0 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
14 Октября 2023, 18:30

История Белоречья глазами очевидцев

Подготовил Андрей Ткачёв.

История Белоречья глазами очевидцев
История Белоречья глазами очевидцев

Из воспоминаний жителя посёлка Ломовка В. Бондарева: «В 1891-1892 гг. по ходатайству учителя В.Т. Карпуничева и сельского старосты А.М. Ручушкина из Белорецка было перевезено деревянное здание 2-классного училища. К началу осени 1903 года школьное здание и внутренняя отделка были готовы. Печи отгорожены специальными решётками. На окна повесили парусиновые шторы. Выше - стеклянные растворные форточки. На печах блестели медные вентиляторы. На стенах висели новые карты. В тёплой прихожей стояло два огромных шкафа, наполненных учебниками, пособиями и книгами детской библиотеки.
Стараниями В.Т. Карпуничева был огорожен школьный сад. Учащиеся копали ямки и сажали в них тополя, сосны, лиственницы, берёзы, ели, калину, черёмуху. Под окнами школы был разбит цветник и обработаны клумбы.
Поздней осенью 1903 года на место В.Т. Карпуничева была назначена окончившая гимназию 18-летняя Надежда Андреевна Терентьева. При ней в саду был устроен каток, а недалеко от школы – горка из досок, политых водой. Для катания были приготовлены металлические санки.
Надежда Андреевна устраивала в школе воскресные чтения. Для этой цели она выхлопотала новенький проекционный фонарь со стеклянными цветными негативами.
При ней впервые в зимние каникулы была проведена ёлка, где лучших учеников награждали подарками».

Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны, художника А.Я. Знота: «Трудно себе представить, что на том месте, где сейчас находится Первомайский посёлок, в начале прошлого столетия была тайга.
Тайга, её жизнь и стали жизнью людей, поселившихся здесь. Чернику, землянику, малину, смородину, бруснику здесь можно было черпать лопатой. Грузди, рыжики вывозили коробами и солили бочками. Медведи, лоси, волки, лисицы давали немалую прибыль хозяйствам охотников. Зайцы бегали по огородам, глухари выпархивали из-под ног. Рыбу в Белой ловили бреднями и сетями, измеряя улов котелками и вёдрами…
Шли годы, посёлок рос в основном в северном направлении, богатом обильными источниками воды, поэтому и получил название Мокрой поляны. В народе – Мокряшки.
А рядом, на восток от Мокряшки, вдоль ручья Благой ключ и выше люди стали обживать склоны горы. Там копали землянки. И эту зону назвали Шанхаем.
И все эти районы: Шишка, Мокряшка и Шанхай вошли в Первомайский посёлок».

Из воспоминаний жителя нашего города К. Валавина: «В 1914 году в Белорецк из Каги привезли человек 150 рабочих. Эти длинноволосые иностранцы были заняты на погрузке–выгрузке на металлургическом заводе. Жили они в здании, где сейчас располагаются мастерские автотранспортного цеха металлургического комбината. В 1918 году их переселили в барак, а здание, где они жили раньше, отремонтировали и открыли в нём школу. Точнее - объединили два учебных заведения: церковно-приходскую и заводскую пятиклассную школы.
Поскольку в стране была ещё разруха, то значительную часть своих сил наши родители тратили на содержание школы. Так, на собственных лошадях они из леса возили дрова для отопления. Мы, ученики, пилили и кололи их.
Тетрадей у нас не было, их заменяли грифельные доски.
Свободное от школьных занятий время мы, как и вся детвора, старались проводить весело. Правда, досуг организовывали сами: устанавливали и наряжали ёлку, устраивали танцы, на которых я, в частности, умевший играть на гармони, был за музыканта.
В то время в Белорецке было два кинозала: показывали кино в доме родителей Григория Васильевича Ларионова и бывшем здании райисполкома, на углу улиц Ленина и Точисского. Учителя нас водили на просмотры организованно. Как правило, в то время крутили многосерийные фильмы, запомнились, например, «Индийские гробницы», «В дебрях Африки» и ряд других».

Из воспоминаний врача, участника Великой Отечественной войны, Почётного гражданина нашего города Г.В. Ларионова: «С каким удовольствием я наблюдал, как старательно готовятся к праздникам взрослые. Их весёлое настроение усиливало и мою радость. Ведь именно в такие дни все люди, забыв дела и заботы, думают о веселье, поздравлениях и угощениях. К чаю подадут вкусное печенье, безе, хворост, торт «Наполеон», а к обеду на второе -
жареных гуся, поросёнка, кур; пироги с мясом и рыбой, а для взрослых - вино.
Не нужно будет идти в школу, учить уроки. Накануне Рождества я и мои братья выпрашивали у родителей мелкие деньги для славильщиков Христа. Обычно приходили они перед рассветом группами и в одиночку. Пели молитву. Каждому из них нужно было дать монету или угощение.
Большим праздником была Пасха. Любили и умели веселиться крестьяне.
Все жители сёл принимали активное участие в праздновании Масленицы. После взаимных угощений с хмельной кислушкой и купленной у цирюльника водкой начиналось катание на лошадях, украшенных цветными лентами, бубенцами и колокольчиками. Улицы заполнялись катающимися и гуляющими компаниями, распевающими под гармошку частушки.

Из воспоминаний учительницы Нины Кузьминичны Куренёвой: «Александр Александрович Фадеев приезжал из Уфы в конце июля. Сопровождали его мужчина по фамилии Погребинский и женщина по имени Камал. Останавливался в доме-особняке, где жил секретарь райкома ВКП(б) Гришкан.
Первый день своего пребывания в Белорецке он посвятил встречам с металлургами в цехах завода. На другой день, знакомясь с городом, посетил наш индустриально-педагогический техникум, который размещался в двухэтажном каменном здании бывшей дореволюционной школы. О посещении нас Александром Александровичем мы были поставлены в известность накануне. В одном из учебных классов заранее собрались представители местной интеллигенции. Все горели желанием увидеть живого писателя, некоторые уже читали его роман «Разгром».
И вот в класс вошёл человек высокого роста, стройный, интересный. Сходу повел разговор о советской литературе. Рассказывал о творчестве Владимира Маяковского и Демьяна Бедного. Остановил наше внимание на творчестве башкирских писателей, хорошо отозвавшись об Афзале Тагирове. На нашу просьбу рассказать о себе поделился о том, как создавал свой роман «Разгром», о дальнейших творческих замыслах. В непринужденной беседе не выпячивал своё «я», был откровенен, но скромен».
В тот же день А.А. Фадеев выехал в Авзян. О своих впечатлениях о поездке на Южный Урал он поделился со своей матерью в письме от 25 июля 1932 года:
«Поездка была исключительно интересной – удалось побывать в башкирских кантонах, на Авзяно-Петровском, а также на Белорецком металлургическом и сталепроволочном заводах. Мы ездили всё время на машине. Очень красивая природа… Крутые перевалы… Хвойные и лиственные леса, горные реки, скалы».

Фото из архива краеведческого музея.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

История Белоречья глазами очевидцев
История Белоречья глазами очевидцев
История Белоречья глазами очевидцев
Автор:Юлия Анисимова
Читайте нас: