С латинского слово «радио» переводится как «излучаю, испускаю лучи». Рождённое в январе 1910 года в Нью-Йорке, в 20-х годах прошлого века радиовещание стало широко доступным для общественности и в России. День общественного радиовещания не следует путать со Всемирным днём радио, его отмечают 13 февраля, а День радио в России – 7 мая.
Радиовещательные передачи в советской России начались в 1919 году. Радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. В 1933 году был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, который начал производство собственных программ, это означало появление первого в СССР радиоканала – Всесоюзного радио. Его дикторский состав включал не менее 150 человек, самым известным, безусловно, являлся Юрий Борисович Левитан.
С 1964 года наличие радиотрансляционной сети во всех строящихся жилых домах было обязательным. У советских граждан появилось маленькое прямоугольное радио, которое работало практически всегда. День начинался с гимна СССР, потом шла утренняя гимнастика, далее - музыкально-образовательные передачи, концерты по заявкам слушателей, радиоспектакли и, конечно, сигналы точного времени: «Говорит Москва. В столице пятнадцать часов, в Ашхабаде – шестнадцать, в Ташкенте – семнадцать, в Караганде – восемнадцать, в Красноярске – девятнадцать, в Иркутске – двадцать, в Чите – двадцать один, во Владивостоке – двадцать два, в Южно-Сахалинске – двадцать три, в Петропавловске-Камчатском – полночь». И когда люди это слушали, они представляли себе огромную страну, в которой одни встают и идут на работу или в школу, а другие уже отдыхают или ложатся спать.
В книге «Белорецк: вчера и сегодня» можно прочитать воспоминания Вадима Дмитриевича Королёва, одного из первых преподавателей филиала МГТУ имени Носова в Белорецке: «Купленные радиоприёмники в городах необходимо было зарегистрировать в почтовом отделении в 3-дневный срок, а в районе в 10-дневный срок. И необходимо было один раз в квартал произвести оплату за радио. Примерно в 1949 году отменили регистрацию и оплату за радиоприёмник».
Сегодня радиоточки практически перестали существовать. У всех есть интернет, телефоны, соцсети. Мы тесно переплетены друг с другом в масштабах планеты. Но до сих пор в квартирах некоторых жителей можно увидеть розетку для подключения радио.
Из воспоминаний Наили Ахметовны Зеркиной (до замужества Миграновой): «После окончания 11 классов инзерской школы я поступала в педагогический институт, но не прошла по баллам, и родственник, который трудился в белорецком узле связи, предложил работу. В августе 1966 года меня приняли ученицей на радиоузел, моим наставником был опытный старший электромеханик Вячеслав Варламович Боенков. Третьим специалистом по обслуживанию оборудования работала Любовь Николаевна Потапова (по мужу - Андронова). Радиоузел размещался на третьем этаже в здании, где сейчас находится Центр внешкольной работы. Руководителем радиоузла в то время был Пётр Парадня. Мы работали посменно: с 6 утра и до полпервого ночи. С 14 до 17 часов оборудование выключали на профилактику. В выходной день вещание заканчивалось в час ночи. В обязанности сотрудников входило: провести замеры фидеров (линий передачи), заранее включить усилители, чтобы по сигналу точного времени из Москвы начать вещание на наш город. Мы принимали заявки от населения о повреждениях, своевременно проводили переключение на региональное вещание. По понедельникам, средам и пятницам подключали студию, которая была оборудована в красном уголке здания, откуда диктор - сотрудник редакции газеты «Урал» - рассказывала о новостях города и района, делала объявления. Дольше всех инженером нашего радиоузла был Геннадий Михайлович Сухов. Он и Вячеслав Варламович Боенков ремонтировали усилители и делали их профилактику.
Монтёры, которые занимались устранением повреждений, приходили к 8 утра. Эта работа была довольно опасной. По наряду, полученному от руководителя радиоузла, им приходилось много лазить по чердакам и крышам многоэтажных домов, ведь линии проходили там. Количество повреждений часто зависело от погоды (то ветер схлестнёт провода, то дождь намочит контакты). Рабочий день монтеров заканчивался в 17 часов. При мне монтёрами работали Павел Сурин, Александр Висковатых, Александр Машкин, Борис Персидский.
На радиоузле я отработала 13 лет, а затем перешла в техотдел на станцию».
Из воспоминаний Тамары Яковлевны Булавиной (в девичестве - Митрофановой): «Мой общий стаж работы в связи 40 лет. На радиоузел я перешла с телеграфа в январе 1972 года. Тогда районный узел связи находился на улице 5 Июля, 1. Начальником РУС, к которому относилась тогда и Почта, был Дмитрий Карпович Трофимов, главным инженером - Юрий Шарыгин, старшим на радиоузле работал Геннадий Михайлович Сухов.
Из оборудования в зале стояли усилители и два ламповых трансляционных приёмника: «Казахстан» и «Ишим». Когда переехали в новое здание на Ленина, 41, радиоузел разместили на третьем этаже, там оборудовали студию, где проводили селекторные совещания руководители предприятий.
При мне монтёрами на линиях трудились Пётр Агеев, Алексей Васючков, Александр Сайфулмулюков. Они обслуживали все микрорайоны города. Абонентов было много. В частном секторе линии были длинные, за день один монтёр проходил десятки километров.
Проработав на радиоузле 14 лет, в 1986 году я перешла в бюро ремонта АТС-4».
После замены оборудования сменный график работы радиоузла отменили. В последние годы электромеханиками там трудились Валентина Парфентьева, Ильфат Гайфуллин, Александр Сизухин; монтёрами Максим Евдокимов, Шошин, Ханиф Зайнуллин, Радик Ярмухаметов.
УКВ-вещание десятки лет было не только источником информации, но и неотъемлемой частью жизни миллионов людей. До конца 80-х годов в сельской местности почти в каждом доме был радиоприёмник. Связисты села Верхний Авзян обслуживали более тысячи радиоточек в самом Авзяне, а также в Нижнем Авзяне, Бельском и Каге. Оборудование радиоузла было установлено в деревянном здании на улице Блюхера, там же находилась почта. Руководил авзянским узлом связи участник Великой Отечественной войны Михаил Иванович Волков.
Дежурным работал Иван Егорович Денисов. Радиосигнал принимался по телефонной линии из Уфы, усиливался и транслировался абонентам. Монтёры Николай Андреевич Серёгин, Фёдор Михайлович Симонов, Михаил Карпович Дураков устраняли повреждения как на телефонных линиях, так и радиолиниях. Дежурный персонал имел возможность включаться в линию и делать местные объявления. К примеру, в сильные морозы сообщали, ученики каких классов могут не ходить в школу. Рассказывали о том, какие кинофильмы привезли в клуб. Работники библиотеки села Верхний Авзян организовывали радиопередачи-лекции к знаменательным датам.
Современные технологии вещания требуют гораздо меньших затрат на оборудование и поддержание их инфраструктуры. Переход на новые форматы вещания – это экономически выгодный шаг для компаний. Сейчас, в цифровом мире, где доступ к информации необъятен, старое радио напоминают нам о том, как сильно изменилось радиовещание.
Надежда СЕДОВА. Фото из личных архивов.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab