-3 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Под управлением Пашковых

Из очерка «Рождённый в огне и труде» краеведа Алексея Иосифовича Дмитриева

Под управлением Пашковых
Под управлением Пашковых

Пашковы - хозяева завода
С Белорецким заводом Пашковы приехали знакомиться в конце августа 1783 года. Всё было торжественно: ехали на нескольких тройках в сопровождении конной кавалькады, вместе с ними был начальник Оренбургского горного управления из Уфы, видные чиновники главной канцелярии Оренбургского гражданского губернатора, комендант Верхне-уральской крепости с офицерами и оренбургский полицмейстер со своей свитой.
Встречали хозяев завода всенародно, с колокольным звоном. Объявили выходной день (с последующей отработкой). На площади перед господским домом выстроили бочки с вином и закуску из разной снеди. Народное гуляние было до позднего вечера. Пашковы явно хотели оставить у работных людей хорошее впечатление.
На следующий день в Белорецк приезжают знакомиться с Пашковыми братья Демидовы – Василий и Иван Евдокимовичи, хозяева соседних заводов.
На встрече договорились с весны будущего года начать рубить лес на трассе для конно-железной дороги между Авзяном и Белорецком через Кагинский и Узянский заводы. Дорога эта была крайне нужна всем трём заводчикам для обслуживания сплавных караванов и для связи между заводами.
Торжества длились целую неделю. Дарья Ивановна вдруг проявила желание лично управлять заводом и задержалась в Белорецке ещё на пару недель. Познакомилась с производством, утвердила состав всех малых и средних руководителей. Распорядилась построить вокруг Белорецка несколько мукомольных мельниц, чтобы крепостные крестьяне могли молоть своё зерно. Такие мельницы были заложены на речках Нуре, Укшуке, Буганаке и на Тирлянской плотине. Дала задание ускорить разведку руд за пределами заводской дачи, присмотреть соседние леса и горы, которые следует «прикупить» к заводским землям.
Строится несколько новых дополнительных кричных горнов и водяных молотов к ним. Значительно расширяется и перестраивается литейный двор доменного цеха. Вводится в строй вторая вагранка для фасонного чугунного литья.
Число мастеровых только в кричной фабрике доводится до 300 человек. Строятся при заводе кирпичные сараи для производства сначала красного строительного кирпича, а затем - белого огнеупорного. Глину для него обнаружили по соседству с Верхним заводским посёлком.
Узнав, что заводские рудознатцы обнаружили руду в горе Баскан, а затем в горах Юша и Багарешта, Пашковы немедленно покупают эти горы вместе с лесом и рудными запасами.
Еще за эти годы Дарья Ивановна Пашкова купила 125 тысяч десятин земли по речкам Большой Инзер, Тихая и Орша, так называемой Инзерской Башкирской (безлюдной) дачи.
Увеличивая размеры производства, Д.И. Пашкова увеличивает и число работающих на заводе. В 1789 году она переселяет из своих поместий Нижегородской губернии 276 человек крепостных мужского пола. В 1794 году из поместий в Симбирской губернии ещё 567 человек крепостных.

Тирлян - спутник Белорецка
В 1801 году по приказу Д.И. Пашковой начинается строительство Тирлянского завода с заложенной еще И.Б. Твердышевым плотиной. Для постройки завода из Белорецка переводится в деревню Берёзовку (в двух верстах от Тиляна) часть мастеровых и других крепостных рабочих. Первоначально приводится в порядок плотина заводского пруда. Земляной вал плотины делается шире и выше.
Тирлянский завод строился в качестве вспомогательного для Белорецкого, так как две доменные печи Белорецкого завода после увеличения их производительности давали чугуна много больше, чем могла переработать его в железо имевшаяся при заводе кричная фабрика.
После пуска в работу четырех кричных молотов в Тирляне приступили к закладке доменной печи. Вокруг неё был заложен каменный корпус по типу белорецкого.

Белорецк к началу 19 века
Что же представлял собой в то далёкое время Белорецкий завод, какой техникой он располагал?
Первым обязательным элементом заводского строительства было возведение плотины с водосливным лотком для пропуска весенних вод. Ниже плотины располагалась заводская площадка с промышленным сооружением. Силой воды приводились в действие воздуходувные средства доменных печей, состоящих из клинчатых кожаных мехов; приводы молотов и дутьевые средства кричных горнов и нагревательных печей.
Доменные печи ставились попарно с одним общим литейным двором. Печи работали поочередно, так как требовали частого ремонта - прогорал горн, выложенный из слабоогнеупорного естественного камня - талька, песчаника или кварцита. Печи имели высоту до 7 метров с диаметром распада до 3 метров и объемом около 20 кубометров. Дутьё производилось одной формой. Суточное производство составляло в среднем 2-3 тонны. Часть выплавленного чугуна шла на литьё, а основная масса поступала в дальнейший передел на железо, осуществлявшийся на молотовой фабрике, которая сооружалась в непосредственной близости к доменному цеху и представляла из себя бревенчатый полутёмный сарай размерами 15х30 метров.
Чугун в кричных горнах, работавших на древесном угле, обезуглероживался, а образовавшееся железо, перемешанное со шлаком, сваривалось в бесформенную «крицу» весом 8-10 пудов, которая поступала под молоты для отжимания шлака и придания ей четырёхгранной формы.
Полученная заготовка разрубалась на 5-6 частей и после вторичного нагрева вытягивалась в полосы, которые поступали в продажу или на дальнейшую переработку на изделия.

Новый хозяин - новые порядки
Весной 1804 года умирает Д.И. Пашкова. Теперь всё управление заводами берет на себя её муж Александр Ильич Пашков.
В 1807 году Пашков умирает миллионером. Всё огромное наследство остается трём его сыновьям. Старший - Иван Александрович Пашков - получает в наследство Белорецкий и Тирлянский железоделательные заводы с огромными земельными участками.
В начале 1807 года в Белорецке появился новый хозяин завода Иван Александрович Пашков, подполковник гвардии.
Он сразу начал наводить жесткие порядки и военную дисциплину. Переставил всех десятников, магазинеров и приказчиков. Назначил управляющим Белорецким и Тирлянским заводами сумевшего ему понравиться приказчика Евграфа Полянского из крепостных людей Пашковых.
Управляющего, приказчиков и всех десятников некоторое время учил сам как надо работать, жестко спрашивать за каждую провинность и обязательно наказывать виновного палочным битьем.
Объявил на заводе строгую рационализацию, которая заключалась в том, что каждому мастеровому на рабочую смену давался урок - задание, сколько он должен сделать. Эти уроки были и раньше, но их можно было выполнить. А новый хозяин потребовал все уроки резки увеличить, да так, чтобы их трудно было выполнить. За невыполнение - штрафовать.
Рационализация заключалась и в том, что значительно повышались размеры штрафов. Вводились новые, дополнительные. Было приказано число рабочих на каждом рабочем месте сократить.
Эта рационализация коснулась мастеровых в доменном и кричном производствах, но больше всего - вспомогательных рабочих и в первую очередь на обжиге и дроблении руды, всех рабочих на лесопильных рамах и строительных рабочих - в заводской гавани.

Реконструкция предприятия
В 1817 году прошла первая реконструкция производства на металлургическом заводе, когда под руководством приглашенных с казенных Екатеринбургских заводов мастеров Усольцева и Валова были перестроены кричные агрегаты, переделаны и улучшены воздуходувные установки для кричных агрегатов. Поток воздуха на кричные горны увеличился, а расход воды резко сократился.
Был также построен новый стан для прокатки листового железа, теперь по техническому оснащению завод не уступал благоустроенным казенным заводам.
Следующая реконструкция завода была начата в первые же дни нового 1860 года. Было принято решение основного производства не прекращать. И постепенно начать перестройку заводских корпусов.
Реконструкция оказалась невероятно трудным делом. Предстояла полная смена всего технологического процесса. Пришлось полностью перепланировать производственные корпуса и здания на заводе. Прежде всего рядом со старым кричным цехом начали строить второй цех. Он закладывался более просторным, высоким. Крыша с большими световыми фонарями и вытяжной вентиляцией. Корпуса цехов и водяные каузы располагались строго перпендикулярно заводской плотине. В новом цехе заложили фундаменты под две пудлинговые печи и под две газосварочные.
В дальнем от плотины конце цеха заложили основание под обжимной стан и перпендикулярно к нему в западном направлении - фундаменты прокатного отделочного стана.
Одновременно было начато строительство трёх воздуходувных машин и первых двух паровых котлов.
Всё это было малой долей того, что требовалось для полной реконструкции, но и это малое было только начато, но сразу же застопорилось.
Долго тянули с решением о реконструкции завода. И когда, наконец, приняли, оказалось, в самое неудобное время.
Вся страна буквально бурлила. Многие со дня на день ждали царского указа об отмене крепостного права в стране.
Другие ожидали, что возмущенный народ сам, по своей воле отменит крепостное право, не спрашивая на это разрешения царя-батюшки.
В центральных губерниях каждую ночь горели помещичьи усадьбы. Крестьянские волнения охватили всю центральную Россию. Вслед за крестьянами начали выступать и крепостные рабочие заводов. И в первую очередь - уральских.

В 1799 году в Белорецком заводском посёлке проживали: 651 человек мужского пола и 737 - женского; в Ломовке мужчин - 1032, женщин - 1120; в Берёзовке (ставшей позже частью Тирляна): женщин - 557, мужчин - 1569 человек.

Заводы Пашковых особенно высокодоходны в начале 19 века, работают с полной нагрузкой. В 1800 году годовая выплавка чугуна на Белорецком заводе составила 173 тысячи пудов, железа – 100 тысяч пудов.
Самую большую прибыль приносит Белорецкий завод в 1805 году. Он производит 137 тысяч пудов первосортного и самого дешевого на Урале железа.
Ежегодно Белорецкий завод приносит Пашкову чуть ли не миллионную прибыль.

В 1810 году была закончена прокладка конно-колёсной дороги между Белорецком и Тирляном, получившая название Тирлянской. Тракт Белорецк - Тирлян был единственным гужевым транспортным сообщением между рабочими посёлками, отстоявшими один от другого на 30 верст. По этой дороге на лошадях перевозили грузы и шли пешеходы.

По книге Андрея ТКАЧЁВА.
Использованы фото из фондов краеведческого музея.

Под управлением Пашковых
Под управлением Пашковых
Автор:
Читайте нас: