+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
23 Мая 2020, 19:05

Вот такое трудовое воспитание

Каждую весну у обладателей земельных участков наступает время садово-огородных хлопот, а одним из главных становится вопрос: «Вы картошку уже посадили или ещё нет?»А мне почему-то вспомнились не посадочные работы, а их итоги.

Нам, жителям маленького Белорецка, посадить, окучить картошку и еще собрать колорадского жука в течение трех месяцев лета – дело привычное и даже быстрое. Буквально с молоком матери каждый белорецкий ребёнок впитывал знания по выращиванию этой важной овощной культуры. Другой вопрос – сбор урожая. Общая копка картошки - вот это действо было действительно массовым и по масштабу напоминало военно-полевую операцию. О том, как это происходило для школьников и студентов можно писать поэмы, на которые я в силу отсутствия поэтического таланта даже не претендую.
Вспоминая то время, признаюсь, что мы даже с некоторым нетерпением ждали дня, когда классный руководитель объявит, что завтра не учебный день, а это всегда приятно! Мы должны были явиться в 8 часов к школе в рабочей одежде, девочки - с вёдрами и перчатками, а мальчишки - с вилами или лопатами. Тогда с одеждой сильно не заморачивались: трико, футболка, олимпийка или куртка. Представляю, что мне бы написали в родительском чате сегодня. Кто-то сразу потерял бы сознание, представив на секунду, что доверит своему ребёнку столь травмоопасный инструмент, которым он непременно разрубит или проткнёт себе ногу, руку или голову. Да и где взять эти вилы, лопаты? У многих их просто нет. И почему ребёнка заставляют работать?В наше время ни одного из этих вопросов просто не могло возникнуть. Папа отправлялся в подвал, сарай или гараж, готовил орудие труда, а мама собирала бутерброды и заваривала чай. Напомню, что пластиковых бутылок тогда не было, поэтому нам с собой давали термосы, а колбы в них были стеклянные и могли разбиться от сильной тряски. С моим это постоянно случалось, чему бабушка всегда очень удивлялась. Но ведь она не видела, как с ним обращались, а я утверждала, что берегла термос пуще глаза, но он почему-то сам разбился.
Собирались все классы у школы, потом пешком отправлялись на поля Укшука через Заматинский район. По дороге можно было сделать множество интересных вещей: попеть песни хором, например, «Вместе весело шагать по просторам», обязательно попить из каждой колонки, попавшейся на пути, обрызгать одноклассников из неё же, пофехтовать лопатами и сорвать ранетки в чужом саду. Колонна школьников растягивалась на несколько километров, потому что мы на работу не спешили. Помню, как мальчишки из нашего класса решили специально опоздать, а потом, сославшись на то, что не знали, куда идти, могли прогулять день. Но их заметил директор школы и на своей машине отвёз на поле, что тоже было здорово! Они потом долго хвастались тем, что ехали в автомобиле самого Карама Галеевича. Поле делили на равные участки между классами, вид этих участков наводил тоску. Казалось, что копать нам придётся от начала и до самого горизонта. Но все мы были с детства приучены к труду, тем более, к копке картошки, которую считали главным продуктом и выращивали все семьи, привлекались все родственники - от мала до велика. Разбившись на пары (мальчик подкапывает, девочка собирает), мы приступали к работе. Я заранее знала, с кем буду работать, при этом исходила не из симпатии или антипатии к мальчику, а выбирала по его трудовым навыкам, зная, что плохо подкопанное гнездо придётся ещё раскапывать руками или «кошкой». И среди мальчишек были умельцы, которые мастерски вываливали картошку из гнезда на поверхность, оставалось только побросать клубни в ведро. Конечно, нельзя сказать, что мы собирали весь урожай, часть его все-таки оставалась закопанной в землю, но зоркий глаз классного руководителя неукоснительно следил за учениками, заставляя возвращаться к уже пройденным участкам и на совесть подчищать ряды. Гора картошки, куда мы высыпали ведра, быстро росла. Правда, обидно было, что потом подъезжала машина и нужно было снова загружать картофель в кузов. Зато каким приятным был момент обеденного перерыва! Рассевшись на перевёрнутые вёдра, мы доставали свои мешочки с бутербродами и пирожками, складывали их на клеёнку в общую кучу, и чужие пирожки всегда казались вкуснее своих, поэтому каждый старался попробовать всё, что было на столе. Работая в школе сейчас, я была очень удивлена, когда в первый же наш выход в лес ребятишки не стали выкладывать еду на общий стол, каждый принялся за свою. Мне, воспитанной в Советском Союзе в духе коллективизма, это показалось странным.
После обеда работать не хотелось, поэтому сначала мы приступали к играм, среди которых самым распространённым был картофельный бой (или попросту закидывание друг друга картошкой). Учителя пытались предотвратить это, но стоило им отвернуться, как очередной снаряд летел в противника, а высшим пилотажем было поймать клубень в ведро.
Вот такими незатейливыми, по сравнению с нынешними компьютерными, были наши игры. Но мы были счастливы, впереди у нас была целая жизнь, а на ближайшую зиму в каждом доме - вкусная и сытная картошка. Да и трудовое воспитание было, так сказать, подтверждено на практике.
Фото из открытых источников
Читайте нас: