Дорожные приключения
Командировки в Нижний Тагил даже на автомобиле были нелёгкими. Представьте себе: 900 км в «Уазике», если плохая дорога – трясёт, как на телеге; в жару – душно, в мороз – холодно.
Из преимуществ оставалось разве что возможность остановиться, когда это было необходимо, и отсутствие пересадок. Конечно, определённые неудобства доставляли разбитые дороги, как на участке Курамино – Ларино или часть окружной дороги, которая шла мимо Челябинска.
Необходимо было иметь запас бензина в багажнике из-за нестабильной работы автозаправок. На трассах Челябинск – Свердловск и Свердловск - Нижний Тагил работало всего по одной автозаправке, отсюда – потери времени в очередях за бензином.
Но прогресс добрался и до автострад. Отремонтировали дорогу в сторону Миасса, а дальше открыли новую трассу Миасс – Карабаш, Кыштым, Тюбук, сокращающую путь километров на семьдесят.
Возвращаясь летом из командировки в Тагил, мы решили проверить эту трассу. Нашли сворот на новую дорогу, на указателе был указан ближайший населённый пункт. Мы бодро покатили по новенькому асфальту.
Проехали от Тагила часов шесть, решили остановиться перекусить. По дороге попалась небольшая речушка (что-то вроде Укшука), мы свернули и, отъехав метров двадцать, остановились. На газовой плитке подогрели мясные консервы с перловкой, попили чайку из термоса и стали готовиться к отъезду.
Тут подъезжает и останавливается неподалёку машина, из-под капота которой валит густой белый дым. Выходят двое мужчин, жестикулируя, обсуждают ситуацию. Увидев нас, они решили попросить о помощи:
- Мужики, помогите дотянуть до Кыштыма. Рассчитаемся…
Мы вежливо отказали. «Уазик» наш старенький, а до дома самим ещё пилить километров пятьсот.
- Ну, может быть, меня одного подбросите?
Мы согласились, место для пассажира было.
- В наших местах впервые? – интересуется попутчик.
- Да, узнали про новую дорогу, решили проверить…
- А водичку из реки случайно не брали на чай?
Поняв, что мы не совсем понимаем суть его вопросов, он, хмыкнув, устроился на заднем сиденье, и когда мы двинулись в путь, рассказал вот о чём.
Оказывается, в тех местах находилось несколько закрытых городков и производств, и часть водоёмов была просто закрыта, а в некоторых вода была непригодна не только для питья, но и для хозяйственных нужд. К таким относилась и та речушка, возле которой мы останавливались для отдыха.
- Если бы вы залили из неё водички в радиатор, я сомневаюсь, что вы добрались бы до дома, - закончил он.
Мы без приключений доехали до Кыштыма, тепло попрощались с попутчиком и двинулись дальше. От трассы в разные стороны уходили дороги, но ни на одной из них не было указателей. Поразили своим видом Карабаш, скрытый в дыму от нескольких обогатительных фабрик, и окрестные горы, лишённые растительности (на снимке ниже).
Новая трасса действительно оказалась значительно короче, поэтому мы стали ею постоянно пользоваться, хотя всегда удивлялись наличию рыбаков на берегах водоёмов, мимо которых проходила эта дорога.
Танки для Индии
Другой эпизод летней командировки в Тагил произошёл, когда по специальному заказу «Уралвагонзавода» меня, главного технолога и нового начальника госприёмки вызвали на совещание по вопросу качества опытных пружин. Нужно было срочно изготовить и привезти с собой 16 пружин. Распоряжение было подписано двумя министрами, а постоянные звонки из Тагила не оставляли никаких сомнений в серьёзности этой командировки.
Нам дали два часа на сборы. Быстро подготовили новый «Уазик» с шустрым водителем, купили продукты, погрузили два ящика новых пружин и – в путь. Заводчане двинули по домам, а мы – в дорогу.
Решили ехать старым маршрутом, переночевать на челябинской окружной и рано утром выехать в Тагил, чтобы до двух часов успеть прибыть за завод для участия в совещании.
Остановились уже в сумерках на берегу реки Миасс, перекусили. Мы с В.Н. Бардиным решили заночевать в палатке, а начальник госприёмки с водителем остались в машине. Мы уже засыпали, а они всё еще что-то активно обсуждали… А утром – полный облом! Наши спутники оказались вдрызг пьяными. Ругать их было бесполезно, нужно как-то спасать положение.
Водительских удостоверений у нас с собой не было, но ехать всё равно нужно. Уложили наших выпивох на заднее сиденье и с открытыми окнами, чтобы хоть как-то спасаться от удушающего запаха перегара, двинулись вперед. Владимир Николаевич за рулём, я рядом. Едем с разрешённой скоростью, уже миновали два передвижных поста ГАИ, каждый раз напрягаясь, как струны, но оба раза проскочили. За Невьянском остановились у водоёма. Заставили спутников искупаться, проглотить по полфлакона зубного эликсира. За руль посадили водителя, зная, что впереди – стационарный пост ГАИ с обязательной проверкой документов. Предупредили водителя, чтобы или не дышал совсем, или делал это через другие отверстия… На этот раз всё обошлось.
Вовремя приехали, сдали пружины, оформили пропуска. Нас встретил главный металлург и провёл в приёмную генерального. Оказалось, что там собрали представителей семи предприятий, участвующих в подготовке к поставке комплектующих изделий для опытной партии.
Директор по производству поочередно поднял представителей заводов-смежников, мы все подписали документы о гарантии качества поставленной продукции. Потом вышел генерал-майор в форме и со звездой Героя Соцтруда на кителе. Он поблагодарил за своевременность поставки и еще раз предупредил о персональной ответственности в случае отказа или поломки при завтрашнем испытании на полигоне, куда на следующее утро нас доставят на спецмашинах.
Пообедали мы в отдельном зале столовой, где нас обслуживали официанты. Затем проводили в гостиницу, предупредив о режиме секретности. Поселили нас на верхнем этаже, лестницу и лифт охраняли очень вежливые люди в штатском. В конце коридора была дверь, где находилось несколько номеров для ВИП-персон.
Наутро на полигоне, напротив полосы препятствий, мы разглядели гостевые трибуны, откуда было хорошо видно место предстоящих испытаний. Сзади них мелькали военные мундиры советского руководства и порядка десяти индусов в военной форме и в синих и розовых чалмах.
К десяти часам из ангаров выехали четыре пары танков, выкрашенных в ярко-зелёный цвет. Они по парам пошли по полосе препятствий, преодолевая бездорожье и ямы, при этом стреляли и увеличивали свою скорость до максимальной. Мощь техники впечатляла. Машины, конечно, уже не такие нарядные, но по-прежнему грозные, закончили прохождение полосы. Финишировали танки под громкие одобряющие крики зрителей.
По окончании испытаний главный металлург сказал, что исчерпывающую информацию по испытаниям деталей и агрегатов можно будет узнать после проверки. Если всё будет нормально, то мы можем получить заказ на поставку большого объёма пружин.
Отметив командировочные, мы нашли у заводоуправления свою машину с водителем и двинулись домой. Думаю, не стоит говорить, что после этой командировки кое-кто незаметно, без лишнего шума, уволился…
Вскоре в правительстве страны разразился настоящий скандал: мэр Ленинграда и член правительства А.А. Собчак обвинил председателя совета министров Н.И. Рыжкова в коррупции и попытке продать Индии восемь боевых танков. У Рыжкова случился инфаркт, он долго болел, а после выздоровления подал в отставку.
Через какое-то время к нам на завод приехал В.М. Снегирёв, коммерческий директор ПО УВЗ, который рассказал, что первая попытка продать военную технику за рубеж не была крамольной. Но её провал на несколько лет отбросил возможность реализации излишней военной техники в третьи страны за валюту, которой в те годы так не хватало нашему государству.
Сюрприз из командировки
Возвращался из Москвы в Белорецк. Билет на руках, своевременно добрался до Быково. Лето, погода отличная, двигаюсь по направлению к аэропорту. Увидел справа от здания продуктовый магазин и решил зайти купить гостинцев домой. Взял немного копчёной колбасы и две пачки халвы, любимого лакомства жены. Сложил всё в портфель и двинулся дальше.
Регистрацию билетов и подготовку к вылету в этот раз проводили в летнем ангаре, куда я и направился. По узкому коридору вышел к нужной секции кон-
троля, где проверили мой билет. Поставил портфель на транспортёр, прошёл через рамку, жду, когда ручная кладь пройдёт досмотр. Тут девушки-контролёры, глядя на экран, о чём-то зашушукались. Одна быстро куда-то убежала, и тут же появились два милиционера, которые тоже взглянули на экран и двинулись в мою сторону. С другой стороны подошли ещё двое. Попросили мой паспорт, тем временем появился мой портфель, все отошли в сторону и потребовали вынуть из него всё содержимое, разложить на столе и отойти. Сделал всё, как просили. Меня проверили металлоискателем, потом мои вещи. Ничего не пищит… Развернули пакет с халвой и по их лицам я понял, что они ожидали увидеть там по меньшей мере два бруска динамита…
Меня отпустили, предложив пройти в накопитель, а на контроль хлынула, очевидно, задержанная толпа пассажиров.
Пройти через рамку
Был ещё один забавный эпизод на контроле, который произошел уже с моим знакомым. Мы летели одним рейсом в Москву. Пока мы добирались до Уфы, всё было нормально. Знакомый рассказал, что он уже на пенсии. Два месяца провёл в больнице, была операция по поводу перелома шейки бедра, а теперь летит в санаторий.
Когда в Уфе объявили посадку, мы пошли в самолёт одни из последних. Положив часы и ключи на поднос, я только со второго раза прошёл через рамку металлоискателя без проблем.
Виктора Павловича гоняли через рамку несколько раз, а прибор всё пищал и пищал. Всех пригласили в автобус до трапа самолёта, а моего попутчика всё не было.
Я попросил сопровождающего подождать несколько минут, побежал назад. Виктор Павлович в одних трусах с растерянным лицом стоял в окружении контролёров и милиционеров.
- Товарищи, посадка заканчивается! Прошу вас, отпустите его, - взмолился я.
- Ещё чего! – ответили мне. – Сейчас принесут ручной металлоискатель с ленинградского рейса, мы всё равно найдём, где и что он спрятал!
И тут я вспомнил, о чём говорил мне Виктор Павлович.
- Ребята, да у него титановый стержень в кости, потому и звенит рамка! Прошу вас: задержите рейс!
Все переглянулись. По рации попросили задержать рейс, а когда, наконец, принесли прибор и проверили его еще раз, только тогда нас отпустили.
Перелёт до Москвы мой попутчик перенёс тяжело. Его трясло, похоже, поднялось давление. Я уговорил его передохнуть у бабушек, которые сдавали своё жильё, а утром уже добираться до санатория. Что и сделали. Буквально через полчаса после посадки мы, заплатив за ночёвку по три рубля, расположились на кроватях в сарайчике возле дома хозяйки. Можно было перевести дыхание и успокоиться.
Как мы спасали товарищей
Это произошло в аэропорту Кольцово Свердловска. В толпе зевак мы с коллегой увидели знакомого земляка, который стоял рядом с напёрсточниками.
Сам я уже знал об этой жульнической игре, которую организовывала группа мошенников. Кидала шустро крутил шарик или горошину, манипулируя напёрстками.
В нужное время этот шарик оказывался у него в руке, а желающему предлагали угадать, под каким напёрстком он находится. Человеку давали возможность пару раз выиграть, затем поднимали ставки и обманом обирали незадачливого игрока, при этом многие могли проиграть в азарте значительные суммы.
Наш знакомый, который, как оказалось, тоже возвращался из командировки, втянулся в эту афёру. Было похоже, что он проигрался напрочь и пытался поставить на кон свою норковую шапку.
Нам удалось спасти вошедшего в раж бедолагу и его шапку, раскрыв обман мошенников. Начался скандал. Нас окружила группа поддержки кидалы.
Спасло всех только то, что в этот момент в аэропорту начались учения по поимке диверсантов. В зале появилась вооружённая группа «СОБР», что и утихомирило мошенников.
С тех пор у меня появился новый товарищ.
Продолжение следует.