Наблюдаю по телевизору, как на лесной делянке работает современная техника: механизм хватает дерево, срезает его, валит, освобождает от веток и сучьев, пилит на заданную длину и кладет себе же в прицеп. В наши 50-60-е годы всё это делали вручную. Единственными помощниками были лошади. И бытовые условия в лесу, и расценки выработки тех времен учитывали нелегкий ручной труд лесоруба.
К счастью, мы не испытали голод и лишения военной поры. Зато участвовали в развитии и совершенствовании, как тогда говорили, развитого социализма. Жизнь, хотя и с немалым трудом, всё же налаживалась во многом благодаря лозунгу: «Всё для Родины!». И хотя война уже ушла в историю, этот призыв успешно работал, обещая, что завтра будет лучше, чем вчера. Уместно напомнить молодежи, что тогда был всего один выходной, и в горячую пору сплава и массовых отправок грузов люди трудились платно и бесплатно, со временем не считались, да и равнодушия к общественным делам, как сейчас, не наблюдалось. Может, время было такое, требующее от людей стойких моральных качеств. К сожалению, эти качества в 90-е годы с приходом частного капитала стали как-то незаметно растворяться и улетучиваться.
Отдельных страниц в истории нашего края заслуживает тридцатилетний период изготовления древесного угля. В тяжелейшие военные годы инзерские углежоги взяли на себя бесперебойное снабжение Белорецкой металлургии этим видом топлива. Все эти трудовые подвиги совершили лесорубы и переработчики, трудившиеся в Инзерском леспромхозе. Все, что известно о том периоде истории, нам рассказывали старожилы и ветераны предприятия.
Но вернемся в 60-е годы, когда наш ЛПХ стал пополняться новой техникой. Получали наши механизаторы трелевочные тракторы, челюстные погрузчики, ручные бензопилы. Соответственно, производственные задания по лесозаготовке предприятию выдавались до 220 тысяч кубометров в год, а по сплаву – 160 тысяч кубометров. Собрали и по 240 тонн живицы. Инзерский леспромхоз был крупнейшим в Башкирии. Штатный состав работников достигал 1250 человек, а ежесуточная вывозка древесины из леса - полутора тысяч кубометров. В его составе было пять больших лесопунктов, обеспечивавших занятость жителей 30 деревень Инзерской зоны. Протяженность лесных дорог составляла 350 км. На лесозаготовках зимой были заняты 33 бригады. В техническом составе насчитывалось 300 единиц разнообразных машин и механизмов. Предприятие строило жилые дома, социальные объекты, дороги, водопроводы и линии электропередач. И если верно утверждение, что всем нашим успехам мы обязаны людям, то о них, о патриотах предприятия, я и считаю нужным напомнить.
Один из заслуженных ветеранов леспромхоза Илья Николаевич Быков. В 1930-м приступил к работе в Инзерском ЛПХ, отслужив в зенитно-артиллерийских войсках. Здесь же вступил в партию, в годы войны работал по броне в ЛПХ. В 1945-м награжден медалью «За доблестный труд». Работал Илья Николаевич начальником участка, начальником сплава, был мастером, механиком. Он стал одним из первых строителей лесовозных дорог. Мудрый, жизнелюбивый человек, отец троих детей, в леспромхозе трудился до глубокой старости. Дети и внуки здесь же работали трактористами, ремонтировали технику. Быковых знали в Инзере как рабочую династию.
Еще один дорогой для меня человек тоже был верен леспромхозу всю трудовую биографию. Это мой свекор - Виктор Калистратович Сударчиков, самый добрый, верный, честный, надежный, человек, которого по праву могу назвать одним из лучших во всем Инзере. Он участвовал в боях за Кенигсберг, был оружейным мастером, в ноябре 1945 года вернулся домой с наградами. Война, пожалуй, закалила, но не ожесточила его. В общении с домашними и на работе он был рассудительным, спокойным и дружелюбным человеком. Тоже работал мастером, механиком на строительстве дорог, долгое время - начальником гаража и ответственным за сплав леса. Вырастил он трех сыновей. Старший – Владимир окончил в Белорецке курсы машинистов паровоза и работал в Тукане. Там же женился и до пенсии возил товарными поездами руду в Белорецк. Николая и Геннадия Сударчиковых с 16 лет взял к себе на работу слесарями по ремонту техники, брал с собой и на сплав. Лед на реке к сплаву взрывали, аж стекла в домах, бывало, вылетали. Если погода и вода были в норме, то со сплавом управлялись быстро. Леспромхоз получал премию. Кстати, технику для сплава тогда готовили, как к техосмотру или параду.
С Виктором Калистратовичем всегда советовались по самым разным проблемам. Он умел разобраться не только в общественных делах, хотя учиться пришлось только в церковно-приходской школе. Несмотря на отсутствие дипломов, ему доверили не только должность главного механика, но и ответственность за единственный источник электроэнергии поселка – немецкий генератор «Маваг», приводимый в действие паровой машиной. Только в 1966 году на смену паровой машине привезли опять же немецкие дизели. Так что большая часть поселка жила с керосиновыми лампами, только немногие улицы имели лампочки Ильича.
Конечно, были у нас и другие специалисты. Валерий Яковлевич Смирнов приехал из Мелеуза. В 1967 году его назначили главным механиком. В 26 лет стать одним из руководителей такого большого леспромхоза - не только большая честь, но и немалая ответственность. Водитель лесовоза Анатолий Васильевич Зверев был депутатом Верховного совета БАССР, награжден орденом Ленина. Еще один работник, посвятивший свою жизнь Инзерскому лесному хозяйству – Евгений Петрович Просвирнин приехал к нам в 1965 году после окончания Кировского техникума. Работал механиком ДСУ, старшим механиком, лесопункта, потом главным механиком. Обаятельный, интеллигентный с мягким, и при этом настойчивым характером и богатырской силой, двадцать лет он трудился на нашем предприятии. В 1975 году, окончив Архангельский лесотехнический институт, приступил к должности главного инженера ЛПХ.
В 1976 году Инзерскому ЛПХ было выделено 17 млн рублей на модернизацию. Тогда смонтировали четыре башенных и мостовой краны, начали строить линию полуавтоматической разделки хлыстов. С пуском железной дороги Белорецк-Чишмы леспромхозы нашего района прекратили речной сплав и начали отгрузку леса в вагонах. Зимой до 500 вагонов в месяц отправляли. Брали призовые места в республиканских соревнованиях. Из столицы республики привозили в Инзер премии и Красные Знамена.
И как не сказать о еще одном заслуженном работнике лесной промышленности, директоре нашего леспромхоза Михаиле Васильевиче Колчанове, который 20 лет руководил предприятием. Он тогда взял на себя весь груз забот о новом строительстве и модернизации. Это сейчас главные люди в Инзере – железнодорожники, а в те времена хозяином Инзера, вместе с сельсоветом отвечавшим за жизнедеятельность поселка, был директор леспромхоза. Самым главным праздником для жителей села был День леса. К событию готовились заранее. Передовиков награждали призами и ценными подарками.
К сожалению, всё в этой жизни имеет начало и конец. Другие пошли времена, об Инзерской лесопереработке теперь практически ничего не слышно.