0 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
16 Ноября , 10:30

Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее

Создание подсобных хозяйств для улучшения снабжения продуктами питания рабочих, служащих промышленных предприятий и организаций пришлось на время индустриализации страны – конец двадцатых, начало тридцатых годов прошлого века. Их экономическая роль заключалась, прежде всего, в дополнительном привлечении средств промышленности для производства продовольствия. Предлагаем нашим читателям вернуться в середину прошлого века, ведь многие ещё помнят и про подсобные хозяйства, и про тех, кто там работал и жил.

Пока мы помним прошлое –  у нас есть будущее
Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее

Промышленные гиганты и небольшие предприятия имели свои подсобные хозяйства. Значительным по поставке сельхозпродукции было подсобное хозяйство при БМК с отделениями на Укшуке, Буганаке, Тирляне, Бзяке, Савельево по реке Зигаза.

П/х Бзяк
В начале тридцатых годов в километре от Бзяк-Ахмерово было образовано подсобное хозяйство для снабжения сельхозпродукцией рабочих столовых Туканского рудника и Белорецкого завода. Физически тяжелый труд рудокопов, сталеваров, прокатчиков и рабочих других профессий требовал качественного высококалорийного питания.
В округе это поселение называли Пригородное или Подсобное хозяйство Бзяк (далее – п/х Бзяк). По документам оно называлось по-разному, например, в 1952 году - Пригородное хозяйство № 2 ОРСа БМК. В Книге памяти у некоторых участников войны было указано место проживания - Совхоз № 4 Туканского п/с. В 70-80-е годы это - совхоз «Белорецкий», отделение Тукан № 3. Есть и такая запись: «Подсобное хозяйство № 1 ОРСа БМК. Отделение Тукан».
Контора отделения располагалась в здании, где в настоящее время работает фельдшерский пункт от Туканской участковой больницы. Отчитывались о своей работе в головную контору совхоза на Укшуке.
Поднимать сельское хозяйство с нуля было трудно: корчевать пни, распахивать целину, строить скотные дворы и загоны, сеять и сажать. Было много проб и ошибок. Пытались сеять рожь, но она не вызревала. В 50-60-х годах развели свиней, отстроили большую свиноферму, но прокормить на привозном корме свиней оказалось нерентабельно. И ферму закрыли. Потом пробовали разводить породистых овец. И эта затея не удалась.
Но обеспечивать продуктами рабочих завода и рудника было нужно. И люди научились выращивать культуры, собирали хороший урожай, хотя эта местность мало пригодна для ведения сельского хозяйства, её так и называли: зона рискованного земледелия. Для скота возвели коровник, телятник, который отапливали печками, построили четыре сарая, другие хозяйственные постройки, устроили скотный и конный дворы. В ходе эксплуатации их ремонтировали, достраивали. Огороды обнесли изгородью.
Подсобное хозяйство Бзяк, поставлявшее сельхозпродукцию в течение 70 лет, было ликвидировано в 2002 году. За это время здесь видели многое, но самым тяжелым периодом, конечно, были годы Великой Отечественной войны. Из Подсобного на фронт были призваны все работоспособные мужчины. И вся нагрузка легла на плечи женщин, стариков и подростков.

Население
Жили в хозяйстве в основном русские, работали выходцы из Верхнего Авзяна, Каги, Исмакаево, Зигазы, Тукана, Ермотаево, близлежащих хуторов и деревень. Рабочие семьи жили в бараках по улицам: Салавата Юлаева, Гагарина, Матросова. Вдоль дороги из Тукана в Белорецк стоял большой 16-квартирный барак, остальные жили в двух-трёхквартирных домах. Постараемся перечислить семьи, которые жили в Подсобном: Алексеевы, Альхамовы, Антипановы, Антипины, Бобылёвы, Богомазовы, Бурдовы, Винокуровы, Волковы, Воробьёвы, Вурмс, Гальцовы, Ганеевы, Гизатуллины, Гиниатуллины, Гусевы, Жариновы, Жижины, Захаровы, Ибатуллины, Имамутдиновы, Какорины, Качкаевы, Квасцовы, Кималовы, Клементьевы, Копытовы, Кузнецовы, Лаптевы, Лисовские, Медведковы, Мулюковы, Мустакимовы, Мустафины, Пермяковы, Подшиваловы, Приданниковы, Рахматуллины, Резановы, Романовские, Рыбаковы, Салимовы, Самигуллины, Симоновы, Скорняковы, Фарраховы, две семьи Фёдоровых, Хажины, Человы, Шайзадины, Щипковы, Юрочкины.
Всё население было занято на работах в отделении совхоза. В штате людей было мало, основные профессии: скотники, доярки, телятницы, агрономы, зоотехники, ветеринары. Большая часть жителей были заняты сезонно - с апреля по октябрь - по трудовым договорам, работали на огородах и полях, на заготовке кормов и дров, выпасе скота. Сезонные рабочие трудились повсюду, как говорится, куда пошлют, где была производственная необходимость. Труд на селе и сегодня требует взаимозаменяемости, нужно уметь делать всё. А так как все труженики выросли в деревне, особого обучения им не требовалось.
В разные годы управляющими отделения совхоза были: Иван Прокопьевич Рыбаков (Прокопыч), Иван Николаевич Копытов (в 50-е годы, это отец Валентины Ивановны Копытовой, главврача), Пётр Михайлович Винокуров (из села Зигаза), Сахей Халилович Самигуллин, Алексей Жаринов, Александр Егорович Гусев, Николай Иванович Рыбаков, Николай Иванович Лисовский, Ильдар Амирович Шайзадин, Сергей Петрович Винокуров.
Бухгалтерами в разное время работали Иван Кузьмич Юрочкин (с 1950-го до 1959 г.) и Ахтарьян Каюмович Валеев (до 1970 года), оба были участниками войны; Асьма Альхамова.

Огородное хозяйство
Основные картофельные поля хозяйства раскинулись на Караелге. Картошки сажали много, урожай хранили в двух больших хранилищах и в земляных ямах.
На Караелге было несколько жилых домов, там, к примеру, жили Мустафины: Мухамедкали Айсович, участник ВОВ, и его супруга Рахима Ахметшаевна. Летом работали на полях, зи-
мой - в картофелехранилище. Картошку перебирали, отборную отправляли по железной дороге в Тукан или в город.
Турнепс и кормовую свёклу для откорма животных выращивали на Мукаше, засевали примерно 3 гектара. Если чья-то скотина попадала на поля, где посажен турнепс, – штраф за потраву был обеспечен. Животных закрывали, а хозяин платил штраф, который так и называли: штраф за турнепс.
На огородах хозяйства (примерно по 3 га каждый) выращивали капусту, морковь, свёклу. Капустным огородом заведовал агроном Дмитрий Васильевич Воробьёв, участник войны. Капуста тогда росла прекрасно: выращивали большие и крепкие кочаны.
Парниками под огурцы и рассаду капусты заведовала Закия Ивлеевна Самигуллина. Полив овощей производился с помощью насоса из речки Бзяк. На водокачке работал Борис Фролович Кочкаев, тоже участник войны.
В летнее время на огородах трудились все, кто не был занят на другой работе. Школьники пропалывали капусту, морковь, репу, свёклу.
Овощная продукция поставлялась в учреждения посёлков и в город Белорецк, излишки выращенных овощей реализовывали населению через магазины ОРСа. На школьном приусадебном участке учитель Семён Александрович Жижин пробовал выращивать ягодные кустарники (смородину, крыжовник). Но заморозки убивали всё на цвету, хотя и использовали укрывной материал.
Участник войны Михаил Васильевич Клементьев имел частный большой огород под лук, он умел выращивать эту культуру, потом продавал урожай на рынке в Тукане.

Из воспоминаний
Екатерина Фёдорова (1941 года рождения, живет в Уфе):
«Наша семья Фёдоровых приехала в Подсобное в 1948 году из Исмакаево. Там закрылась шахта по добыче золота, работы не было. Отца - Никиту Арсентьевича - на фронт не взяли из-за увечья ноги. Он работал в Подсобном возчиком: на лошади возил в Тукан сельхозпродукцию, оттуда хлеб, продукты, почту, пенсию, даже кинофильмы и много чего по заказам соседей и знакомых.
Я выросла в многодетной семье – нас было 11 детей. Мама - Мария Акимовна - была награждена орденом «Материнская слава» I степени. Помню, ей вручили в подарок плюшевый жакет. Если нужно было в люди выйти или поехать в город, женщины просили у неё этот жакет, чтобы принарядиться, пофорсить. В другой раз родители получили в подарок железную кровать с никелированными дужками. Красота!
Роды у женщин в Подсобном принимала бабка-повитуха Матрёна Гордеева. Скажет: «Господи, благослови!» - вот и окрестила дитя.
В деревне моих родителей очень уважали, особенно маму, прислушивались к их советам, ставили в пример. Детей они воспитали достойными, уважаемыми людьми.
На посадку и уборку картофеля, капусты и прочей мелочи к нам собиралась помощь: приезжали рабочие и школьники из Тукана, выходили на работы все женщины Подсобного. Перед этим управляющий приходил к маме советоваться, чем накормить народ. Мама организовывала готовку обеда: пекли множество пирогов с картошкой, капустой, варили суп со свежим мясом. И всё это - в домашних условиях, ведь столовой не было. Но всегда было вкусно, сытно и вдоволь всего.
Мы, подростки, трудились летом на поливке огурцов и капусты. Воду возили из речки в бочках на телегах. Бывало, больше избрызгаемся, чем польём. Зато весело! Чуть подросли - в бригаду на покос. Наработаемся днём, а вечером у костра поём песни. Клуб в страду не работал. Да и ставки заведующего клубом не было, ключи находились у управляющего. Клуб открывался, когда приезжал киномеханик.
Все мои подружки были самодеятельными артистами: и Захарова Зоя, и Лаптева Нина, и Красавина Римма. На гармоне нам подыгрывал Воробьёв дядя Митя и ахмеровские парни.
В летний период всех с основной работы отправляли на сельхозработы. В это время в Подсобном работал только детский сад. Кому не с кем было оставить детей - вели в садик. И воспитателем, и нянечкой в одном лице была моя сестра Татьяна Фёдорова. Кроме как досмотреть за детьми, ей еще наказывали подоить коров по домам. Вот она со всеми детьми и ходила на вечернюю дойку. Покосы были далеко, транспорта не было, возвращались домой пешком, уже затемно.
В 1958 году я уехала из Подсобного, потом приезжала туда на каникулы, в отпуск. Но всегда с теплотой вспоминаю жизнь в Подсобном. Жили мы трудно, но не боялись работы. Помогали взаимовыручка и добрые отношения между сельчанами».

Молочная ферма
В п/х Бзяк работала молочная ферма. В 50-60-е годы было три дойных стада, примерно от 20 до 25 голов в каждом. Бруцеллёзное стадо паслось отдельно в лесу. Никаких доильных аппаратов не было, одна доярка руками доила до 20 коров. Летом утренний удой оправляли в Тукан по организациям, вечерний шёл на сепарирование. Холодильных установок не было. Доярками трудились Надежда Рыбакова, Хадия Валеева, Зоя Фёдорова, Александра Копытова, Минзифа Хажина, Екатерина Щипкова, Валентина Гальцова, Алмаз Ямалетдинова, Катерина Челова, Мария Фёдоровна Рыбакова, Капитолина Лаптева, Валентина Захарова, Александра Клементьева, Асьма Салимова. В последнее время работали Гулюдум Салимова, Венера Губанова, Айгуль Кималова, Тамара Богомазова. На молочной ферме с помощью ручных агрегатов сепарировали молоко, отцеживали, делали творог, варили сыр. Клавдия Фёдоровна Винокурова работала на сепараторе, а затем кладовщиком. Зоотехником был Александр Григорьевич Жаринов. Врачевал животных ветеринар Василий Арсентьевич Волков. Ухаживали за скотом Хаким Гиниятуллин, Амир Ганеев, Александр Антипин, Гайзулла Ганеев, Галистан Ганеев. Телятницами много лет отработали Файруза Рахматуллина (она и сейчас живет в Подсобном), Гульсум Салимова. Молоком и мясом из Подсобного снабжались учреждения Тукана: рабочие столовые, больница, ясли, детсад, школа, пионерский лагерь. А излишки поставлялись в магазины ОРСа, отправлялись в Белорецк. Доставка в Тукан осуществлялась в основном гужевым транспортом. Извозчики развозили продукцию по адресам, а обратно возвращались с товаром и хлебом для магазина. На всю округу была одна пекарня - в Тукане. Извозчиками в разные годы работали Никита Арсентьевич Фёдоров, Борис Кузнецов, Михаил Приданников, Галей Гафанов, Амир Ганеев, Радик Усманов. На конном дворе управлялись Амир Рахматуллин, Давлет Хажин, кузнецом был Галиастан Ганеев, шорником Александр Гальцов.

Продолжение следует.

По воспоминаниям земляков и архивам библиотеки подготовила Марина АВЕРЬЯНОВА.


Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

 

Пока мы помним прошлое –  у нас есть будущее
Пока мы помним прошлое –  у нас есть будущее
Пока мы помним прошлое –  у нас есть будущее
Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее
Автор:
Читайте нас: