А ещё его называли вундеркиндом. Правда, некоторые мужики из бригады это слово переиначивали на свой манер: «вундерникт». Но это не важно.
Итак, Коля был вундеркиндом. Почему? Дело в том, что он досконально знал всю историю Великой Отечественной войны. Знал буквально по дням!
Коля был в курсе всех событий, сражений (даже мелких), всех тактических войсковых перемещений. Знал, на каком направлении были сосредоточены самолеты, танки, артбатареи с обеих сторон. Он наизусть помнил биографии всех советских маршалов. Немецких Коля игнорировал.
Он пересмотрел все фильмы о войне и помнил их покадрово.
Спроси его о любом дне с июня 1941-го по май 1945-го, Коля тут же отчеканивал сводку Совинформбюро.
У него была уникальная память! Правда, сам он своей уникальности не ощущал. Говорил так:
- У меня образование - семь классов, я был самым отсталым учеником в школе. Учителям в мою башку ничего не удалось вложить. Они меня в пропащие записали… А тут ещё пришла похоронка: отец погиб в Белоруссии. Мать неделю выла, а я совсем учебу забросил. Забьюсь, бывало, в холодную баню, сижу в темноте и мечтаю мстить. Ой, как хотелось отомстить! Но война на исходе, а мне двенадцать. Братскую могилу, где похоронили отца, я потом нашел, мать туда свозил. Она со спокойной совестью померла. А я вдруг читать стал. Запойно читал! Жуть, как захотелось мне узнать всё о той войне. А башка-то пустая, полочки там свободные, все папки складываются в рядок. И никакой Рахманинов не мешает, - Коля почему-то недолюбливал Рахманинова, хотя наверняка не знал, кто он такой. Для него этот исторический персонаж был символом вечной недосягаемости.
Читал он так яростно, что ему даже очки выписали. Читал только военное.
- Домой с работы иду, - вспоминал Коля, - а в голове одна мысль, одна радость: сейчас с книгой опять обнимусь. Баба не знала, то ли радоваться ей, то ли нет: с одной стороны, я пить перестал, с другой – всё хозяйство запустил. Но я же не Рахманинов, чтобы несколько дел воротить…- примерно так объяснял Коля-вундеркинд свои способности и свой взлёт на исторический олимп.
В бригаде его любили и даже просили рассказать об отдельных битвах. Коля делал это самозабвенно! Он на верстаке, усыпанном металлической пылью, рисовал фортификационные линии, части фронтов, комбинированные прорывы, средства обходов. Мужики слушали Колю с воодушевлением.
Потом они этот верстак перестали использовать в рабочих целях, и железную крошку не смахивали: мол, пусть будет наглядным пособием для Коли-вундеркинда.
Д. Митрич.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab