+6 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
26 Апреля , 17:15

Бабушка! Ты когда умрёшь?!

Мы радуемся, когда наши дети взрослеют и умнеют. Родители стараются заложить в них те качества, которые должны помочь стать в жизни успешными и счастливыми. Правда, не всегда забота и положительные примеры действуют как надо.

Бабушка! Ты когда умрёшь?!
Бабушка! Ты когда умрёшь?!

Повзрослеешь - поймёшь
Недавно в соцсетях я прочитала заметку, которая называлась «Письмо самой себе в старости». Привожу её практически дословно.
«Итак, дорогая моя, когда ты станешь старой, никогда никого не поучай, даже если точно знаешь, что окажешься права. Не старайся помочь, если тебя об этом не просят. Никому не навязывайся. Не пытайся оградить близких от всех напастей мира. Просто люби их.
Не жалуйся на здоровье, на соседей, на правительство, на Пенсионный фонд. Не превращайся в склочную старуху.
Не жди благодарностей от детей. Не произноси фраз типа: «Я в твоем возрасте…», «Я старше, поэтому я лучше знаю…»
Не старайся любой ценой угнаться за временем, разбираться в новых технологиях, следить за новостями, постоянно изучать что-то новое, чтобы не отстать от жизни. Это смешно! Делай то, что тебе нравится.
Ни в чём себя не вини. Как бы ни сложилась твоя жизнь и жизнь твоих детей, ты сделала всё, что смогла. В любой ситуации сохраняй достоинство. До самого конца! Это очень важно».
Такое вот письмо-наставление бабушкам. Убедилась в том, что в нём много верного, когда сама недавно слушала, как одна почтенная дама по телефону очень долго, настойчиво и нудно уговаривала своего великовозрастного (38 лет!) сына отказаться от женщины, которую посчитала недостойной. Даже я устала от её риторики.
Прочитала ей это письмо. Она кивала головой, вроде бы соглашаясь. Бедная, она ведь и сама мучается от своей постоянной тревоги за судьбу взрослого сына. А надо ли?
Хотя, на мой взгляд, некоторые пункты этого наставления весьма спорные. Как можно не стараться угнаться за временем, не следить за новостями и не изучать что-то новое? А как же профилактика деменции? Перечитала письмо ещё раз и увидела главные слова: «не старайся любой ценой». Нужно всё делать по мере своих возможностей. Чрезмерное всегда вредит. Во всём.

Как воспитывали раньше
Молодые зачастую скептически относятся к советам старших, к их жизненному опыту. Хотя с годами они, возможно, придут к тем же выводам, но тернистым путём проб и ошибок. Собственный опыт зачастую чреват долговременными и порой необратимыми последствиями. Невольно приходят на ум строки Сергея Есенина: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок!»
Вспоминаю рассказы своей матери о её детстве. Она росла в татарской деревне со строгими обычаями. К тому же они с братом находились на попечении недоброй мачехи, ведь их мать рано умерла. Мачеха жёстко взыскивала с детей за всё. Вспоминая своё безрадостное детство, моя мама всегда горько плакала. Девочкам запрещалось просто так выходить на улицу. С коромыслами и вёдрами за водой – пожалуйста, а просто погулять – нельзя.
До сих пор помню её пословицы: «Работу надо выполнять с любовью», «Если не видят глаза души, то глаза на лбу - это дырки от сучков», «Работа на чужого, – умение, опыт - для себя», «В чьи сани садишься - того песню и пой».
Мама была очень хваткая, трудолюбивая женщина, себя не жалела. С будущим мужем они встретились в Сибири. Отца и его брата сослали туда в марте
1933 года, а мама в голодные 30-е уехала сначала в Узбекистан, а оттуда - в Томск. Там родились мы с братом. Трое старших детей наших родителей умерли ещё в младенчестве.
Памятуя, как воспитывали её саму, своих детей мама тоже растила в строгости. Иногда, глядя на нас с братом, вздыхала: «Скажут ведь, что мать не научила!» Она остро ощущала свою ответственность за то, какими мы выйдем в большую жизнь, переживала, станем ли мы достойными людьми, не будет ли ей стыдно за нас и наши поступки.

Советское воспитание
Я уверена, что в советское время родителям было легче воспитывать детей. Были нормальные фильмы и книги, которые возвышали мысли, чувства и души. Дети мечтали, им хотелось подражать киношным и книжным героям.
Родители, детские сады и школы с воспитателями и учителями, пионерия, комсомол, партия, а ещё - телевидение, радио, театры, словом, вся культура была направлена на достижение определенных целей в воспитании подрастающего поколения.
У нас в стране была самая лучшая в мире система образования. К сожалению, была...
Наше поколение с горечью и скорбью смотрит на реалии сегодняшней системы образования, когда роль учителя низвергли до роли обслуги, оказывающей образовательные услуги. Много говорится и о низкой зарплате, высоких нагрузках и требованиях (порой бессмысленных) к педагогам. Всё это, конечно, снижает престиж профессии учителя. Молодёжь не хочет работать в школе. Педагогических профессиональных кадров не хватает катастрофически. Какие тут могут быть перспективы? Неутешительные…

Наши дети и гаджеты
По-моему, в современном мире проблема воспитания усугубляется излишней увлеченностью детей гаджетами, которые стали их неотъемлемым атрибутом и дома, и в школе. Это очень серьезная проблема.
Сидение в интернете сродни наркотической зависимости: в случае отрыва от телефона, планшета, компьютера у детей начинается настоящая «ломка». В сети их заманивают различными лотереями, призами; делают всё для разжигания их азарта и выработки дофамина - гормона счастья. Но при этом наносится весьма существенный вред физическому, психическому и умственному развитию ребёнка. В итоге - ожирение, испорченные осанка и зрение; погибают нейроны, размер мозга уменьшается, дети не могут сосредоточиться для восприятия информации, их внимание становится порхающим, а мышление - клиповым.
К тому же совсем не остаётся времени для приобретения навыков, нужных в реальной жизни. На задний план отступают, а потом и вовсе исчезают потребности в родственных и социальных связях, в пище, в гигиене своего тела и жилища. Слабнут связи между людьми, пропадает интерес к живому общению, все эмоции выражаются смайликами, а каждый шаг сопровождается «лайками»…
Вы когда-нибудь видели, как ведёт себя человек, которому мешают сидеть в интернете? А если он проиграл в какой-то игре? Это же просто ярость, агрессия.
Случайно была свидетельницей того, как одна бабушка пыталась оторвать внучку от компьютера, приводя доводы о вреде такого времяпровождения. Девочка возмущенно воскликнула: «Бабушка! Ты когда умрёшь?» Слава Богу, за этими словами не последовали действия, но в реальной жизни уже есть случаи жестокой расправы над близкими людьми из-за пагубной зависимости от сетей интернета. Нельзя допускать социальной изоляции детей, их ухода из реальной жизни.
И снова чрезмерное увлечение виртуальным миром приводит к плохому - слабоволию и отсутствию целей.

Интересно тем, кто не разучился думать
Недавно в библиотеке случайно наткнулась на книгу-бестселлер Виктора Франкла «Сказать жизни «ДА!»: психолог в концлагере». Впервые она увидела свет в 1946 году, а потом переведена на многие языки мира. Выдержала
9 изданий. Её автор Виктор Франкл, австрийский психолог и философ, прошедший нацистские лагеря смерти, открыл миллионам людей путь постижения смысла жизни.
Он увидел, что наибольший шанс выжить в нечеловеческих условиях имели не крепкие телом, а сильные духом. Те, кто знал, ради чего живёт. Конечно, достаточно комфортные условия современной жизни несравнимы с тем, что испытали узники нацистских концлагерей. Но вопрос о смысле жизни всегда остается актуальным.
Когда человек теряет смысл жизни, то он утрачивает и желание жить. «Мне нечего больше ждать от жизни», - говорит он. Виктор Франкл считает, что «дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего ОНА ждёт от нас! Надо понять, что этот вопрос обращен к нам: ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать – не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить – это, в конечном счете, значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.
Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы её здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое – она конкретна. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе, и каждая ситуация допускает только один ответ на вопрос – правильный! Вопрос о смысле жизни включает в себя также и смерть. И под смыслом жизни надо подразумевать не только смысл жизни, но и смыслы страдания и умирания!»
На мой взгляд, эта удивительная книга! Очень советую её прочесть тем, кто не разучился думать.
А ещё меня очень порадовала статья психолога Марины Алексеевой, которая вышла в газете «БР» 7 марта этого года, называлась она «Ошибка воспитания, толкающая в сеть». Автор, в частности, советует: «Чем старше ребёнок, тем система ультиматумов и требований должна трансформироваться в систему договоренностей и поощрений за более грамотный собственный выбор и разумное поведение». Очень полезная и актуальная статья.

Я выразила личную точку зрения на вопросы воспитания. Допускаю, что могут быть и другие мнения, ведь эта тема очень обширная и многосторонняя. Но волновать она должна, вне всякого сомнения, каждого из нас. Уверена, что такие вопросы должны обсуждаться в современной печати для того, чтобы яснее обозначить проблему, искать и находить пути её решения. Для того, чтобы у нас и у наших детей было будущее.

Галия Сафонова.
Фото из личного архива

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Бабушка! Ты когда умрёшь?!
Бабушка! Ты когда умрёшь?!
Бабушка! Ты когда умрёшь?!
Автор:
Читайте нас: