Все новости

Сказ о том, как пилот Бабушкин и механик Валавин небо любили

Автор Иван РАЗИН, преподаватель истории, поэт.

Сказ о том, как пилот Бабушкин и механик Валавин небо любили
Сказ о том, как пилот Бабушкин и механик Валавин небо любили

Прошедший август был богат на значимые даты. К примеру, 90 лет назад произошли события, которые по сей день играют немалую роль в истории отечественного воздухоплавания: 18 августа в 1933 году впервые страна Советов отметила День авиации. Эта традиция сохранялась вплоть до 1992 года, потом День Воздушного Флота России стали отмечать в третье воскресенье августа.
Тогда же, в августе 1933-го, пароход «Челюскин» отправился в свой единственный легендарный поход. На борту корабля находился первый советский серийный самолёт-амфибия Ш-2. Команда самолёта состояла из пилота Михаила Бабушкина и авиамеханика, моего земляка-тирлянца, Георгия Валавина. 22 августа в 18 часов Бабушкин и Валавин совершили пробный 20-минутный полёт на «шаврушке». О судьбе самолёта и его команды после гибели парохода вы сможете узнать из данного сказа.

Как «шаврушку» с  «Челюскина» стаскивали
Торосы, торосы, торосы…
Чернеет проклятьем волна:
«Челюскин» 
уходит колоссом…
Кончина близка и страшна.
 
На льдину спускаются люди
Да тащат 
нехитрый свой скарб.
В надежде голодным, 
что будет
На дне притаившийся краб.
 
Спасти бы здесь тело и душу,
Но машет механик рукой,
Зовёт: «Идём! 
Стащим «шаврушку»
На этот ковёр ледяной!»
«Шаврушка» та – 
с крыльями лодка.
(Нужна ей для взлёта вода),
А тут какой с неё толк-то,
Кругом лишь
 пустыня из льда?
 
На крик прибежал 
пилот Миша,
Матросы добавили ход.
Стащили. За спинами слышно:
«Ну вот и утоп пароход…»
Ш-2 осмотрели устало:
Винт погнут, пробито крыло.
«Своё «стрекоза» отлетала,
Хоть следом её шли на дно».
 
И только механик Валавин,
Который совсем не курил,
Сказал: «Мы ещё полетаем!»
И козию ножку скрутил.
 
Как уральский мужик «стрекозу» подковал
Сплелись дни, 
недели, метели…
На льдине прижился народ,
Но все одного лишь хотели:
Спасли поскорее их чтоб.
Большая земля обещала:
«Держитесь! Подмога в пути!»
«Когда же? - 
в палатках ворчали. -
Когда же придут нас спасти?»
А Жора послал беду краем
И тихо бурчал всё в усы:
«Ничё, мы еще полетаем!»
И гладил мотор «стрекозы».
 
Заделал крыло он фанеркой,
Напильником выправил винт,
Из где-то заныканной дверки
Полозья сидит мастерит.
Порой усмехнётся прохожий:
«Решил «стрекозу»
 подковать?
Так ей уж ничто не поможет:
«Шаврушка» не будет летать.
Ну, ладно, приделаешь лыжу,
И то, если вдруг повезёт».
А Жора Валавин чуть слышно:
«Ещё полетаем!» - и всё.
 
Морозы, торосы и вьюги,
Февраль разменяли на март.
И вдруг гул мотора: 
«Вон! С юга»! - «Летят?» - 
«Не, ну точно летят!»
Огромная синяя птица
Пошла на посадочный круг.
«Сейчас, вон, смотри – 
приледнится!»
Народ суетился вокруг.
Хоть ветер ревел не по-детски,
Но сел героический АНТ.
Выходит пилот Ляпидевский:
«Ну что? Кто со мною, ребят?»
 
Пока загружали детишек
И женщин, подходит пилот
К коллеге: 
«Хороший вы, Миша,
Слопатили аэропорт».
Потом указал на «Шаврушку»:
- Совсем гидролёт обречён?
- Да нет, коль техмеха 
послушать,
Сказал: «Полетаем ещё».
 
- Ну слов-то, конечно, 
здесь, мало,
Работы тут много на вид.
- Так мой же механик с Урала!
- С Урала? Тогда полетит.
 
Увёз всех девчат Ляпидевский,
Но сел в Уэлене лишь АНТ,
Погода испортилась резко,
И вновь бесполётным 
стал март…
 
Как Отто Шмидт полёт разрешил
Время летит без оглядки…
До льдины добрался апрель.
- Мотор, Жор, в порядке?
- В порядке: проверил, 
прочистил, прогрел.
Троса смазал 
жиром медвежьим,
От наледи чистит он хвост.
- Вы что, 
собрались к побережью
Воздушный 
прокладывать мост?
Кивнул. Мужики хмуро курят:
- Да вы обалдели совсем?
Заклинит мотор! Или буря...
И всё – не найти Ванкарем.
 
- Куда? Ну, куда вы летите?
Нас скоро и так всех спасут!
Тут Шмидт подошёл: 
«Не шумите. Нам нужен 
надежный маршрут.
К нам сложно лететь с Уэлена,
Вы это имейте в виду.
Кричите: 
«Спасут непременно!»,
Попробуй, найди нас на льду!
А если сейчас к Ванкарему
Пробьется фанерный пегас,
То сразу решится проблема:
Туда-то и вывезут нас».
«Шаврушка»  взлетела,
как здрасьте,
Хоть вроде и лыжи в развал.
«А Жорка и впрямь  
у нас мастер!
Смотри: «стрекозу» подковал!»
 
Как чукотские дети каяк с крыльями увидели
Торосы, торосы, торосы
Теперь вроде там, за спиной,
Но небо встречает морозом
И крошкой в лицо ледяной.
Ветрам всем открыта кабина,
Распахнута, словно душа.
Тут нет сантиментов и сплина,
Здесь просто 
непросто дышать.
Слипаются 
в льдинки ресницы,
Бьёт мысль: «На морозе умрёт
Летящая гордая птица».
Но нужен той птице полёт!..
Жилы от тяжести вздуты,
А Бабушкин держит штурвал.
Он вспомнил, 
когда в годы смуты
Колчак их окоп штурмовал,
Их было всего-то двенадцать…
Лавиной стекались враги,
Но красных не учат сдаваться,
А значит, и тут не моги!
Минуты размазаны 
в вечность,
Но дым показался вдали,
И серым разбавило млечный
Их путь до матёрой земли.
Завыла собака в  яранге,
А как не завоешь теперь?
Ведь лыжу сорвало со штанги,
И значит -
 не сесть без потерь…
 
Слога долетают чуть слышно,
Винтом перерубленных фраз:
«Гля..  Жо..а ..ам ..права 
...ся лыжа!»
«Я по.. ..ди ..опра..ю ..ейчас!»
 
Порой жизнь не толще, 
чем волос:
Склонился Валавин за борт,
Верёвкой поддел ловко полоз
И держит, не вырвало чтоб.
И сели! Не хватит на свете
Мне слов, 
рассказать вам о том,
Как быстро чукотские дети
Штурмуют каяк тот с крылом!
 
В сторонке стоят, отдыхают,
Смотрят на юности пыл:
- Сломают?
- Ну, может, сломают.
Я в детстве и сам таким был.
Пошли по-над снежной горою,
Друг другу подставив плечо…
Вот тут мы оставим героев,
Они ж полетают еще.
 
Живем мы в лихую годину,
Но есть один точный расчет:
Кончаются войны и льдины,
А мы полетаем ещё!
 
Примечания автора
«Челюскин» — ледокольный пароход, который во время движения по Северному морскому пути в сентябре 1933 г. вмерз в лёд. После длительного дрейфа, 13 февраля 1934 года был раздавлен льдом и затонул. На льдине оказалось 104 человека. 
 
«Ш-2» — гидролёт (летающая лодка) конструкции Бориса Шаврова. В народе получил прозвища «шаврушка» и «стрекоза».
 
Георгий (Жора) Валавин — авиамеханик с «Челюскина». Родился в Южно-Уральском посёлке Тирлян в 1902 году. Участник обороны Заполярья во время Великой Отечественной войны. Погиб в авиакатастрофе в 1947 году.
 
Михаил Бабушкин — полярный лётчик. Родился в 1893 году. Участник экспедиции «Челюскина». В мае 1937 года впервые в мире на Северный полюс совершил посадку самолёт, пилотировали который командир М.В. Водопьянов и второй пилот М.С. Бабушкин. За проявленное мужество и героизм М. Бабушкину 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб в авиакатастрофе в 1938 году.
 
Анатолий Ляпидевский – легендарный советский пилот, совершил посадку на льдину и вывез оттуда десять женщин и двоих детей в посёлок Уэле́н, который находился более чем в 500 км от места зимовки.
 
Отто Юльевич Шмидт  — советский математик, географ,  полярный исследователь, руководил экспедицией «Челюскина».
 
Каяк — традиционная одноместная или двухместная лодка для морской охоты у коренных народов Арктики. 

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

Сказ о том, как пилот Бабушкин и механик Валавин небо любили
Сказ о том, как пилот Бабушкин и механик Валавин небо любили
Автор:
Читайте нас в