Пожалуй, разделение техники на свою и чужую, самовольство соседей да колдобины по улице Коллективной и стали темой беседы с одним из жителей Заматинского микрорайона Александром Жигаловым.
- Вот, в вашей газете я как-то прочитал про мост через речку Нуру, который в Заречном посёлке своими силами в советские годы построил Василий Свистунов. А мы примерно в те же годы сами строили мост через речку Мату. Строителей тогда было пятеро: Виктор Домбровский, Сергей Васильев, Сергей Давыдов и мы - отец и сын Евгений и Александр Жигаловы. Смастерили тогда мост только для проезда легковых машин: из железных труб сварили основание, положили две дорожные плиты, щебенкой подъезды отсыпали. Перила и ограничение по высоте поставили. Санитарная машина с фонарями, например, уже здесь не проходила. По этому мосту лет тридцать ездили, пока ограничение не сломали. Потом скорые поехали, а когда перила свалили, два раза с моста «Жигули» падали.
Когда водой стало переправу размывать, мост удлинили и ремонтировали уже городские организации. Потом мы стали требовать построить дорогу насквозь, от улицы 50 лет Октября к Больничному городку. Но ограничилось тем, что два года назад сделали кюветы до Маты. Вот тогда один из владельцев коттеджей, чтобы уменьшить число машин, проезжающих по его части улицы, установил на наших плитах перила. На машине уже не проедешь, и мост стал только пешеходным. Нас же об этом никто не спросил, а сделали всё якобы по инициативе жителей, живущих до Маты. Таким образом мы лишились прямого выезда, теперь приходится ехать или по улице Алексеева, или к броду на девятой Мраткино. Выходит, наши труды по строительству моста молчком перечеркнули. Когда мы обратились в администрацию с просьбой восстановить проезд, нам ответили: «Ваш мост в аварийном состоянии».
Я на машине трижды в день по своей улице Коллективной езжу, внука на занятия в спортзал вожу. Проезда нормального нет, так и кружим по заматинским улицам, сжигая бензин, по колдобинам машины бьём. Давайте вместе проедем по Коллективной.
Жигалов заводит свою «Ниву», и мы, проехав в обе стороны по улице, убедились, что вся дорога здесь в колдобинах, хозяева домов старательно огораживают свои владения, укладывая большие камни, чтобы машины их объезжали. От этого улица стала узкой.
- Все хозяева хотят, чтобы по их улице машины не пылили, не гудели и не шумели, - рассказывает Жигалов. - Зимой к грейдеру с кулаками выходят, свои камни охраняют. Вроде бы все нормальные, вежливые люди, но люки канализации и препятствия для машин выносят подальше от своих ворот. Им, наверное, хорошо, что вся дорога в ямах, ведь машины медленнее едут. Видите, какая наша Коллективная кривая?
Остановившись у моста с перилами, мы убедились, как легко проходит вброд речушку большой джип.
- У кого внедорожники, те свободно ныряют в речку, - комментирует Евгений. - По улице Куйбышева тоже закрыли проезд, но почти везде вброд транспорт проезжает, попутно люди моют колеса и машины, загрязняя воду в реке. Всем, кто живет до Маты, выгодно и удобно, чтобы там не проезжали заматинские жители. В этом году пять мостов делали пешеходных, а для машин - ни одного. В июле мы ходили к главе города, собрали подписи, отправили письмо в Уфу. Грейдер проходил по Коллективной еще позапрошлой осенью. Поездил, размазал немного щебня, но вскоре всё вместе с дождем и талым снегом смыло, опять появились колдобины. А сколько денег на его работу списали, о том нам не доложили.
Ни одну заматинскую улицу чем-то хорошим отметить нельзя, – продолжает комментировать Жигалов. - На улице Разина пешеходный мост хозяевам соседнего дома мешает. Начали там проезд делать, так они стали гвозди в Мату бросать, чтобы машины не ездили. И добились, чтобы моста там не было. Так и едут машины вброд, может, хотя бы плиты в речку положить, чтобы можно было по ним проехать, а внизу вода шла.
И самая крутая на подъем скала по дороге в Больничный городок – на улице Кооперативной. Ведь и по ней люди поднимаются на «Жигулях». Причем и те, кто до Маты живут, вынуждены через речку ехать в Больничный городок. Наверняка, для них это тоже проблема.
Завершив объезд улиц, возвращались мы по улице Гафури.
- Ну вот, хозяин тоже от себя отодвинул дорогу, - Жигалов обращает внимание на очередной камень на пути. - Вот здесь высыпали крошку от старого асфальта, она закаталась, стало как на хорошей дороге. Нормально получилось, но кое-кто и по этой улице старается накидать на дорогу камней. А ведь грейдер мог лопатой зацепить и распределить кучу щебня в ямки, но нет хозяина на улице, некому позаботиться.
Наверное, можно возразить, что есть уличные председатели, руководители самоуправления… Только на все возражения ответ примерно одинаковый:
Есть в нашем микрорайоне Кузнецов, но его на всех не хватает. А в те времена, когда по улице 50 лет Октября еще булыжником из мартеновского шлака было отсыпано, участковый милиционер и квартальные председатели заставляли жителей летом траву у дома косить, а зимой чистить от снега деревянные тротуары. И часто штрафовали за неисполнение. А теперь про все это забыли.
А еще когда-то был проект выезда из центра города к Больничному городку по улице Крупской. Но потом сделали выезд по Алексеева, бывшей Пролетарской. И всё движение по ней пошло.
Теперь перекресток на повороте в Больничный городок стал чрезвычайно напряженным, там много аварий происходит.
В октябре на запрос в администрацию Белорецкого района от жителей заматинских улиц по восстановлению движения легкового транспорта через мост пришел ответ, в котором, в частности, сказано: «Проезд на улицы Гафури и Дзержинского для личного транспорта и специализированных автомобилей осуществляется со стороны ул. 50 лет Октября и подъездной дороги к Больничному городку…
Через Мату существует 20 пешеходных мостов, в микрорайоне Мраткино есть автомобильные мосты по улицам Алексеева, Стачек и Родниковой. Учитывая небольшое расстояние (0,3-1,3 км) между улицами, отсутствует необходимость строительства автомобильного моста по улице Гафури».