+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Официально
19 Сентября 2018, 12:46

За нашими успехами стоят рабочие люди

В Белорецке и Белорецком районе продолжается приём работ на конкурс "Социальный портрет пожилого человека". Наш постоянный автор прислала свой материал об истории Инзерского леспромхоза

Наблюдаю по телевизору, как на лесной делянке работает современная техника: механизм хватает дерево, срезает его, валит, освобождает от веток и сучьев, пилит на заданную длину и кладет себе же в прицеп. В наши 50-60-е годы всё это делали вручную. Единственными помощниками были лошади. И бытовые условия в лесу, и расценки выработки тех времен учитывали нелегкий ручной труд лесоруба.
К счастью, мы не испытали голод и лишения военной поры. Зато участвовали в развитии и совершенствовании, как тогда говорили, развитого социализма. Жизнь, хотя и с немалым трудом, всё же налаживалась во многом благодаря лозунгу: «Всё для Родины!». И хотя война уже ушла в историю, этот призыв успешно работал, обещая, что завтра будет лучше, чем вчера. Уместно напомнить молодежи, что тогда был всего один выходной, и в горячую пору сплава и массовых отправок грузов люди трудились платно и бесплатно, со временем не считались, да и равнодушия к общественным делам, как сейчас, не наблюдалось. Может, время было такое, требующее от людей стойких моральных качеств. К сожалению, эти качества в 90-е годы с приходом частного капитала стали как-то незаметно растворяться и улетучиваться.
Отдельных страниц в истории нашего края заслуживает тридцатилетний период изготовления древесного угля. В тяжелейшие военные годы инзерские углежоги взяли на себя бесперебойное снабжение Белорецкой металлургии этим видом топлива. Все эти трудовые подвиги совершили лесорубы и переработчики, трудившиеся в Инзерском леспромхозе. Все, что известно о том периоде истории, нам рассказывали старожилы и ветераны предприятия.
Но вернемся в 60-е годы, когда наш ЛПХ стал пополняться новой техникой. Получали наши механизаторы трелевочные тракторы, челюстные погрузчики, ручные бензопилы. Соответственно, производственные задания по лесозаготовке предприятию выдавались до 220 тысяч кубометров в год, а по сплаву – 160 тысяч кубометров. Собрали и по 240 тонн живицы. Инзерский леспромхоз был крупнейшим в Башкирии. Штатный состав работников достигал 1250 человек, а ежесуточная вывозка древесины из леса - полутора тысяч кубометров. В его составе было пять больших лесопунктов, обеспечивавших занятость жителей 30 деревень Инзерской зоны. Протяженность лесных дорог составляла 350 км. На лесозаготовках зимой были заняты 33 бригады. В техническом составе насчитывалось 300 единиц разнообразных машин и механизмов. Предприятие строило жилые дома, социальные объекты, дороги, водопроводы и линии электропередач. И если верно утверждение, что всем нашим успехам мы обязаны людям, то о них, о патриотах предприятия, я и считаю нужным напомнить.
Один из заслуженных ветеранов леспромхоза Илья Николаевич Быков. В 1930-м приступил к работе в Инзерском ЛПХ, отслужив в зенитно-артиллерийских войсках. Здесь же вступил в партию, в годы войны работал по броне в ЛПХ. В 1945-м награжден медалью «За доблестный труд». Работал Илья Николаевич начальником участка, начальником сплава, был мастером, механиком. Он стал одним из первых строителей лесовозных дорог. Мудрый, жизнелюбивый человек, отец троих детей, в леспромхозе трудился до глубокой старости. Дети и внуки здесь же работали трактористами, ремонтировали технику. Быковых знали в Инзере как рабочую династию.
Еще один дорогой для меня человек тоже был верен леспромхозу всю трудовую биографию. Это мой свекор - Виктор Калистратович Сударчиков, самый добрый, верный, честный, надежный, человек, которого по праву могу назвать одним из лучших во всем Инзере. Он участвовал в боях за Кенигсберг, был оружейным мастером, в ноябре 1945 года вернулся домой с наградами. Война, пожалуй, закалила, но не ожесточила его. В общении с домашними и на работе он был рассудительным, спокойным и дружелюбным человеком. Тоже работал мастером, механиком на строительстве дорог, долгое время - начальником гаража и ответственным за сплав леса. Вырастил он трех сыновей. Старший – Владимир окончил в Белорецке курсы машинистов паровоза и работал в Тукане. Там же женился и до пенсии возил товарными поездами руду в Белорецк. Николая и Геннадия Сударчиковых с 16 лет взял к себе на работу слесарями по ремонту техники, брал с собой и на сплав. Лед на реке к сплаву взрывали, аж стекла в домах, бывало, вылетали. Если погода и вода были в норме, то со сплавом управлялись быстро. Леспромхоз получал премию. Кстати, технику для сплава тогда готовили, как к техосмотру или параду.
С Виктором Калистратовичем всегда советовались по самым разным проблемам. Он умел разобраться не только в общественных делах, хотя учиться пришлось только в церковно-приходской школе. Несмотря на отсутствие дипломов, ему доверили не только должность главного механика, но и ответственность за единственный источник электроэнергии поселка – немецкий генератор «Маваг», приводимый в действие паровой машиной. Только в 1966 году на смену паровой машине привезли опять же немецкие дизели. Так что большая часть поселка жила с керосиновыми лампами, только немногие улицы имели лампочки Ильича.
Конечно, были у нас и другие специалисты. Валерий Яковлевич Смирнов приехал из Мелеуза. В 1967 году его назначили главным механиком. В 26 лет стать одним из руководителей такого большого леспромхоза - не только большая честь, но и немалая ответственность. Водитель лесовоза Анатолий Васильевич Зверев был депутатом Верховного совета БАССР, награжден орденом Ленина. Еще один работник, посвятивший свою жизнь Инзерскому лесному хозяйству – Евгений Петрович Просвирнин приехал к нам в 1965 году после окончания Кировского техникума. Работал механиком ДСУ, старшим механиком, лесопункта, потом главным механиком. Обаятельный, интеллигентный с мягким, и при этом настойчивым характером и богатырской силой, двадцать лет он трудился на нашем предприятии. В 1975 году, окончив Архангельский лесотехнический институт, приступил к должности главного инженера ЛПХ.
В 1976 году Инзерскому ЛПХ было выделено 17 млн рублей на модернизацию. Тогда смонтировали четыре башенных и мостовой краны, начали строить линию полуавтоматической разделки хлыстов. С пуском железной дороги Белорецк-Чишмы леспромхозы нашего района прекратили речной сплав и начали отгрузку леса в вагонах. Зимой до 500 вагонов в месяц отправляли. Брали призовые места в республиканских соревнованиях. Из столицы республики привозили в Инзер премии и Красные Знамена.
И как не сказать о еще одном заслуженном работнике лесной промышленности, директоре нашего леспромхоза Михаиле Васильевиче Колчанове, который 20 лет руководил предприятием. Он тогда взял на себя весь груз забот о новом строительстве и модернизации. Это сейчас главные люди в Инзере – железнодорожники, а в те времена хозяином Инзера, вместе с сельсоветом отвечавшим за жизнедеятельность поселка, был директор леспромхоза. Самым главным праздником для жителей села был День леса. К событию готовились заранее. Передовиков награждали призами и ценными подарками.
К сожалению, всё в этой жизни имеет начало и конец. Другие пошли времена, об Инзерской лесопереработке теперь практически ничего не слышно.
Читайте нас: