+16 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
18 Июля 2022, 22:36

Белорецк на двух панорамах

За 260 лет рабочий посёлок, построенный при Белорецком железоделательном заводе, превратился в современный город, центр самого большого района в Республике Башкортостан. Белорецк и сегодня - одна из крупнейших точек на карте страны, где развивается чёрная металлургия.

Белорецк на двух панорамах
Белорецк на двух панорамах

Немаловажным фактором для развития города и района послужило строительство узкоколейной железной дороги, начатое в 1909 году. От станции Запрудовка, расположенной вблизи Катав-Ивановского завода, она шла через Тирлян до Белорецкого завода.
Появление железной дороги преобразило жизнь старинного металлургического завода, придало мощный импульс развитию края. Для заводских посёлков приход поезда был сродни празднику.

С 1923 года, когда посёлок Белорецкого завода был преобразован в город Белорецк, началась интенсивная застройка территорий. В довоенные годы темпы новостроек наращивались, а после Великой Отечественной наш город, как и вся страна, превратился в гигантскую стройку.
Есть в музее истории полиции ещё один весьма занятный экспонат — небольшая книжечка с пожелтевшими от времени страницами. Это брошюра, изданная в 1947 году Башкирским государственным издательством «Орденоносная Советская Башкирия» и посвящённая первому году послевоенной пятилетки, направленной на восстановление народного хозяйства.

В главе «Заглянем в будущее» говорится, что совсем скоро в республике будет построено несколько железных дорог. Главное железнодорожное строительство, по мнению авторов, будет заключаться в сооружении линии от Куйбышевской области через Стерлитамак и Белорецк на Магнитогорск и станет важным звеном новой Южно-Сибирской магистрали.
«С проведением железной дороги изменится облик старейшего города Башкирии — города металлургов Белорецка. Он обогатится новыми красивыми жилыми домами, учебными заведениями. Он будет иметь металлургические заводы, оборудованные по последнему слову техники. Удобным железнодорожным сообщением город Белорецк будет связан с Уфой и перестанет быть оторванным от столицы республики».

Только представьте: 1947 год, прошло всего два года после страшной войны, а страна жила, работала и мечтала.
Планы, описанные в брошюре, воплотились в жизнь. В 1954-55 годах началось строительство железной дороги широкой колеи «Белорецк — Магнитогорск». Образовался новый населенный пункт «станция Белорецк» (будущее село Железнодорожный). Так город Белорецк был соединен с участком Южно-Уральской железной дороги и получил выход на город Магнитогорск.

В 1972 году началось строительство железной дороги «Белорецк — Карламан», которая обеспечила прямое железнодорожное сообщение Белорецка с Уфой.
Свидетельством перемен в облике Белорецка являются и две фотографии, которые хранятся в фонде музея истории белорецкой полиции. Они представляют собой панорамные снимки города, сделанные с одного и того же места, но в разное время. Фотографы с разницей более 10 лет сфотографировали город от улицы Кирова до района Мраткино. Точкой съемок стала местность около школы №13.
Первый снимок выполнен примерно в 1963 году бывшим работником милиции Виктором Александровичем Козловым. Как раз тогда он приступил к выполнению обязанностей эксперта-криминалиста в городском отделе милиции. На фото видна часть города от улицы Карла Маркса до улицы
50 лет Октября. Автор оставил нам на память изображение города, застроенного частными деревянными домами. На заднем плане просматриваются постройки 50-х годов, узнаваемы несколько современных зданий, например, гимназия № 17, которая открыла свои двери для учащихся в октябре 1962 года.
Автором второй панорамной фотографии также является сотрудник милиции Александр Эльмартович Клявин, работавший в конце 70-х годов следователем в отделе внутренних дел. В то время проводили реконструкцию здания Белорецкого ГОВД, и для оформления служебного помещения понадобился снимок города. Работу поручили товарищу Клявину, который был фотографом-любителем. Снимок, разумеется, получился более качественным, чем его ранний собрат. Он был выполнен хорошей фотокамерой, делался с вышки, а распечатали его на четырёх листах большого формата. Однако по неизвестной причине фотографии так и не были использованы в оформлении интерьера и на несколько десятков лет оказались забытыми. Лишь в 2010 году при разборе книжного шкафа в кабинете руководителя ОВД они были обнаружены и переданы на хранение в музей.
На панораме видно, что уже полностью застроены район Центрального рынка, жилые кварталы от улицы Пушкина до улицы Алексеева, построены школы № 20 (она была введена в эксплуатацию в 1970 году), № 14 (школу открыли в 1978 году). Однако район, который простирается от улицы Алексеева до улицы Мажита Гафури, пока занят деревянными зданиями. Судя по фото, 12-й микрорайон к тому времени был застроен наполовину, активно возводилось СПТУ № 26 и другие многоэтажные дома.

Благодаря этим двум фотографиям мы можем проследить, как на месте тихих окраинных улочек с годами возвысились многоэтажные современные административные здания и жилые дома.

Вот такие яркие свидетельства изменения и процветания Белорецка хранятся в музее истории Отдела МВД России по Белорецкому району. 260-летие наш город отмечает, устремлясь в будущее. Белорецк по-прежнему промышленный город. Как и раньше, он окружён уральской тайгой. Так что и сегодня наш край — благодатная почва для развития во всех направлениях.

Александр Борисков, руководитель музея истории Отдела МВД России по Белорецкому району.

Белорецк на двух панорамах
Белорецк на двух панорамах
Белорецк на двух панорамах
Белорецк на двух панорамах
Белорецк на двух панорамах
Автор:
Читайте нас: