Можно бесконечно долго спорить о пользе или вреде большевизма для граждан и государства, но и забыть об этом движении и его героях мы не имеем права.
Уместно сказать, что Павел Варфоломеевич Точисский – организатор и руководитель одной из первых социал-демократических групп в России, член коммунистической партии. Он создал первый марксистский кружок в Петербурге еще за десять лет до ленинского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. После этого вся жизнь большевика Точисского превратилась в беспрерывную борьбу с царской системой. В 1917 году он стал одним из руководителей становления советской власти на Южном Урале, в 1918-м назначен председателем ВРК, военным комиссаром Белорецкого округа.
В то время, когда Ленин благоразумно жил в Лондоне, Мюнхене, Берлине и Женеве, где издавал газеты и писал теоретические работы о революции, жандармы мотали Точисского по многим российским городам. Стойко терпели все невзгоды и его жена-соратница Александра Леонтьевна (в девичестве Шаповалова) с дочерьми Марией и Мариной.
Как известно, царский режим соблюдал меру в преследовании стойких революционеров. Зато в последующие годы погибли не только большевики из первой сотни, но и тысячи других ленинцев-практиков.
Кто-то с раздражением спросит, к чему ворошить столетние истории? При том, что сегодня наша страна участвует в очередной кровавой битве. Пожалуй, эти люди будут правы. Но отчасти. Поскольку объединяют все эти, казалось бы, совершенно разные события не государственные крушения, а человеческие судьбы.
В нашем случае детальное описание трагедии семьи Точисского оставил потомкам корреспондент газеты «Белорецкий рабочий» Николай Худовеков в своей повести «Звезда отца».
В ней меньше ста страниц, но чтобы их написать, Худовеков поработал в архивах, переговорил с тогда ещё живыми участниками Гражданской войны и, конечно, постарался представить себя на месте комиссара, наделенного властью не только организовывать жизнь на огромной территории, но также казнить и миловать. Впрочем, намеки на казни («пулял в людей») в тексте можно встретить только от одного из основных участников событий -
Ивана Каширина. Хотя в людей тогда «пуляли» многие, у кого в руках оказалось оружие.
Брошюрку «Звезда-отца» сегодня не встретишь в книжных магазинах. Любители истории нашего края могут открыть её цифровой вариант на сайте Белорецкого краеведческого музея или центральной библиотеки. Прочитайте эту вещь! Не пожалеете.
Сведения о семье Точисского в апреле 2014 года были записаны со слов правнучки Павла Варфоломеевича - Виргинии Папыриной: «На момент эсеровского мятежа к июлю 1918 года моей маме Марии Точисской было 19, а младшей сестре Марине - 14 лет. 9 июля 1918 года, когда убили деда (Павла Точисского), его жена Александра Леонтьевна с дочерьми в ужасе просидели до рассвета. А к вечеру следующего дня местные большевики прислали за ними телегу и парня, который сопровождал их до Серменево. Там Точисские прожили три недели. В первых числах августа им удалось уехать в обозе проходившей через Серменево партизанской армии и проследовать с ними до Кунгура. Им довелось даже наблюдать за боем блюхеровцев с белыми у села Петровское.
Потом Мария уехала в Москву. Вскоре в столицу приехали и Александра Леонтьевна с Мариной. Фамилия мужа тогда помогла тогда Александре Леонтьевне устроиться в столице. Старшая дочь, моя мама Мария Точисская, работала у Крупской в наркомате просвещения, где познакомилась с будущим мужем - Михаилом Сергеевым. В 1927 году его назначили министром просвещения Чувашии, и Сергеевы уехали в Чебоксары. Я (Виргиния) родилась в 1931 году, а старшая сестра Светлана – в 1924-м. Как и многих руководителей, отца в годы репрессий арестовали и дали десять лет лагерей без права переписки. Там в 1941 году он умер. В 1947-м Мария решила вернуться в Белорецк, где погиб ее отец. Здесь дочь Точисского с двумя детьми встретили в горкоме партии. Помогли с жильем и работой. Наша бабушка – Александра Леонтьевна Точисская – доживала в доме большевиков в Москве и умерла в ноябре 1936 года. Моя мама – Мария Точисская (Сергеева) - последние годы жила в доме на улице Хмельницкого. Умерла в ноябре 1974 года, похоронена на кладбище Укшука.
Сегодня потомки Павла Точисского живут в Уфе, Мурманске, Краснодаре, Зеленограде. Но фамилию прадеда - Точисский - никто из них не носит».
Из воспоминаний А.П. Кучкина (1929 год): «Мы не раз выступали с ходатайством переименовать город Белорецк в Точисск... Белорецк-Точисск посылал своих лучших сынов на борьбу с белогвардейщиной. Один лишь пехотный полк Пирожникова, созданный из рабочих, насчитывал более 1300 бойцов. Точисск посылал по реке Белой на Сормовский завод барки с чугуном, так необходимым для защиты революции. Точисск не раз подавлял попытки контрреволюционных мятежей. Точисск поддерживал связь через своих представителей с Совнаркомом. Сергей Есенин назвал 1918 год несчастным. Колыбель революции была залита кровью. В списке раненых большевиков Ульянов-Ленин, в списке погибших - Шаумян и бакинские комиссары, Володарский, Урицкий, Точисский... Судьба таких людей, как Павел Варфоломеевич Точисский, отразила в себе многое, характерное для того времени. Мы еще раз ощущаем, как мала и в то же время как неизмеримо велика для эпохи цена человеческой жизни, бросившей себя в огонь революции».
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab