-5 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
9 Июня 2020, 22:30

Что в рот полезло, то и полезно

Когда у прилавка магазина люди выбирают органический, экологический йогурт или творожок с пробиотиками, я всегда думаю о том, что мы в детстве ели всё, что не было надёжно приколочено. И выживали даже после поедания волчьих ягод, от которых по легенде должны были умереть в тот же день в страшных мучениях. Этому и посвящена сегодняя публикции в рубрике "Ностальгия"

Надо сказать, что легенды эти нас ни разу не остановили, и мною лично была проверена безопасность этих красненьких ягодок с куста, конечно же, немытых. Давайте попробуем погрузиться в мир кулинарных пристрастий нашего детства и вспомнить самые экзотические блюда. Ну, понятно, что во время бурного цветения сирени мои ровесники съели хотя бы по паре пятилепестковых цветочков на счастье и удачу. Когда я предложила это сделать внучке, она посмотрела на меня с недоверием и отказалась наотрез.
Другим весенним лакомством можно назвать цветы медуницы, которые нужно сорвать и облизать, почувствовав сладкий вкус. Цветки клевера, конечно, не такие сладкие, но это нас не огорчало. Далее я бы назвала мягкую хвою лиственницы. Она на вкус кислая. Да вы, наверняка, и сами это помните.
Барбарис часто сажают как живую изгородь вдоль дороги, а у нас он ассоциировался со вкусными сосательными конфетами и лимонадом с аналогичным названием. На куст с красно-фиолетовыми листьями, кислыми и немного колючими по краям, конечно, оседала всякая гадость с дороги. Но кого это волновало? Кстати, красные листья считались вкуснее зелёных.
Жёлтые цветы акации (или собачки) тоже можно было есть. Их ещё называли кашкой, правда, никто не знал почему. Если эти цветочки после набегов детворы всё-таки сохранялись, они вырастали в стручки с вполне съедобным содержимым. Были умельцы делать из них прекрасные свистульки, но к моему большому огорчению я это сделать не могла. Не получалось, поэтому приходилось довольствоваться тем, что отдавали мне более ловкие друзья. Надо отметить, что обмусоленные чужой слюной стручки брезгливости нисколько не вызывали.
Что такое жвачка, мы знали только по иностранным фильмам. А смола от сосны, добываемая при неизменной порче одежды, от которой она не отстирывалась, и пачканье рук, о чистоте которых мы тогда совсем не задумывались (в отличие от сегодняшнего коронавирусного времени), пользовалась большим спросом. Но если в экологичности этой жвачки сомнений не было, то вот чёрный гудрон, добываемый нами на стройке, этим качеством похвастаться не мог. Да и вкус его был так себе, зато существовало поверье, что он очищает зубы. Поход за гудроном был сопряжён с некоторым риском, ведь на строительных площадках зачастую были сторожа, гонявшие нас оттуда в целях нашей же безопасности. И это придавало определённую остроту лакомству. Правда, непросто было его разжевать до мягкости, но наши зубы в то время были ещё целыми и здоровыми, они с лёгкостью перемалывали и этот камень.
А ещё были колоски, из которых делали «курочку или петушка», сгребая метёлку пальцами. Если аккуратно выдернуть колосок, можно было сжевать его белый, сочный и сладковатый краешек.
Алгоритм добывания жутко полезной, по-нашему мнению, муравьиной кислоты прост: надо разозлить насекомых, положить соломинку на муравейник, дождаться, пока они выплеснут свою ярость на палочку. Существовало и заклинание, чтобы ускорить процесс: «Муравей, муравей, дай нам соку поскорей». Оставалось стряхнуть насекомых с соломинки, и продукт готов к употреблению. Можно было плюнуть на муравейник и поставить грязную ладошку, а потом облизать её дочиста. Самые отчаянные слизывали кислоту прямо с муравьёв.
Кисленьким и заманчивым был и конский щавель, только его нужно было тщательно почистить.
В стародавние времена мак был просто цветком, который рос в каждом палисаднике. Бутоны неизбежно превращались в коробочки, они красиво выглядели и исправно снабжали мелкими чёрными семечками хозяюшек, когда те пекли маконцы или рулеты. Только коробочку можно было вытряхнуть на ладошку и съесть. Ни о каких наркотических свойствах мака мы тогда и слыхом не слыхивали, просто было вкусно есть его черные семена.
«Пуговки», «калачики», «бублики», «арбузики» - как только не называли эти маленькие лакомства. Их приходилось долго собирать, но в детстве время не самое ценное. А потом нужно было высыпать целую пригоршню в рот и с наслаждением съесть. Они были не очень вкусные, но очень сытные, так что домой на обед можно было уже не заходить. Кстати, то, что это растение называется просвирник, я узнала из интернета, уже став взрослой.Вообще, в нашем детстве большую часть времени мы предпочитали проводить на улице, не заморачиваясь домашней едой, которая была также проста и незамысловата. Стоило нам оказаться дома, как бдительные родители, заботившиеся о нашем трудовом воспитании, тут же находили для ребёнка занятие. Так что лучше было не рисковать, тем более, что во дворах мы всегда находили чем перебить голод. Например, шиповником. Ватный, немного вяжущий и чуть кислый вкус. А ещё очень много колючек внутри. Ягоды шиповника, между прочим, источник витамина С.
Поедателя черёмухи выдавал чёрный язык, который мы с гордостью демонстрировали друзьям, открывая рот так, что были видны здоровые гланды и синие губы.
Любители ранеток рисковали ещё штанами и коленками, потому что самые вкусные росли на верхушке яблони, за ними нужно было лезть с риском для жизни. Несмотря на свой девчачий статус, с этим делом я справлялась на отлично, немало веток пострадало от моих действий в скверике по улице Ленина. Ужасно кислый и немного вяжущий вкус маленьких яблочек никого не останавливал. Мы набирали целые горсти этих плодов: половину съедали, половину выбрасывали. Яблоки вообще считались съедобными, как только их диаметр превышал сантиметр. Ходили легенды, что «одна девочка ела незрелые яблоки, и у неё заболел живот», но никто эту девочку никогда не видел.
Рябина тоже пользовалась спросом, ведь из этих ягод можно было сделать настоящие бусы, про которые Ирина Понаровская пела по радио песню, а еще - браслетик. С наступлением первых морозов рябина становилась вкуснее, и мы поедали её наперегонки с птицами.
Возможно, из того, что поглощалось нами в огромных количествах, я вспомнила не всё. Кто-то наверняка расширил бы список. Но интересно другое: никто из нас не отравился, не страдал аллергиями и расстройствами желудков. Почему немытые плоды не вызывали никаких проблем, а только укрепляли наше здоровье? К тому же всё съеденное запивалось, как правило, водой из колонки. И мне даже немного жаль наших детей, которые ни разу не попробовали эти простые лакомства прямо с земли-матушки. Фото из открытых источников.
Читайте нас: