Китайский вариант
Анализируя рынки сбыта пружин горячей навивки из сложнолегированных марок стали, опытные партии которых прошли испытания и увеличивали срок службы трелёвочных тракторов, мы пришли в выводу, что производство их в начале 90-х годов на Онежском и Алтайском тракторных заводах было остановлено.
Получалось, что теперь лесопромышленные комплексы и их работоспособность зависят от поставок запасных частей. Дефицитом является и наша продукция – пружины натяжения, гусеницы и пальцы трака.
На громадных просторах Сибири и Дальнего Востока работало множество трелёвщиков и другой техники. Первичная проработка показала, что интерес к нашим пружинам, пальцам трака, рессорам есть. Возможно, значительный. Правда, расчет предполагался только по бартеру: продукцией или товарами лёгкой промышленности китайского производства.
Для решения этих вопросов на месте был командирован коммерческий директор. Результаты его поездки обнадёживали. Кроме представителей закупочных компаний, удалось встретиться с представителями китайских фирм, которых интересовали прямые поставки нашей продукции. После переписки и встречи в Благовещенске нам был предложен ряд китайских товаров. Состоялся первый товарообмен. Сделка оказалась выгодной и по дефицитным товарам, и по цене.
Что мы в то время знали о Китае? Как писали наши СМИ, там был промышленный бум. В каждой деревушке стояли самодельные печи для выплавки чугуна и стали, а местные артели пытались копировать и воспроизводить что только можно.
Качество и стоимость детских игрушек, к примеру, впечатляли. В отличие от изделий из тонкостенного металла с прочностью фольги: велосипедики, креслица, стульчики. Как живут жители Поднебесной, я знал из рассказа знакомой, которая совершила туда вояж в качестве челнока. Ознакомившись со всеми нюансами загранпоездки, она приготовила для бартера вещи, которые имели там цену и спрос. Я запомнил: на себя – две шинели, какую-то бижутерию, давилки для чеснока и два карбюратора (в пакете между ног, чтобы пройти таможню). После границы их на поезде, где по стенам и потолку бегали полчища тараканов, довезли до какого-то города. Там они провели в гостинице ночь. И в придачу к уже знакомым насекомым там добавились еще и клопы. Утром на автобусе наших туристов довезли до какого-то пустыря (возможно, стадиона), посреди которого стояло много столов. Потом объяснили, что делать дальше. Это было место для торгов. Продавцы стояли внутри. Скоро, как из табакерки, появилась толпа китаянок со своим товаром. И начался товарообмен. Всё было похоже на какую-то вакханалию, но потом стало понятно, что кому надо. Оказалось, что пугающие крики: «Подлюка, подлюка!» - означали не что иное, как «подруга».
Несколько блюстителей бесцеремонно наводили порядок по ту сторону столов. Через пару часов миссия товарообмена закончилась. На обратном пути опытные челночницы помогли благополучно пройти новичкам таможенные мытарства.
Дальше – больше. Узнав о том, что у нас есть свободные производственные площади, кузнечно-прессовое и металлообрабатывающее оборудование, китайская сторона предложила на пробу, кроме продукции лёгкой промышленности, несколько простеньких мини-тракторов. Заводчан устроила и цена, и возможности этих машин. Как-то сам собой возник вопрос: а может, попробовать договориться с китайской стороной о производстве этих тракторов у нас? Ведь на заводе уже работал кооператив, выпускающий мотоблоки.
Завязалась переписка. Сделка оказалась выгодной для обеих сторон. Состоялся обмен делегациями.
Те из нас, кто тогда побывал в Китае, обратили внимание на сотни российских вагонов с лесом, рудой, углём, нефтепродуктами, стоящих в многокилометровых очередях по нашу сторону границы.
А ещё удивила китайская еда, особенно жареные кузнечики, жучки, черви, фаршированные змеи, китайская водка, которая продавалась во флакончиках и пахла, как одеколон. Ну и, конечно, нагревательные устройства посреди столов в кафешках и ресторанах.
Ознакомившись с нашими возможностями и проработав совместно финансовую сторону вопроса, китайцы согласились на деловые взаимоотношения. Оговорили объемы выпуска тракторов, возможности получения необходимых разрешений, сроки подготовки и начало производства, ответственность сторон, определили следующие этапы работы.
Сначала Китай должен был поставить 100% комплектующих. Мы на месте должны провести сборку, покраску, испытания и продажу техники.
Затем Китай поставляет уже 80% комплектующих, а мы 20% деталей готовим сами по чертежам (или приобретаем). Потом вновь – собираем, красим, испытываем и продаём.
На третьем этапе Китай поставляет двигатели, колёса, некоторые детали. Мы готовим свою часть (либо приобретаем) и, как и ранее, делаем всё то же до продажи техники.
На последнем этапе должна была пройти корректировка наших взаимоотношений и объёмов по результатам предыдущих договорённостей.
Была проведена громадная работа по нашим возможностям. Проверяли всё: разработку технических ресурсов изготовления деталей, расходы металла и материалов, варианты стендов сборки, трудовые затраты, экономические расчёты и прочее.
Время было беспокойное. В нашей стране начиналась приватизация, повсеместное акционирование и расформирование государственных структур. Процесс заключения договора двигался медленно. А закончилось всё в один день: пришло сообщение правительства о том, что цены и таможенные сборы на изделия из-за рубежа, поставляемые как комплектующие и запасные части, выросли вдвое.
Всё было напрасным: и хлопоты, и наши надежды… Но мы даже не удивились. Такое было время.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab