Всенародное позорище
Интереснейшую мысль подарил мне мой приятель. Именно подарил, потому что мысль не просто умная, но ещё и радостная. А подарки, как известно, всегда сопряжены с радостью. Попробую озвучить, не исказив смысла.
В одной из молитв Страшный суд называется «всенародным позорищем».
Почему? Потому что суд будет открытым, и всё тайное станет явным. Сразу прошу сделать скидку на мой религиозный дилетантизм, который предполагает некоторую наигранность темы.
Согласитесь, что человеку, о котором на Земле в его окружении было известно всё (пусть даже это связано с чем-то греховным), будет легче на всенародном позорище, чем человеку, который всю жизнь лицемерил, умело лепил себе положительный имидж, а сам, например, брал взятки, воровал, обманывал людей и имел трех любовниц. Ведь про него даже в газете писали с заголовком на всю полосу: «Совесть для меня - не пустой звук!»
А какому-нибудь алкашу и терять нечего. У него на Земле не было никакой репутации, и на всенародном позорище он будет чувствовать себя также свободно и привычно, как чувствовал себя в кабинете мирового судьи, который почти каждые полгода приговаривал его к десяти суткам за бытовое дебоширство.
Влетит душа такого алкаша на судилище и крикнет: «Здравствуйте, товарищи! Здравствуйте, братья и сестры! Всё-то вы про меня знаете. И скрывать мне от вас нечего. Простите!»
Что же получается? Надо жить, как этот алкаш, чтобы на небесах не испытать позора? То есть открыто грешить и ходить с грязно-распахнутой душой? Нет, конечно же.
Просто не надо лицемерить. Помните, как у Высоцкого: «Не лучше ли при жизни быть приличным человеком».
И еще: нельзя напяливать на себя социальные маски, которые не по чину. Сама по себе маска – ещё не грех, если это вынужденная защита от агрессивности среды. Попробуйте хотя бы один час никого не осуждать, и вы увидите, как трудно быть порядочным человеком. Трудно быть добрым…
И вот тогда народное позорище может стать народным оправданием.
Могилы в центре города
Все, наверное, видели Поклонный крест, установленный на улице 5 Июля, возле Центра внешкольной работы. Там когда-то находился величественный Никольский храм, уничтоженный в 1929 году.
Кирпич от разрушенной церкви был использован при строительстве фабрики-кухни (сейчас на этом месте – торговый центр «Сезам») и первого в Белорецке 48-квартирного жилого дома. Стройматериал также выдавался частным лицам.
Люди, старожилы Белорецка, рассказывали, что до начала революционных событий возле алтарной части храма было четыре могилы.
Мы с друзьями копались в Оренбургском и Уфимском архивах, но подтвердить или опровергнуть эту информацию не смогли. И вот совсем недавно белорецкий краевед-поисковик Галина Родионова сумела найти имя священника, похороненного в одной из могил. Его звали Алексей Михайлович Канаев. Скончался он 5 декабря 1902 года. Его супруга Анна Гавриловна Канаева умерла 9 июля 1906 года в возрасте 46 лет. Погребена на приходском кладбище.
Думаю, теперь смело можно устанавливать табличку с именем священника у подножия Поклонного креста. Спасибо белоречанке Галине Родионовой.
Молиться за Ленина
Однажды я спросил своего крёстного - уфимского священника:
- Отец Александр, а можно молиться за Ленина?
- Можно, - спокойно ответил он.
Я смутился. Наступила пауза. Потом батюшка продолжил:
– Но я не смогу…
Будущее за метисами?
В последнее время говорят о нестойкости межнациональных браков. Их ещё называют интернациональными или смешанными. Дескать, жениться и выходить замуж необходимо только за представителя своего народа и своей веры… Чушь!
На мой взгляд, межнациональные браки, наоборот, самые крепкие. У людей в этом случае срабатывает внутренняя защита, когда им хочется показать народ, к которому они принадлежит, с лучшей его стороны.
Меня всегда учили старые журналисты: «Приехал в башкирскую деревню, веди себя сверхпорядочно: по тебе будут судить о всех русских!» И я всегда придерживаюсь этого правила.
В смешанных семьях по большому счету работает тот же принцип, только подспудно, скажем так, на подсознательном уровне: люди стараются угодить друг другу не только потому, что они объяты состоянием любви, но и потому, что не хотят бросать тень на свои народы, к которым принадлежат.
В конце концов, сама природа нам показывает выгодность, плодотворность и благодатность смешанных браков.
Посмотрите, какие красивые и умные дети рождаются в таких семьях! Впрочем, многое зависит от воспитания. Мой зять – башкир -
сам привез священника, когда моя сестра (его жена) попросила освятить дом. На почве межнациональных отношений у них полное согласие. Более того, зять - известный башкирский композитор, даже писал духовную музыку для православного фестиваля. Всё очень просто: если души светлые, то никакие внешние факторы в виде различий национальных культур, верований и традиций никогда не могут стать помехой для человеческого счастья.
Мракобесие – штука крепкая
Я знаю верующих людей, которые вовсю талдычат о конце света. Этот их идея фикс. Они верят в «жидомасонский заговор», жутко боятся 5G, штрихкодов, чипов, изыскивают в документах цифровые обозначения антихриста и даже сжигают свои паспорта.
Самое смешное: спроси такого волонтёра конца света: а что, собственно, это за система 5G? Что измеряет это самое G? Он наверняка и ответить не сможет! Но будет продолжать вещать, что 5G – технология антихриста. Фанатизм выше всякой логики и здравого смысла.
Люди этой категории живут вне любви: они находятся в состоянии постоянной депрессивности. Я заметил такую штуку: о конце света они всегда говорят с какой-то внутренней радостью!
Христос сказал, что о временах и сроках конца мира (так правильно называть) никто знать не может. В семнадцатом веке были так называемые самосожженцы: они сжигали себя в избах вместе с детьми. И тоже верили в скорый приход антихриста, особенно после реформ патриарха Никона. Кстати, в огонь горящих изб добродетели бросали коноплю: наши предки знали, что эта травка вызывает галлюцинации. С глюками, наверное, гореть было не так жарко...
Я не ёрничаю, просто вспомнил слова одно киевского священника, он сказал после начала СВО: «Пока мы на Украине в девяностые годы вовсю боролись с жидомасонами и во всех правителях видели очередного антихриста, ушлые ребята утащили нашу молодежь, осквернили ей мозги, сделав из нее бандеровцевскую гвардию»
Один раз я попытался подсчитать, сколько раз на Руси ожидали конец света. Сбился со счета!
Я думаю, человечество будет жить ещё долго. И Россия обязательно сохранится, потому что Боженька любит нашу страну. Россия много раз елозила на грани пропасти, но не исчезла с политической карты мира!
Правда, возможно, лет через сто-двести русские станут несколько желтоватыми и чуточку раскосыми.
Безымянный спонсор
Я забыл, как его звали! Сломал голову… Позвонил в Абзаково – и там не помнят.
Он вместе с другими спонсорами возродил самую старую мечеть в нашем районе: она находится в селе Абзаково
(на снимке ниже). Он был правнуком имама этой мечети, которого при сталинизме то ли расстреляли, то ли отправили в ГУЛАГ.
Парень вложил много денег, чтобы абзаковская мечеть, которая в советские годы была закрыта, вновь стала центром притяжения для мусульман.
Я помню, лет двадцать назад мы приехали со съемочной группой в это село, чтобы снять открытие мечети. Я хотел взять интервью у спонсора, но он категорически отказался. Сказал что-то вроде: «Я возрождал мечеть не для того, чтобы красоваться перед людьми».
Его уже нет с нами, он ушел в вечные обители… И вот сегодня я не могу вспомнить его имя! Наверное, даже сейчас не хочет красоваться.
Д. Митрич.
Фото автора и Александра Минаева.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab