-18 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
17 Января , 22:40

Погуляем по Шанхаю

Возле школы № 16 мы встретились с Альбиной Бадритдиновой. Она – учительница начальных классов, а по совместительству – председатель ТОС части микрорайона Первомайский, который в народе называют Шанхаем.

Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю

Идём по его центральной улице. Кстати, существует несколько версий по поводу названия этой окраины. Самую удачную, на мой взгляд, озвучила одна моя коллега: после Великой Отечественной войны в Советский Союз переселилось множество русских репатриантов из Харбина, Шанхая и других городов Китая. Приехали они и в наш Белорецк, где жили в бараках на самой окраине. С тех пор этот курмыш и стали называть Шанхаем.
По другой версии, это название появилось в связи с тем, что после революции 1917 года в Белорецке сталеплавильному делу обучалось много китайцев. И жили они якобы в местности, которая впоследствии стала называться Шанхаем.
Некоторые склонны считать, что так эту отдаленную часть Первомайского посёлка стали называть из-за уплотнённой застройки, которая с нагромождением домиков-хижин выглядела, как шанхайская улица… Думаю, это неудачная версия: особой скученности домов по китайскому образцу здесь совсем не наблюдается. Но белорецкие таксисты ездить на Шанхай не любят. Почему? Об этом чуть позже.

Как добраться до окраины
До ближайшей остановки со всех уголков Шанхая есть три пути. Альбина Каймановна подробно рассказывает о каждом из них. Все «шанхайцы» в зависимости от
того, в каком курмыше они проживают, знают свой собственный (и самый кратчайший) путь до остановки. Другой разговор, что автобус приходится ждать беспардонно долго. А в выходные и праздничные дни можно вообще не ждать, потому что, скорее всего, автобуса просто не будет. Выход один – идти пешком до проходной комбината (а это километра три), где автобусов проезжает больше.
Вообще, транспортное сообщение с окраинами в нашем городе находится на уровне средневековья, и мы говорим об этом постоянно. Но никто как будто не слышит! Кстати, в бытность СССР первый секретарь горкома Сурин частенько ездил на общественном транспорте в качестве инспекции, поэтому тогда транспортные проблемы хоть как-то решались. Сегодня у всех свои машины, город просто переполнен транспортом, поэтому мало кого волнует, как, например, бабушка должна добираться с центрального рынка до своего Шанхая.
Вы скажите: пусть, мол, такси вызывает, но, как уже говорилось, таксисты не горят желанием ездить на Шанхай. Для них это как будто запретное слово: водители упорно молчат на запросы диспетчера поехать туда. Почему? Ответ прост – жуткие дороги…

Коттеджи и хижины – новое и былое
На улицах Шанхая очень заметно соседство двух эпох – прошлой (советской) и нынешней, которую даже не знаю как обозначить. Но здесь советская проигрывает современной. По крайней мере, в изысканности жилищ. Коттеджи на Шанхае просто великолепные. Настоящие дворцы!
Шанхай находится на излучине Белой, где начинает собираться белорецкий пруд. Природа здесь великолепная, воздух насыщен еловым раздольем, неподалеку -
остатки узкоколейной дороги. Её разобрали 20 лет назад. Тема болезненная, и я её развивать не стану. Напомню только, что тогда закрытие узкой колеи на официальном уровне назвали «торжественным событием».
Рельсы сдали на металлолом (тоже, наверное, торжественно). От узкоколейки, которая долгие годы была главным транспортным узлом для наших железоделательных заводов, осталась только историческая насыпь. Она тянется в сторону Катайки и других населенных пунктов. Красивая, ровная, нетронутая временем. Это же сколько надо было камня, глины, а главное - труда человеческого, чтобы построить дорогу в такой глухомани, пробивая ее сквозь чащобы и дебри вековых зарослей?
Знаете, я люблю мечтать: гляжу и представляю, как было бы здорово, если бы и сегодня в этой живописнейшей местности ходила легендарная «кукушка». Понятно, что тепловозик давно модернизировался бы. Да это был бы туристический «клондайк»! Сколько бы людей стремились прокатиться по знаменитой белорецкой узкоколейке с остановками, экскурсиями или даже конкурсными программами. А если взять свадьбы или юбилейные мероприятия? Представьте, сколько было бы желающих прокатить своих гостей под весёлый свист «кукушки»!..
В девяностые годы один из белорецких старожилов рассказывал о первом машинисте, который работал на узкоколейке. По его словам, это был забавный немец, который не выпускал изо рта большую трубку.
Но узкоколейка, как и белорецкий деревянный мост через пруд, - это, увы, навсегда ушедшая от нас история. Можно сказать, наша местная Атлантида…
Вернёмся к Шанхаю. На этих великолепных местах давно обосновались магнитогорцы, построив дачи. И теперь их коттеджи стоят рядышком со старыми домиками. Стоят, чуть ли не под ручку, хотя совсем не дружат.
Знаю, что некоторым такое положение вещей не нравится. По крайней мере, в сетях интернета тема социальной справедливости звучит всегда ярко. Да и сам помню, как приехали мы к одному богатому человеку писать очерк о его хозяйстве. Дом у него огромный, с многочисленными надстройками и красивой мансардой. Целая усадьба, как у помещика. Сосед богача тогда злобненько прошипел: «Ничего, придёт еще советская власть…»
Странно, почему люди понятие «справедливость» всегда употребляют исключительно в угоду себе? Мол, справедливо только то, что соответствует моим запросам, интересам и замыслам. А сосед всегда находится в категории критики, порой жесткой…
Отец учил меня никогда не завидовать людям. Он рано остался сиротой и приучился к крестьянскому труду. В Белорецк приехал в шестидесятых годах из Авзяна, где в ту пору жил очень трудолюбивый и жёсткий народ. Надеяться надо было только на себя. Отец любил советскую власть, но на самом её исходе недоумевал: почему эта власть не давала простым трудовым мужикам из деревень, перебравшимся на заводские работы, строить дома? Люди годами жили в общежитиях, ждали получения квартир. Помню, отец говорил, если бы разрешили мужикам строиться, дали бы землю, то жилищный вопрос в стране решился бы мгновенно.
Продолжу его мысль: для этого надо было бы создать сеть кооперативных заводиков – кирпичных, цементных и прочих. Кооперативных, потому что понятие «частная собственность» при советской власти была темой запретной. Одним словом, всё это непременно привело бы нашу страну к величайшему росту экономики. Сегодня Россия была бы Китаем! И здесь, на Шанхае, не наблюдался бы такой антагонизм эпох.
Кстати, отец еще в девяностые годы стал строить большой дом. Находил таких же энтузиастов- новостройщиков, делился опытом, спрашивал советы. Смешно: сегодня его дом выглядит очень скромно на фоне коттеджей, возведенных в последние годы.
Отец всегда радовался, когда встречал очередную стройку индивидуального жилья: «Молодец, мужик!» Вот и я тоже хочу сказать: молодцы те, кто построили и строят свои дома в наших заповедных уголках! Пусть побеждает современная эпоха. Но и о прежней забывать не стоит: она не виновата, что оказалась на задворках цивилизации, когда до ближайшей остановки от своей хибарки надо добираться кратчайшим путём между огородами.

Хорошо живём
Продолжаем путь по центральной улице Шанхая.
- Сейчас танцы начнутся, - смеется Альбина Каймановна Бадритдинова, председатель местного ТОС. – Фигурное катание!
Она имеет в виду колдобины на дороге, которые еще не успели укататься после выпавшего снега. Через них надо перепрыгивать.
- А весной у нас гребля! – продолжает Альбина Каймановна.
Вот почему таксисты не любят ездить в эту часть микрорайона.
- Нам бы детскую площадку сделать! – мечтательно произносит Альбина Бадритдинова. - Зато появилось освещение улиц, наш Шанхай теперь светится по ночам…
Взяв под руку свою попутчицу, чтобы не поскользнуться, иду и думаю: а как бабушки добираются до остановки? Ведь мы идём уже минут сорок. А дети? Как они ходят в школу?
Председатель ТОС тут же улавливает мое настроение:
- Дети ходят пешком, если у родителей нет транспорта. Автобусы сюда не заворачивают.
Мимо проехал джип, мы едва успели отскочить на обочину. Признаться, я уже устал от постоянного перепрыгивания через ямы и ухабы. Решил остановить спецмашину газовой службы и спросить у водителя, как ему местные дороги?
- У нас техника высокой проходимости, поэтому особых проблем мы не ощущаем, - ответил он. – Хотя часто пониженную передачу включать приходится.
Возвращаемся на исходную позицию, откуда начали свой путь. К реке решили не ходить, хотя там живут удивительные старики, о которых я писал в прошлом году. На Шанхае совершенно чудесные деревянные сходы к реке. Помечтаю еще: когда-нибудь я обязательно куплю в этой местности домик из прошлой эпохи. Маленький такой, неказистый. На огороде посажу капусту (ведь воды кругом полно), построю часовню в честь Иоанна Шанхайского (был такой русский святой). Буду удить рыбку, слушать тишину и наслаждаться видом соседней горы Мраткино. Эх, жаль, что всего этого не случится, но помечтать же можно...
На Шанхае есть единственный магазин, который в рекламе не нуждается, поэтому скажу: там есть всё – от галош до мандаринов! Другой разговор, как пожилые люди должны добираться до этой торговой точки с самых окраин? Вы же помните, что по дорожкам людям приходится заниматься фигурным катанием? Впрочем, наш народ непостижимый. Кстати, мы в редакции больше жалоб получаем от тех, кто живёт в центральных микрорайонах, чем от жителей окраин. Перед тем, как отправиться с Шанхая в редакцию, встретил пожилую женщину с двумя большими сумками. Она тихо шла к своему дому. До него минут тридцать ходьбы с учетом её возраста.
- Как вам здесь живётся? – спросил её.
- Зашибись!
Вот так. Коротко и ясно.

Игорь Калугин.

https://t.me/belrab
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

 

Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю
Погуляем по Шанхаю
Автор:
Читайте нас: