны. Авиационные канаты, проволока особо высокого сопротивления требовались для производства самолетов, пружинная проволока –
для автомобилей и танков, автоплетенка – для изготовления шин для «ЗИСов» и полуторок. Кардная, ремизная, гребнечесальная, игольная проволока были нужны для пошива гимнастерок, шинелей, парашютов. Аэростатные тросы, специальные сорта рояльной, морской и кабельной проволоки также шли на оборонные заказы. В номенклатуру выпуска завода вошли такие крайне необходимые для оборонной промышленности виды продукции, как проволока из легированных сталей — шарикоподшипниковая, пружинная хромованадиевая, нержавеющая. Впервые в стране сталепроволочники начали осваивать волочение труднодеформируемых железо-хром-алюминиевых сталей и сплавов ферритного класса. Это было серьезным достижением, потому что в продукции нашего завода остро нуждались предприятия, производившие самые разные виды вооружения — от стрелкового оружия до реактивных минометов.
В 1943 году по заданию Государственного комитета обороны на Белорецком металлургическом комбинате было срочно организовано производство зажигательных бомб и головок снарядов для гвардейских минометов «Катюша». Также изготавливали пальцы для танковых гусениц, окопные печки, саперные лопаты и многое другое.
За годы войны белорецкие предприятия совершили качественный рывок вперед. Металлурги освоили выплавку 90 марок легированной высококачественной стали, прокат более 15 марок металла. Сталепроволочники – производство десятков видов стальной проволоки и канатов, увеличив выпуск метизной продукции с 37,87 тысячи тонн (в 1941 году) до 51,115 тысячи тонн (в 1945-м). Всего за годы войны объем валовой продукции возрос почти на 50%.
Были построены новые цеха: сталепроволочный цех № 4, цех легированной проволоки, канатный цех № 17, гидроэлектростанция и другие. Механический, фасонолитейный, электроремонтный и некоторые другие цеха были перестроены на выпуск изделий непосредственно для фронта. Все годы войны наши заводы перевыполняли государственные планы. За героический труд в тылу и успешное выполнение правительственных заданий более 15 тысяч работников белорецких предприятий были награждены орденами и медалями СССР.
В начале войны в Белорецк были эвакуированы предприятия:
 231-й Клинский машиностроительный завод, оборудование которого было размещено в стенах Дворца культуры металлургов. Там производили заготовки для снарядов.
 Московский завод сельскохозяйственного машиностроения «Автотрактордеталь» имени С.М. Будённого — единственное предприятие в СССР, где делали пружины и запчасти для тракторов и сельхозмашин. На эвакуированном заводе, который расположился на площадке «Белорецкого Горместпромкомбината», изготавливались буферные пружины, пружины для санитарных носилок, пружины взрывателей бомб, клапанные пружины, авиационные штопоры, выполнялись другие заказы для фронта, в том числе 1000 пар лыж в месяц.
 Биметаллический цех московского завода «Серп и Молот», оборудование которого было размещено на базе Белорецкого металлургического завода (электрические печи обжига, волочильные и плющильные станы).
 оборудование Харцызского завода и Одесского канатного завода Украинской ССР, его установили на базе Белорецкого сталепроволочно-канатного завода.
В годы войны по железной дороге со станции Запрудовка в Белорецк курсировал пассажирский поезд, переоборудованный в санитарный. С февраля по июль 1943 года в средней школе № 1 Белорецка располагался эвакогоспиталь, на базе которого был сформирован военный госпиталь № 3544, полевая почта № 92733. 15 сентября 1943 года госпиталь был отправлен на фронт в связи с развернувшимся генеральным наступлением под Сталинградом.
Вследствие эвакуации население Белорецка выросло с 45100 до 55000 человек. Среди эвакуированных в Белорецк были дети-сироты из Смоленской области, которые воспитывались в Белорецком детском доме, а также испанские подростки, обучавшиеся в ремесленном училище № 1.
Помимо помощи фронту, на своих рабочих местах рабочие заводов Белорецка подписывались на военные займы, которые шли на вооружение Красной Армии, и сдавали деньги на оснащение отдельных воинских подразделений. Так, в 1943 году рабочие внесли в фонд обороны 3,374 млн руб., регулярно проводили отработки в выходные дни, заработок за которые шел в тот же фонд.
На строительство авиаэскадрильи «Имени 25-летия Башкирии» жители Белорецка собрали в общей сложности 730 тыс. руб., из которых третья часть (259204 руб.) приходилась на рабочих БМК. Коллектив Белорецкого ремесленного училища № 1 собрал 185 тыс. руб. на строительство танковой колонны «Трудовые резервы». Дважды трудовой героизм и вклад белоречан в дело разгрома фашистской Германии отмечался приветственными телеграммами председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина (март 1944 года).
По мере освобождения страны от немецко-фашистских войск белоречане вносили свой вклад в восстановление освобожденных регионов: на восстановление Ворошиловоградской области рабочие Белорецка внесли 226502 руб., Сталинграда – 31667 руб. Только с ноября 1942 года по май 1943 года молодые  рабочие Белорецка и Тирляна внесли в фонд обороны более 20 млн руб., к январю 1944 года комсомольцы и молодёжь Белорецка отправили Донбассу для Никитского завода 163 тонны катанки и троса, 10 вагонов круглого леса, кровельного железа, запасных частей и разного инвентаря, а также 550 железных кроватей.
Еще в апреле 1934 года в Белорецке был открыт аэроклуб. В конце 1941 года эвакуированный из Москвы Железнодорожный аэроклуб со всем прибывшим постоянным и переменным составом и материальной частью был передан Белорецкому аэроклубу. В 1942 году по распоряжению НКО и ЦС ОСОАВИАХИМа частично Белорецкий аэроклуб с материальной частью, личным составом, аэродромными сооружениями и принадлежавшими ему авиамастерскими был передан в военно-воздушные силы ВМФ на базе Уфимского и Стерлитамакского аэроклубов для организации школы первоначального обучения ВВС ВМФ. В 1943 году был основан Белорецкий парашютно-планерный клуб. Среди бывших курсантов аэроклуба в годы Великой Отечественной войны семь выпускников стали Героями Советского Союза.

За годы войны военкоматами Белорецка и Белорецкого района было призвано 33144 человека - больше половины всего населения. В боях приняли участие
28 тысяч человек, погибло – 9396, значились пропавшими без вести – 4700.
Из шести с половиной тысяч ушедших на фронт металлургов около двух с половиной тысяч не вернулись назад, пав смертью героев. Более 10 тысяч жителей Белоречья были награждены боевыми орденами и медалями.
13 белоречан стали Героями Советского Союза, 1 — полным кавалером ордена Славы, 1 — Героем России за подвиг в годы войны.

В ноябре и декабре 1942 года белорецким доменщикам было присуждено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны и присвоено звание «Лучший доменный цех Советского Союза». В приказе названы директор завода Марков, начальник цеха Антошечкин, секретарь парторганизации Хлёсткин, председатель цехкома Рябов. В числе особо отличившихся в выполнении правительственных заданий по производству боеприпасов были награждены значками «Отличник социалистического соревнования НКЧМ» мастер В.А. Маврин, сварщик Х. Мухометкулов, мастер Ф.Н. Климов, токари Копьёв, А.С. Салов.
В 1945 году орденом Ленина награждены волочильщик завода № 706 С.А. Ветров, директор завода № 706 А.А. Нодельман; орденом Трудового Красного Знамени — волочильщик завода № 706 М.Г. Бабенко, возчик завода № 706 Т.П. Василенко, главный инженер завода № 706 В.И. Гаврилевич, секретарь цеховой парторганизации завода № 706 Ф.Я. Дмитриев, мастер завода № 706 Е.И. Исахова, начальник лаборатории завода № 706 К.П. Колчин, волочильщик завода № 706 И.Ю. Кутуев, травильщик завода № 706 А.С. Марченко.

Подготовили Сергей Болонин, председатель совета ветеранов АО «БМК», Елена Миронова, директор музея.
Фото из архива историко-краеведческого музея Белорецка.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Труд белоречан - вклад в Победу
Труд белоречан - вклад в Победу
Труд белоречан - вклад в Победу
Труд белоречан - вклад в Победу
Автор:
Читайте нас: