Тема Великой Отечественной в моей семье, как и во многих российских семьях, святая. Поэтому я постаралась затронуть сразу несколько историй, о которых знала лично. Свою работу «Живут надеждой» я посвятила Павлу Загребину, брату моей бабушки. В ней - тяжёлая судьба родителей, которые проводили на войну единственного сына. Связь с ним прервалась буквально через несколько месяцев, а мама и отец всё надеялись и ждали: вдруг сын вернётся. Ждали всю войну и после её окончания. Поиски и запросы не давали результатов, Павла не было ни в списках живых, ни среди мёртвых… Родители солдата умерли, так ничего и не узнав о его судьбе. Поиски Павла Загребина длились на протяжении 75 лет. И только в прошлом году его потомки нашли в рассекреченных архивах сведения о месте гибели Павла. Впервые за все эти годы родня пропавшего бойца, разбросанная по всей России, наконец-то успокоилась. Они встретили 9 Мая со слезами на глазах, но это были слёзы облегчения…
На другой моей работе - портрете «Фронтовичка Александра» - старшая сестра деда по отцовской линии, рядовой Красной Армии Александра Ивановна Валавина. Она служила связисткой во время войны, принимала участие в боях на Курской дуге. Была награждена медалью «За боевые заслуги». В мирное время Александра Ивановна работала учителем начальных классов. А на графической работе «На сопках Маньчжурии» в вихре вальса закружились воины-победители. Это картина из серии иллюстраций к книге белорецкого писателя И.П. Максимова «Там, где вечно дремлет тайна».
«Всадник» В. Шаповалова изображён в образе средневекового рыцаря, выполнена работа в технике горячий батик. Всадник - как тревожный символ кровопролитной войны, зыбкости мироздания. А еще - напоминание о воле к победе солдат советской армии, не дрогнувших под натиском фашизма.
Картина А. Кульпина с жизнеутверждающим названием «Все будет хорошо!» о завершении войны и предчувствии весны, любви и светлого будущего.
Работы И. Аникиной полны тревоги. Её графика «Молитва» о тяготах и душевных страданиях вдов, матерей, дочерей, которые никогда не дождутся своих любимых с войны. Скорбь и страдания в линогравюре «Память» отражены через образ женщины-ангела, склонившейся над городом и закрывающей жителей от ужасов войны и людских потерь.
В картине Арины Яковлевой «Предзимье под Воронежем. Ноябрь 1942 года» сквозь серость неба и начинающуюся метель ощущается безысходность и невозможность мира - война витает в воздухе и щемит душу. А «Цветы Победы» автор написала пурпурными оттенками в сдержанной цветовой гамме, как бы говоря этим, что победа досталась нашей стране очень дорого.
Память о родном герое воспевает и мастерица В. Касанова в своём декоративном панно в технике лоскутного шитья.
Картина Д. Сулейманова «Ожидание» наполнена одиночеством и горечью несбыточных желаний, силой духа и верой в лучшее. Это история семьи. Бабушка автора проводила мужа на фронт, оставшись с детьми. Она водила ребятишек к дереву желаний, и они завязывали тряпочки на ветки, загадывая желание, которое так и не сбылось. Их отец, дед автора, с войны не вернулся.
Работу «Ночь после Сталинградской битвы» В. Мустафина посвятила своему отцу, участнику войны. По его воспоминаниям, он очнулся среди груды тел бойцов. Ближе к ночи командование отправило медсестёр на поиск живых солдат, и они на себе выносили раненых, возвращаясь на поле боя снова и снова. Молодая девушка в белом халате заметила среди многих раненых и отца, потом он был отправлен в госпиталь…
На полотнах Р. Хаблетдинова - история его семьи. «Бабушка Занзабиля с сыновьями» - это мама отца. Она у двора своего дома ждет мужа-фронтовика. На втором полотне художник изобразил своего деда Сахибгарея, который вернулся с войны живым. Вот он, стоя на холме, смотрит на родную деревню, за его спиной - тёмные тучи рассеиваются, и деревня высвечивается лучами солнца.
На войлочных картинах художницы из Тирляна И. Удаловой царит радостное и светлое настроение, связанное с Днём Победы. Глядя на солдатскую каску, наполненную до верха яблоками, сразу представляется солдатик, идущий домой и набравший ребятишкам гостинцев – ароматных яблок. Натюрморт с гармонью - о домашних тёплых застольях и встречах однополчан в послевоенные годы. А клин улетающих журавлей напоминает о солдатах, не вернувшихся с войны.
На графическом листе К. Матвеевой «Всё для фронта» - отец. Он в годы войны работал в мартеновском цехе, был тружеником тыла.
Память о той страшной войне всегда будет в наших сердцах, и мы должны передать её подрастающему поколению россиян. В каждом доме, в каждой семье есть свой солдат, свой герой, подвиг которого забыть нельзя никогда. Нам жить, нам помнить! Об этом наша выставка. Об этом каждая картина, представленная в экспозиции и пропущенная через сердце художника.
Ксения Полетавкина, специалист по выставочной деятельности БКГ. Фото автора.