Говорят, с возрастом человек становится мудрее. К Флиде житейская мудрость пришла рано, наверное, как только она уехала от родителей и поступила в Уфимское училище искусств. Молодую девушку со звучной фамилией Атаманова там сразу заметили, уже через пару дней её выбрали комсоргом. Пробивной характер, обаяние, умение найти общий язык со всеми сделали её звездой училища. А веру в себя увеличивала огромная любовь мамы и папы. В их семье росли пять дочерей, Флида была второй, но по характеру однозначно была лидером. Все её увлечения папа всегда поддерживал, сам привёл в музыкальную школу, одобрил участие в вокальном ансамбле, потом в оркестре народных инструментов Дворца культуры. Флида пела, играла на гитаре и гармони, танцевала, была ведущей, а вечером, когда возвращалась с репетиций, знала, что папа ждёт её на автобусной остановке в Октябрьском посёлке.
- Жили мы далеко, приходил он меня встречать с метлой или лопатой. Я смеялась, а он говорил, это чтобы никто его доченьку не обидел, если что, будет отгонять женихов, - с улыбкой вспоминает Флида Загитовна.
Своего будущего мужа Флида встретила в Белорецке, а когда поступила учиться в Уфу, уже проводила Ноэля в армию. Он попал служить в морфлот, часто писал ей письма. А для себя девушка решила, что, пока он служит, она будет думать только об учёбе. Так и пролетели эти три года, пришёл к моряку дембель, получила диплом и студентка музучилища. Оба приехали в Белорецк, в 1971 году поженились. Так появилась семья Тагировых. Вскоре родился первенец. Дела шли, как у всех, но неугомонной Флиде всегда хотелось чего-то большего.
Услышав, что многие едут на Север, где строились новые города, Тагировы решили рискнуть и отправились в Нефтеюганск. Взяв с собой ведро картошки и бельё, с трехлетним сыном поехали на заработки. Поначалу Флида работала сторожем, потом поваром, муж устроился крановщиком. Жили непросто, но дружно, знали всех соседей и делились всем, что имели. Появились новые знакомые, новые интересы. Но судьба готовила им главное испытание.
Радостное событие – появление второго сына – стало страшным днём. Роды были сложные, из-за врачебной ошибки малыш с трудом появился на свет. Врачи уговаривали молодых родителей отказаться от ребёнка-инвалида. Но Тагировы были уверены в том, что вместе они справятся, и их сыночек будет жить, как все дети, – в любви и заботе.
Вся жизнь мамы Флиды теперь всецело была посвящена тому, чтобы дать маленькому сыночку силы и возможность жить. Она ездила с ним к врачам, требовала, просила, умоляла, соглашалась не только на лечение, но даже на эксперименты, лишь бы Артур смог её увидеть, понять, как мама его любит, улыбнуться в ответ, пошевелиться… Свою квартиру Тагировы превратили в реабилитационный центр, многие процедуры мама научилась делать сама. Она писала, звонила, узнавала, где и кто занимается такими детьми, консультировалась, лечила и верила, что поможет сыну. Отречься от малыша, сдаться Тагировы не могли…
В те времена старались не предавать огласке подобные жизненные проблемы. Но об активной маме услышали не только в Нефтеюганске, но и в Москве. Флида Загитовна возглавила Ассоциацию помощи детям-инвалидам Ханты-Мансийского округа. Проблема, о которой раньше предпочитали не говорить или просто закрывать на это глаза, обрела огласку. У семей, в которых росли дети-инвалиды, появилась надежда. В Ассоциации объединились до 800 человек. Тогда в столичном журнале была напечатана статья о том, как Флида Загитовна борется за возможность дать своему ребёнку и подобным детям достойную жизнь. Её прочитали специалисты из Лондона. Тагировым предложили помощь. До этого все попытки лечить сына в Москве, Хабаровске, Киеве, Уфе, Новосибирске не приносили результата. Маленький Артур лежал, как неживой, не плакал, не смеялся… А через три месяца лечения и реабилитации в Лондоне мама привезла его на своих ногах!.. Это было сродни чуду. Огромный успех! Так в 1993 году в Нефтеюганске благодаря Тагировым был открыт реабилитационный центр, который оснастили английским оборудованием.
Активную и пробивную маму знал, пожалуй, весь округ, не зря её дважды избирали депутатом городской думы Нефтеюганска. Флида Загитовна гордится, что она работала в одной команде с Сергеем Собяниным, часто встречалась с ним лично. Да и к депутату Тагировой люди шли со своей болью и вопросами, которые не могли решить самостоятельно. Её огромное желание (а главное – умение) помочь вызывали доверие северян.
Мобильная, деловая, хваткая, она не привыкла сдаваться на милость судьбе. Борясь за свое семейное счастье и здоровье сына, Флида Загитовна готова была свернуть горы. И когда в начале двухтысячных в Белорецке старенькие родители стали нуждаться в их помощи, Тагировы, не раздумывая, вернулись на малую родину. Четверть века отработав на Севере, они могли бы в Белорецке просто тихо жить, получая заслуженную пенсию. Но эти люди не из такой породы! В родном городе они открыли свой бизнес, и вновь жизнь забурлила и закипела. В семье появилась маленькая дочка, и заботы, и любви Тагировых хватило на всех – и на детей, и на внуков. Старший сын стал первым помощником в семейном бизнесе, а бабуля – главным специалистом по воспитанию его дочерей. Здоровью сына-инвалида родители по-прежнему уделяют много внимания. Огромный опыт реабилитации детей с ограничениями здоровья помогает не только Артуру, Флида Загитовна отзывается и готова поделиться тем, чем может, со всеми, кто к ней обращается. Сейчас она входит в состав Общественной палаты при администрации Белорецкого района и всё также неравнодушна к жизни.
15 апреля Флида Загитовна отмечает свой день рождения. И среди всех подарков неизменным останется пожелание здоровья и счастья её большой семье. Так у Тагировых заведено. А традициям изменять они не привыкли.
Татьяна КОПЬЁВА.
Фото автора и из архива семьи Тагировых.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab