-4 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Эпизоды смутного времени

Как ни крути, а мы с вами живём в непростое время. Причём началось оно вовсе не вчера. И то, что после введения очередных санкций наша страна должна была ответить чем-то конкретным, ни у кого не вызывало сомнений. Тем более что отвечать на вызовы времени нас научили ещё в конце 80-х годов прошлого столетия.

Эпизоды смутного времени
Эпизоды смутного времени

Как и для всей страны, период конца 80-х, девяностые и начало нового столетия для работников Белорецкого завода тракторных рессор и пружин надолго остался в памяти как время реформ.
Сначала практически всё было непонятно, а потом мы узнали, что так завод переходит на рыночные отношения и хозрасчёт. В стране начался полный распад экономики и централизованного планирования. Производственные связи нещадно рвались.
Сначала была распущена компартия – единый орган, ведущий страну в светлым вершинам процветания и народного благосостояния. Потом развалился соцлагерь восточно-европейских стран. Могучий СССР превратился в Союз независимых государств. В итоге преобразований и приватизации остановилось производство во всех сферах жизнедеятельности.
Большинство руководителей всех рангов понятия не имели, как работать в новых условиях, все выкручивались как могли, чтобы найти правильный выход из создавшегося положения. Это было трудное время. Ни правительство, ни министерства не могли определить задачи и способы выбора дальнейшего пути. Это было, как блуждание в потёмках или в тумане, как в мутной воде. Но заводчане не падали духом. Если было нужно – затягивали пояса, терпеливо и сознательно пытались не потерять достигнутое и как-то наладить работу.
Выросла роль рабочих собраний, инициатив, предложений по снижению затрат на производство, расширение ассортимента выпускаемой продукции и её конкурентоспособности. Описывать эти мытарства и потуги по прошествии стольких лет нет необходимости. Но отдельные эпизоды этого мутного или смутного времени хотелось бы вспомнить, ведь они способствовали выходу из кризисной ситуации.
Основным направлением политики завода в это время были изучение и внедрение передового опыта рабочих в рыночных отношениях, в том числе и зарубежного рынка сбыта; расширение технических возможностей оборудования, создание совместных производств. Внедрялись новые технологии, материалы и изделия. Нужно было снизить и налоговое бремя. Делали это за счет освобождения от ненужного, незагруженного оборудования, зданий и сооружений, а также уплотнения производственных площадей. Экономили во всём: в сырье, материалах, энергоресурсах (газе, электроэнергии, тепле, воде) и так далее.

Попытка пробиться в Европу
В 1989 году завод достиг наивысших объемов производства, производительности труда, развития социальной сферы. На фоне международных событий рушатся старые производственные связи с рядом стран соцлагеря и капстран. Исчезает взаимовыгодная интеграция труда. Наш завод был вычеркнут из списка важнейших строек страны.
Используя разветвлённую сеть потребителей нашей продукции и длительные производственные связи, мы пытались найти новых партнеров и что-то от этого получать. Запросы в министерство увенчались успехом: оттуда сообщили, что несколько предприятий Дании, Италии, Швеции, Словакии ищут соратников, поставщиков деталей и комплектующих. Возможно, они решили, по сообщениям СМИ, что в разорённой России можно приобрести всё задаром.
Весной 1990-го мы получили вызов от Словакии на посещение металлообрабатывающего завода в городе Брезова-под-Брадлом, но поехать туда мы смогли только осенью. Всё из-за майского паводка, когда вместо демонстрации нам пришлось спасать материалы, готовую продукцию, имущество и часть оборудования. Размещали всё это мы на площадях рессорного цеха. С помощью привлечённых специалистов других заводов отрасли через пару месяцев мы полностью восстановили и запустили производство, а затем уже организовали командировку.

Первые впечатления
Хвалёная заграница после пограничной станции встретила нас болтанкой в вагоне, который дёргался на стыках. Его болтало так, что передвигаться можно было, только держась за что-нибудь. Наши дороги с более широкой колеёй были намного лучше, поэтому предыдущую ночь мы спокойно проспали.
Нас должны были встретить на станции райцентра Сеница. На перроне уже стояли двое мужчин невысокого роста в одинаковых комбинезонах и бейсболках. Один держал в руках табличку с надписью «Россия», а другой махал рукой и покрикивал: «Берецк, Берецк!» Мы догадались, что они ждут точно нас.
После встречи нас по двое усадили в «Лады», а наш водитель Иржи, как оказалось немного говорящий по-русски, сказал:
- Это же ваши «Лады» - отличные машины! – и громко причмокнул.
По его рассказам мы узнали, что до недавнего времени в их городе располагался контингент войск СССР, всё было нормально. Большинство жителей знали русский язык, его в школах изучали наряду с английским. На прощание он подарил мне зажигалку со словами:
- Прикуривать от спичек неэтично!
Буквально через полчаса мы подъехали к двухэтажному опалубленному строению, на крыльцо выпорхнула круглолицая блондинка:
- Милости просим проходить! Сейчас немного покушать и четыре часа отдыхать.
Нам предложили на выбор что-то похожее на йогурт, чай или кофе, горячие булочки и печенье.
Разместившись в двухместных комнатах (2 койки, тумбочки, холодильник, душевая кабина, платяной шкаф), часа три мы поспали. А потом нас разбудил высокий парень, он представился гидом Йошкой. Нас опять угостили чаем и повезли на экскурсию в крепость на гору Брадло. По дороге объяснили, что директор нас примет через два часа.

Знакомство с заводом
Когда подъехали к заводу, мы были удивлены количеством припаркованных машин. Иржи усмехнулся:
- Что, у вас такого нет? У нас через пару лет будут выборы президента. И теперь практически любой работающий за адресный беспроцентный кредит может получить подержанный авто за приемлемую цену. Страну нашпиговали всем, чем только можно, чтобы показать, что капитализм – это изобилие всего…
Вслед за гидом мы поднялись в приёмную руководителя завода, а потом - в переговорную. Вскоре к нам пришёл шеф - пан Боргула, который сказал, что он прекрасно знает нашу страну, так как работал несколько лет в посольстве.
- Первоначально мы занимались комплектующими для концерна «Шкода» и авиапредприятий, - пояснил директор. – Но скоро грядёт разделение государства, и головные заводы уйдут в Чехию. Будет перепрофилирование. Мы имеем разрешение на продажу излишков оборудования, даже за рубеж. Есть цех машиностроения, чертежи для оборудования вашего профиля, производства метизов, а также для подъёмников горнолыжных трасс.
После обеда будет полноценная экскурсия, точнее – знакомство с нашим производством, - продолжил пан Боргула. – А потом – деловые переговоры. Подпишем условия взаиморасчётов, подготовим протоколы намерения и развития деловых отношений.
При обходе нас сопровождали начальник производства, технолог и Йошка. Конечно, нас в первую очередь интересовало оборудование для металлообработки и изготовления проволоки, пружин, сетки, метизов. Оно было в основном немецкого, итальянского производства, часть они изготовили сами. Имелись и уникальные станки без ручных операций для пружин растяжения, кручения и фигурных. Понравилось, что все работники предприятия были в униформе. Но особенно нас шокировали бытовые помещения для мужчин. Там все стены и шкафчики были разукрашены картинками эротического содержания.

Городские встречи
По нашей просьбе после завершения экскурсии нас подвезли до центра города, и мы прогулялись пешком. Зашли в первый же попавшийся магазин и были буквально ошеломлены увиденным: десятка три вида колбас, бутылочного и баночного пива, всевозможные виды печенья, вафли, хлебобулочные изделия, соки, напитки, многообразные виды шоколадных батончиков, жвачек и прочего… Тогда как у нас дома в гастрономах красовались пустые полки и несколько баночек морской капусты.
Вечером после обследования холодильников в наших номерах, где всё также должно было разнообразить наше пребывание, состоялись горячие дискуссии по увиденному.
Следующие два дня прошли в деловых встречах, обсуждениях, рассмотрениях предложений. За это время нам оформили билеты для выезда.
В последний день была экскурсия в райцентр Сеница, где случайно состоялась интересная встреча. Проходя по центру городка, мы увидели толпу народа, окружавшую высокую площадку, на которой выступали артисты в национальных костюмах.
- Это, наверное, предвыборное мероприятие, - предположил Йошка.
И точно. Обогнув толпу, мы пошли к своей машине. Вдруг впереди резко затормозили два авто, из них выскочили несколько человек и пошли нам навстречу.
- В сторону, в сторону! – командовали двое впереди идущих.
Мы отступили к стене здания, обсуждая, что это за люди. Один из них остановился и, пожимая нам руки, скороговоркой произнёс:
- Русские?! Очень рад, очень рад!
Мы проводили его взглядом и обратились за разъяснением к нашему гиду. Тот пожал плечами:
- Скорее всего, это кандидат в президенты Гавел. Агитация уже началась.

Едем домой и подводим итоги
На другое утро из Братиславы фирменным поездом без тряски и болтанки мы двинулись домой, увозя кипу документов и массу впечатлений. Главная цель командировки была достигнута: есть контакт, есть взаимный интерес.
Словаки – народ деловой и благожелательный. Они помнили, кто был их освободителем от фашизма. Рабочий день у них начинался в шесть-семь часов. В свободное время они могли подрабатывать. И тогда по рыночным отношениям они шли впереди нас, вкусив все блага западной цивилизации после вступления в ВТО. Пользовались словаки и кредитной системой, которая позволяла приобретать недвижимость, приличный легковой или грузовой транспорт, любое имущество, организовать своё дело и многое другое.
Частный бизнес позволил словакам расширить сферу услуг, развивать индивидуальное строительство, увеличив число рабочих мест и занятость населения. Молодёжь, кроме сексуальной революции, получила возможность работать и учиться за рубежом.
Руководством нашего завода, а затем города и республики были рассмотрены документы по созданию на базе БЗТРП советско-словацкого предприятия. Подписали протокол о намерениях и договор о взаимном сотрудничестве.
Делегация из Словакии не заставила себя долго ждать. Они ознакомились с нашим заводом, были оформлены все нюансы финансовых и производственных взаимоотношений, а на следующий год пришло оборудование: станки и автоматы для изготовления спецпружин холодной навивки. На выделенных площадях смонтировали оборудование, обучили персонал. В Совете министров зарегистрировали совместное предприятие «Интрепружина», которое просуществовало несколько лет. И мы были вправе этим гордиться.
Наши взаимоотношения позволили осуществлять обмен специалистами, передовым опытом, организовывать посещение промышленных выставок, расширить коммерческие и производственно-сбытовые связи с рядом предприятий наших стран.
Пару раз приезжал в Белорецк и директор словацкого завода господин Боргула с представителями других фирм, которые осуществили изготовление и установку канатных подъемников в горнолыжных центрах на Мраткино, в Абзаково, на Банном и ещё где-то.
А то, что нам обещал пан Боргула на переговорах в Словакии, скоро осуществилось: ВТО через пару лет нашпиговало наши магазины морем продуктов и прочего. Но я прекрасно помню, как первые представители Брезовского завода нам сказали:
- У нас все СМИ трещат о том, что в России голод и разруха. А мы, когда ехали к вам из аэропорта, видели десятки коровьих стад и табунов. Значит, врут!
Мы постарались не разочаровывать гостей.

Владимир КАЛМЫКОВ.
Продолжение следует.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

Эпизоды смутного времени
Эпизоды смутного времени
Автор:
Читайте нас: