+4 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
28 Сентября 2021, 17:20

Ай-Петри – обитель ветров

27 сентября - всемирный день туризма

Мечты
Это путешествие мы не планировали заранее, звёзды сошлись неожиданно. С супругом стояли на вершине красавицы Дунан Суйган в Южноуральском заповеднике, немного уставшие под раскалённым полуденным солнцем, но абсолютно счастливые от своей маленькой победы. Наслаждаясь открывшимися видами, пили травяной чай и обсуждали, на какую вершину сорвёмся в следующие выходные.
Вариантов было много: поехать в Учалинский район к Янтарной горе, махнуть на любимый Айгир с ночёвкой или выбрать более сложный маршрут – подняться на тысячник за пределами Южного Урала. Последнее было довольно затруднительно – до отпуска почти целый год. Но в голове вдруг проскочила мысль о восхождении на гору Ай-Петри. Проскочила и, столкнувшись с реальностью, погасла.

К нам едет мама
Начались трудовые будни: днём - работа, школа, секции; вечером - уборка урожая на садовом участке. Расслабляться некогда, на дворе сентябрь. Утром позвонила мама, сказала, что приезжает к нам в отпуск погостить. И меня вдруг кольнуло: зачем нам целый отпуск, для похода в горы хватит и пары дней! В итоге я уже посмотрела прогноз погоды в Ялте и звоню мужу: «Давай полетим в Крым на выходные! К нам едет мама, она присмотрит за детьми». Затаила дыхание и слышу: «Отличная идея, ищу отель!»
Итак, в пятницу вечером мы стояли у стойки регистрации в аэропорту имени Мустая Карима, на руках - билеты Уфа-Симферополь, за плечами рюкзаки, на лицах маски, под ними улыбки. В Ялту мы прибыли к полуночи по местному времени. После проделанного пути в две с половиной тысячи километров, задержки рейса и бесконечной пробки в Симферополе легли спать на автопилоте, но с радужными мыслями о завтрашнем дне.

Немного о главной героине, пока туристы отдыхают
Гора Ай-Петри – визитная карточка Крыма, она входит в состав массива Ай-Петринская яйла, который, в свою очередь, является частью Крымских гор. Сама же Ай-Петри возвышается непосредственно над городом Алупкой и поселком Кореиз, на территории, входящей в Ялтинский горно-лесной заповедник.
Высота главной вершины Ай-Петри составляет 1234 метра. Представьте, что на Останкинскую башню водрузили ещё одну Останкинскую башню, а сверху дорисуйте двадцатиэтажный небоскрёб. Впечатляет? То-то же. Линия морского горизонта с вершины просматривается примерно на 130 км.
В средневековье тут находилась церковь Святого Петра. До наших дней она не сохранилась, но, очевидно, именно она дала название будущей крымской достопримечательности. Слово «Ай» означает «святой», а «Петри» – «Пётр». Оба слова греческие. Таким образом, название переводится на русский язык как «гора Святого Петра».
Примерно 160 миллионов лет назад окрестности Ай-Петри были совсем не такими, какими мы их видим сегодня. Они представляли собой достаточно зловещее место, где доминировали вулканы, и спящими они не были.
Ай-Петринские зубцы, это визитка большой Ялты, сформировались в процессе эрозии и выветривания, который занял не менее тысячелетия. Они, словно каменная корона, венчают собой крутой отвесный обрыв. На одном из зубцов находится крест. Как он тут оказался? Оказывается, его поставили во время съемок в 1936 году культового советского кинофильма «Дети капитана Гранта» по мотивам произведения Жюля Верна. В этих же местах проходили съемки еще одной очень популярной приключенческой киноленты «Сердца трех». Таким образом, гора Ай-Петри – это не только природная, но и культурная достопримечательность Крыма, точнее даже сказать, кинематографическая.

Путь на вершину
Добраться до горы можно различными способами, но самый популярный – канатная дорога «Мисхор - Ай-Петри», которая является рекордсменкой Книги Гиннесса. Ее внесли туда, как самый длинный в Европе пролет без опор. В сезон можно отстоять двухчасовую очередь, чтобы попасть на канатку. Самые нетерпеливые добираются до плато с частниками на машинах. Искать никого не надо, вам ещё на подходе много раз предложат "увлекательную поездку в горы". Но мы не ищем лёгких путей, поэтому еще с вечера решили подниматься пешком, дабы в полной мере насладиться видами.
Проснувшись утром и погрузив в рюкзак всё необходимое (тёплые вещи, перекус и обязательно воду), мы отправились на ялтинский автовокзал, чтобы добраться к подножию горы.
Кореизская тропа, которую мы избрали в качестве своего маршрута, начинается прямо от Севастопольского шоссе. Именно там нас и высадил водитель старенького микроавтобуса. Тропа, а вернее - широкая грунтовая дорога начинается прямо за указателем. Чуть левее, под сенью многовековых сосен стоит беседка, из которой к нам навстречу тут же выдвинулся седоволосый мужчина, оказавшийся егерем. Показав удостоверение, он спросил, есть ли у нас билеты на посещение природного заповедника. Мы переглянулись и предъявили документ в электронном виде, спасибо водителю маршрутки с вокзала, который подсказал, как их приобрести. Пожелав друг другу доброго дня, мы отправились навстречу приключениям.
Сначала прошли мимо каких-то заброшенных вагончиков и непонятных строений, а потом углубились в лес. Вот здесь началась красота! Тонко пахло разогретыми на солнце травами и смолой. Огромные валуны, некогда отломившиеся от скалы, разбавляли мирную картину леса, предупреждая об опасности восхождения. Тишину нарушало только пение птиц и хруст мелкого камня под подошвами наших кроссовок. Жары не было, но от подъёма кожа нагревалась и приходилось обмахиваться. Дорога была широкая, частично промаркированная, от неё бежало множество ответвлений, поэтому иногда мы сверялись с картами.
Гора величественная и недоступная показывалась нам сквозь деревья, словно подтверждая: верным путем идем. Нам попадались деревья-исполины, обхватить их мы не могли даже вдвоём. Но поражал не только их объём, но и цвет – он был бежево-розовый и создавал атмосферу чего-то нереального, сказочного. Особенно, когда за несколько пройденных километров ты не встречаешь ни одного попутчика.
Так достаточно несложно мы преодолели первую половину пути, дойдя до условного разделения беседки и родника. Вот только описывалось это место живописно, а пред нами предстала полная разруха, как будто огромная волна снесла всё, что попалось ей на пути, нафаршировывая камнями содержимое некогда уютной беседки и оставив только верхушку крыши от родника. Мы не стали здесь надолго задерживаться, выглядело это несколько жутковато, да и солнышко в этот момент спряталось за тучу.
Вторая половина пути требовала от нас большей сноровки, резко изменился уклон, идти стало тяжелее, на курумниках иногда вылетали камни, и мы старались держаться параллельно друг от друга, где это было возможно. Стали чаще отдыхать, благо виды были просто потрясающие, море, переходящее в горизонт, завораживало оттенками синего. Бескрайние леса, где сосны имели загнутые, искривлённые верхушки, казалось, что все они одной высоты. Неприступные массивы скал нависали у самых грозовых облаков. Стало заметно холоднее, и мы надели теплые вещи. Встретились люди (впереди шла троица – девушка и двое парней), но чаще попадались те, кто уже спускался, поднявшись наверх на канатке.

Мир чудный из камня и света
За всеми этими красотами мы не сразу заметили, что путь закончился, и вот мы уже на плато Ай-Петри. Это невероятное чувство. Оглядывая туристов, приехавших на машине или по канатной дороге, ты чувствуешь лёгкую гордость. Огромную часть интересного приключения они пропустили, а ты нет. Приятно же?
Сделав несколько кадров для семейного архива, мы отправились пить чай с лепёшкой и вареньем, зайдя в первое попавшееся кафе. Впрочем, запомнилось оно мне не травяным отваром, а меню, на первой странице которого было напечатано стихотворение Марины Повх «Ай-Петри». Оно прекрасно отражало все чувства, которые охватывают туриста на пике. Вот его отрывок:
Обрывы, утёсы, уступы…
Как дева из прошлых веков,
Прекрасна ты и неприступна,
Ай-Петри - обитель ветров.
Но засиживаться некогда, нужно подниматься к самой вершине, где между зубцами горы натянуты канатные дорожки для всех желающих пощекотать себе нервы и пройтись сквозь облака на высоте 1234 метра.
После полученного эмоционального наслаждения мы спустились на плато. Помимо станции канатной дороги, на нем располагаются смотровые площадки, кафе, несколько торговых лотков с сувенирами, автомобильная стоянка и аренда квадроциклов.
Погода быстро портилась, налетел ледяной ветер, и мы решили возвращаться домой на частном автомобиле. Серпантин быстро бежал вниз, и уже минут через сорок мы были в Ялте. Не захотев возвращаться в номер сразу, еще долго гуляли по набережной и говорили, говорили, говорили о нашем маленьком приключении.
Вернувшись домой, мы решили, что это было прекрасное путешествие. Нам хватило и пары дней, чтобы получить огромный заряд энергии, которого хватит до следующего похода.

Всех с Днём туризма! Путешествуйте! Близко, на соседнюю поляну или за тридевять земель. Путешествуйте один день или месяц. Идите вперёд, пока есть силы. Любите, созидайте прекрасное, делитесь своими эмоциями.