+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
3 Мая 2020, 23:15

Про легендарный внедорожник

Стать в Советском Союзе владельцем нового автомобиля можно было по блату, по случаю или через годы ожидания. Самым отважным и смелым гражданам большой страны генсеки лично дарили машины, причем безо всяких денег. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз купить автомобиль без очереди. Всем остальным приходилось только мечтать о личном транспорте, ну и, пожалуй, завидовать…

Один из первых автомобилей «Нива» в Белорецке появился в начале сентября 1982 года. Счастливым обладателем советского внедорожника стал мой отец Роберт Бушман. День, когда мы должны были её забирать с уфимского автоцентра Волжского автозавода, совпал с днём знаний, 1 сентября. А так как папа не мог пропустить торжественную линейку в школе № 1, где он работал директором, за новенькой «Нивой» отправились его жена Зинаида Бушман, я, его сын Вадим Робертович, и мой двоюродный брат Павел Богданов.
В радужном настроении наша тройка прибыла в автоцентр, который находился на дальнем кордоне Уфы, в Черниковке. И радостное предвкушение сменилось горечью неудачи – автомобиль нам не дали. Во времена развитого социализма машину можно было получить только с разрешения Горкома КПСС города Белорецка и при личном присутствии будущего владельца. Поэтому пришлось немного подождать, пока папа проведёт линейку и приедет в Уфу, в автоцентр ВАЗ на Вологодском шоссе. Так второго сентября Роберт Фёдорович стал счастливым обладателем ВАЗ-2121 «Нива». В то время я учился в Уфимском медицинском государственном институте и с восхищением заглядывался на проезжающие мимо советские внедорожники. В 1983 году, после получения диплома о высшем образовании, мы с женой Ольгой Михайловной вернулись в Белорецк, где я сразу пошёл учиться в автошколу ДОСААФ. К концу лета получил водительское удостоверение и обнаружил, что есть много тонкостей в вождении автомобиля, которым в автошколе меня не учили. Их мне помог освоить всё тот же двоюродный брат Павел Лениславович. Он научил меня вождению в экстремальных условиях, например, на обледенелой дороге. На «Ниве» я переключался с четвертой скорости сразу на вторую, тем самым тормозил двигателем. Этот навык не раз выручал меня в сложной ситуации на дорогах. Поэтому брата я называю – мой автомобильный бог.
Сегодня на российских дорогах множество полноприводных автомобилей с автоматической коробкой передач, а водители часто не могут справиться с управлением в гололедицу и попадают в аварии. Другое дело наша «Нива» на механике. Очень люблю эту машину и рекомендую всем!Вадим Бушман.
Впечатлившись этим рассказом, я хочу немного его дополнить. Где, как и кем был создан этот внедорожник? Какие автомобили предпочитают в современном обществе? Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошёл с конвейера Волжского автозавода 5 апреля 1977 года. В интервью журналу «Итоги» создатель «Нивы» Пётр Прусов рассказал, что назвал внедорожник в честь своих детей - Натальи и Ирины, а также детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва - Вадима и Андрея, использовав первые буквы их имён. Основной задачей создателей было изобретение автомобиля повышенной проходимости для сельчан, сделанной на базе «Жигулей». В апреле 1971 года состоялся первый техсовет, на котором выбирали конструктивные особенности нового авто. Сторонники классического подхода к проектированию предлагали вариант с рамным кузовом, зависимыми подвесками колёс, барабанными тормозами спереди и сзади. Были и более радикальные предложения, включая поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Конструкторы начали разработку документации летом 1971 года, а уже в апреле 1972-го был изготовлен первый опытный образец. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили легковую и вседорожную программы испытаний. Вскоре после запуска конвейера, в 1977 году, производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 тысяч машин в год до 50 тысяч автомобилей, а далее — до 70 тысяч единиц. Это произошло после успеха его продаж на экспортных рынках. Так получился прародитель нынешней «Лады» 4х4.
Соглашусь с мнением Вадима Робертовича, что «Нива» - машина действительно достойная, а в сравнении с зарубежными авто - более доступная по цене. Но ведь не все выбирают себе внедорожники. К примеру, девушки на «Ниве» - это редкость. А какие машины выбирают себе они? Самые популярные дамские марки возглавляют «Киа» и «Хюндай». В список женских автобестселлеров входят «Шкода», «Тойота» и отечественная «Лада». При этом дамам вовсе не нужен маленький автомобиль яркого цвета. Отнюдь! Чаще они выбирают авто гольф-класса и полноразмерные кроссоверы спокойных расцветок.Среди женщин самым востребованным цветом окраски кузова стал белый, включая все его оттенки, вплоть до кремового. На втором месте оказались серые тона, в том числе серебристый. Третье место занял чёрный. Из ярких цветов в пятерку лидеров вошел синий.А какие автомобили предпочитают опытные водители пенсионного возраста? По данным аналитического отдела «Автостата» (хотите - верьте, хотите – нет), безусловным лидером по итогам опроса оказалась классическая «Лада». За неё проголосовали 31% участников опроса, отдав первое место в рейтинге за демократичную цену и надежность. Водителям солидного возраста важно, чтобы кнопки управления различными системами были большими, все обозначения хорошо читались, багажник был вместительным, а боковые зеркала заднего вида были асферическими.
Именно по этим показателям можно выделить такие марки, как «Лада Калина» и «Гранта», «Рено Логан» и «Дастер», «Дэу Нексия», «Шевроле Лачетти». А ещё эти машины относительно, как принято сейчас говорить, бюджетной цены. Как известно, россияне покупают автомобиль по принципу: на что денег хватит. А пенсионеры в России ездят на старых машинах, причем поменять машину сегодня могут позволить себе единицы.
В нашей стране многое перевернулось с ног на голову. У нас подростки ездят на дорогих авто, а в Европе или Америке всё наоборот: молодые водители передвигаются на дешевых стареньких развалюхах, чем старше автолюбитель, тем более дорогой у него автомобиль.Хочу отметить: несмотря на то, что в городах растёт число техники, это не говорит о том, что люди стали богатеть. Нет! Просто темп жизни заставляет нас двигаться быстрее, становиться более мобильными. Обойтись в гонке на выживание без машины становится проблематичным, и мы вынуждены покупать автомобили в кредит под бешеные проценты. А если нет, ходить пешком. Такова ситуация у многих семейных пар и молодых людей старше двадцати пяти.Пока готовила текст, вспомнила анекдот на злобу дня, прочитанный в соцсетях. Велосипедист – это бедствие для экономики, он не тратит деньги на дорогой автомобиль, не берёт кредит, соответственно, ему не нужен бензин. Он не пользуется услугами ремонтных мастерских. Не страхует свою гражданскую ответственность. А еще велосипедист здоров, значит, не тратит деньги на лекарства и частные клиники. Одно плохо: зимой его трудно оторвать от сиденья.Фото из открытых источников.
Читайте нас: