Питерским коллегам с телевидения посоветовал обратиться ко мне журналист Игорь Калугин, с которым мы работали над материалами к 80-летию села. Но я-то в Сосновке – человек новый, приехала туда несколько лет назад.
Готовясь к юбилею, взялась за книгу, которую назвала «Земли моей минувшая судьба», и много что узнала от первопоселенцев. К тому же хорошо знала и дружила с одной из известных женщин села Надеждой Петровной Богдановой, дочкой героя книги белоречанина Нуримана Шагибекова «Прими их души, Господи» (в ней как раз - о первопереселенцах, прибывших из лагерей). В своё время мы с ней в Сосновке провели презентацию книги вместе с автором. А летом 2016 года готовили видеофильм с Игорем Калугиным. Наверное, потом, когда вышла передача «Письма из провинции», журналисты из Питера позвонили на Белорецкое телевидение, и Игорь назвал мою фамилию.
Так я приняла дорогих гостей из северной столицы, прожила с ними три дня, и теперь они - мои добрые друзья. С Юлией Катковой и Евгенией Латышевой до сих пор мы поддерживаем отношения.
Моё интервью продолжалось целых три часа, и я не знала, что войдет в фильм, однако не была разочарована, когда его показали по центральному телевидению.
Недавно не стало Надежды Петровны. Светлая ей память. Вспомнила, как съёмочная группа полдня таскала дрова с улицы во двор и была чрезвычайно рада помочь старой женщине. К сожалению, тогда буран помешал группе снять саму Сосновку и её окрестности. Время торопило, и ясной погоды мы так и не дождались... В этом материале я расскажу о Сосновке и от её имени.
Сосновка в Белорецком районе отличается от других селений тем, что история её совсем не такая, как, к примеру, у Авзяна или Серменево.
Авзян помнит Емельяна Пугачёва. Серменево в своё время было даже волостным центром. А Сосновка в своей истории не набирает и ста лет. Когда мы с директором школы Л.П. Портновой и учителем Д.Ш. Мурзабаевой начали делать школьный музей в дополнение к тому, что уже было сделано учителем истории Г.С. Исанбаевой, осознали, что назвать его историко-краеведческим невозможно.
Люди, основавшие это село, приезжали туда из страшных мест - Кузъелги и Капкалки, спецпосёлка Нура, куда заселяли тех, кто был освобожден из лагерей, но не имел права возвращаться в те места, откуда прибыл. В основном это были те, кого признали кулаком, мироедом, кто вёл какую-либо вредящую колхозному строительству деятельность. Что хорошего могла оставить для истории или хотя бы для музея такая деревня? Бараки с нарами, подкопчённые чайники с проволочными ручками, серпы и косы, грабли, перепревшие шинели и фуфайки, пошитые из лоскутков одеяльца, детскую одежонку, перекроенную из маминой юбки или штанов отца.
При въезде в село еще лет десять назад стоял дом, который служил людям баней, да два барака и три домика размером пять на четыре метра, в каждом из которых проживали до трёх семейств переселенцев. Надежда Петровна вспоминала, что в их домишке жили две семьи (по трое-четверо детей), один одинокий Харрас-бабай (как она называла этого мужчину). И что удивляло её тогда: в одном углу молилась мама, а в другом - бабай на подстилке из старой мешковины. Вот так жили и друг друга не обижали, дружили. А во время посевной весной и во время жатвы осенью с Нуры пригоняли народ. Они жили на крышах двух бараков.
На улице Социалистической в Сосновке сохранился овраг, который копали вручную заключенные, чтобы вода из озерка попадала на мельницу. Её соорудили умельцы из бывших лагерников.
По-разному называли это селение: Домзак (дом заключенных), Участок. А Сосновкой назвали на общем собрании поселенцев уже после войны. А как же назвать? Красивые места, кругом сосны.
Когда решили, что село, производящее много чего для потребления рабочих металлургического завода (начиная с овощей, зерна, молока, масла), станет колхозом, какое только он не носил название. Перебрали чуть ли не всё политбюро, именами его членов тогда всё значимое называть было модным. Несколько раз соединяли и разъединяли бригады из Рысакаево, Шигаево, Новобельска. Последнее название - колхоз «Заря» - стало известно всему району. Хотя со временем и оно уже забывается.
В Белорецком районе еще помнят этих харизматичных людей - очень солидных, полных достоинства, настоящих партийцев: Зарипова, Фаткуллина, Кортюковых, Васина, Сорокина, Синагатуллина, Ялалетдинова. Самые уважаемые - председатель колхоза, главбух, главный зоотехник, главный механик, главный агроном и т.д. Руководителей, которые не жалели ни простых смертных, ни себя. Рассказывают, что их боялись всегда. Бывшие заключенные были в их полной власти. До сих пор на селе живут дети и внуки тех, кто сделал тогда поля засеваемыми, дающими урожаи, кто строил коровники, дома. Кстати, во время «царствования» Сибагата Насибулловича Фаткуллина были построены кирпичные правление колхоза, школа, Дом культуры, улица из шести домов для молодых специалистов. Колхоз прославился высокими надоями молока, получил звание колхоза-миллионера.
Имена доярок-трехтысячниц не сходили со страниц районных газет. Василя Давлетбаева, Надежда Миланина, Фарида Халилова - их знали в лицо. В Сосновке сейчас живут трое из тех, кто с молодых лет работал на фермах. Это Рахима Гильмутдинова, Роза Гадельшина, Фангия Ахмадеева. Спросите у них: легко ли было на целое лето уезжать на летники за десятки километров, бросая своё хозяйство, дом, семью? А кто спрашивал их согласия? Сидя во временных «избушках на курьих ножках», на деревянных нарах, покрытых дерюжками, за колченогим столом, разговаривая с ними о житье-бытье, я старалась не расспрашивать их о том, кого они оставляли, скучали по своему дому… Понимала, как это невыносимо - неделями жить без бани, ведь отпускали на один день домой всего лишь раз за месяц. Вставать надо было в 4-5 часов утра, три раза доить по 15-17 коров, таскать тяжелые вёдра к речке, чтобы молоко сливать в бидоны (не дай бог скиснуть дорогому продукту до приезда молоковозов). Завфермой Пётр Васильевич Сорокин был добрым человеком, но такое не прощал даже он.
Казалось бы, если колхоз - миллионер, то и люди должны быть если уж не богачами, то хотя бы со средним достатком. Но до этого дояркам и скотникам, трактористам и полеводам было очень далеко.
Вот и получается, что в наших музеях из вещей, говорящих о благоденствии колхоза, имеются лишь старые, пропылившиеся тяжелые атласные знамена за победу в соцсоревнованиях, вымпелы и грамоты. А на фотографиях – беззубые, обросшие мужчины и стесняющиеся своего вида деревенские бабы в платочках и чулках за 50 копеек. Все - в видавших виды фуфайках или халатах. Как сейчас радуется глаз, когда в сельский Дом культуры приходят совсем другие люди. Может, не такие ухоженные, как в городе, но чистые, в современных одеждах по сезону и моде, молодёжь - в красивых шапочках, курточках и кроссовках, пожилые - в дорогих пальто и сапожках. У каждого - современные смартфоны. И люди стали уверенными, приветливыми. В нашем недалеком прошлом еще встречались люди, похожие на тени: боязливые, старающиеся не попадаться на глаза, избегающие разговора с теми, кто представляет власть. Даже корреспондентов газет. Таких я видела на фермах, в телятниках и свинарниках - это были люди из тех, кого не миновали лагеря.
Что сказать? Может быть, не надо так ностальгировать по ушедшему СССР. Ведь никуда не делись Дом культуры и библиотека, обновился состав их работников: Мунира Гайфуллина, Наталья Полозова, Нэркэс Багаутдинова приветливо зовут односельчан на все праздники. Современная сценическая культура обслуживания населения на хорошем уровне.
Радует и деятельность общественной организации «Агинейзар», по сути, ставшей в наше время народной, заменившей женсоветы, совет ветеранов, иногда даже депутатов. Возглавляет её Земфира Каримова, обладатель республиканской медали за активную общественную работу. И не только в самом селе, но и в районе и республике. Хорошие помощники в этом деле - Набиря Адельмурдина, Фаниля Мусина и Рима Юсупова, их 8 человек. Не счесть дел, которые они выполняют в целях помощи СВО, сколько посылок отправлено ими совместно с мастеровитыми работниками Дома культуры Люцией Харуновой, Зилей Меньшиковой.
Да, в современном селе нет так называемых образующих предприятий, исчезли колхозы и совхозы, однако те, кто хочет работать, находят дела. Есть пилорамы, крестьянские хозяйства, предприниматели. Выручает и так называемая самозанятость, это тоже приносит доходы. Сказывается и близость города: многие работают в Белорецке годами, нередко снимая квартиры и обосновываясь в городе.
Меня всегда удивляет, когда на селе проводится перерегистрация тракторов: новенькие, разного типа, да и другой техники для заготовки сена и вывоза дров - большое количество. Даже колхоз столько не имел.
А как выросла Сосновка в последние годы! Дома – загляденье. С мансардами, огромные – 10 на 10, с гаражами и банями, высокими заборами и ажурными воротами, участки до 15 соток. Когда во время подготовки к 80-летию села был объявлен конкурс на лучший дом, для жюри стало огромным трудом обойти всех желающих поучаствовать. И все они были достойны призовых мест.
Газификация прошла по всему селу. Кто хотел, тот воспользовался возможностью проведения газа до своих участков. Теперь пользуются бытовым газом с удовольствием.
Водопровод, освещение, подсыпка гравием улиц - всё это делается постоянно.
Последние год-два шли разговоры о том, что в скором времени наше село объединят с городом, не будет главы сельсовета и депутатов. Люди на селе понимают это как отдаление от власти. Но порадовало то, что сказал об этом на прямой линии глава республики Радий Хабиров, что «на верхах» решили пока подождать с этим, может быть, даже отменить, хотя по России в некоторых местах эта работа уже начата. У нас считают, что законодательная власть - это участие граждан в жизни села, района. Так люди чувствуют себя сопричастными к управлению государством и являются важной частью для социализации личности, роста их самосознания. Участвуя в работе депутатов и решая важные проблемы села на сессиях совета, молодёжь будет учиться, вовлекаться в жизнь и проблемы родных мест. Не в кабинетах узнаются деловые качества новых членов общества, а в общем деле. Это тоже непреложная истина. Раньше этим вопросом (ротацией кадров) занимались комсомол, партийные комитеты, их лозунгом был: «Кадры решают всё!» Похоже, совсем не случайно на селе трудно найти тех, кто может стать директором школы, завклубом или начальником почты.
Если бы не активная деятельность депутатов, разве удалось бы добиться с помощью ППМИ выполнения важных дел на территории сельского совета? Покупка трактора для очистки всех улиц от снега, ремонт мостов и дорог - всё это было бы невозможным в наше непростое время без крупных предприятий и организаций на селе.
В Сосновке проведён капремонт сельского Дома культуры, в нём созданы условия для работы кружков, занятий танцами. Школа Сосновки по итогам прошлогодних ОГЭ признана лучшей в районе. Работает ФАП, сосновцам повезло с возвращением после учебы знающего своё дело врача-терапевта Оксаны Ильясовой, она тоже выпускница нашей школы. Остается пожелать успехов молодому специалисту. Конечно, помогают сельчанам также и «Поезда здоровья» с узкими специалистами-медиками.
У главы администрации Азамата Мухамадеева забот много. Всегда на повестке дня - благоустройство села, приведение в порядок территории водоколонок, детской площадки в центре села, парка отдыха и развлечений. Дела были начаты хорошие, однако в последнее время продвигаются не так быстро. Но жители на-
деются, что всё будет продолжено.
Пусть поскорее придёт мир, вернутся наши ребята. И значит - придет праздник, ведь в 2026 году Сосновка отметит 90-летие.
Гульсум Мустафина.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab