+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
17 Марта 2020, 13:20

Важно знать потребителям

По данным ежегодных социологических опросов, свыше 80% российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые, в свою очередь, причиняют ущерб здоровью, материальные убытки и моральный вред.

Вместе с заведующей сектором анализа и прогнозирования потребительского рынка и услуг Лилией Кирсановой мы обсудили наиболее распространенные обращения граждан.- Вопросы потребителей мы решаем каждый день, - говорит Лилия Раисовна. - Принимаем людей и объясняем, как поступить в различных ситуациях. На сегодняшний день многие обращения связаны с дополнительной гарантией. Начнём с того, что некоторые компании-продавцы ведут себя, мягко говоря, не совсем добросовестно, продавая эти гарантии на товары. При покупке дополнительной гарантии внимательно ознакомьтесь с ее условиями. Обратите внимание на то, в течение какого срока и что конкретно гарантирует вам магазин, где можно отремонтировать технику, можно ли получить деньги или обменять товар. Срок действия дополнительной гарантии должен исчисляться с даты окончания основного гарантийного срока. Иначе выходит, что магазин берет с вас деньги за то, что он и так обязан делать по Закону «О защите прав потребителей» бесплатно. Чаще всего дополнительная гарантия не дает права на возврат денег или обмен товара, подразумевает только бесплатный ремонт. Хотя, как бесплатный? Вы же заплатили за сертификат гарантии…Также белоречан волнует вопрос по страховке, которую нам часто навязывают продавцы. Расскажу поподробнее. Добровольное страхование, например, телефонов и бытовой техники является дополнительной услугой, которую предлагают в довесок к основной покупке. Страховка действует параллельно с обычной гарантией и, как правило, предназначена для тех случаев, которые не покрываются законной гарантией. К ним могут отнести механические повреждения, кражи, заливы и т.п. Важно понимать, что получить возмещение по страховке можно только от страховой компании, магазин здесь уже ни при чём. Правила обслуживания по страховке на технику определяются страховым полисом и правилами страхования. Страховка действует в течение срока, прописанного в полисе, чаще всего это один год. Возмещение может быть в виде денежной выплаты, обмена, организации ремонта в сервисном центре, компенсации затрат на ремонт и т.п. При наступлении страхового случая нужно обращаться в страховую компанию, а при отсутствии положительного решения — писать претензию и подавать иск в суд.Поэтому хорошо подумайте, хочется ли вам отдавать деньги за сомнительные дополнительные услуги. Не будем забывать, что помимо гарантии от магазина, есть ещё и срок службы от завода-изготовителя, он равен десяти годам. Приведу пример: у мужчины сломался холодильник (проблема с двигателем), покупатель починил товар по гарантии. Через какое-то время возникла та же проблема, а гарантийный срок уже истёк. Вот тут нужно, обращая их внимание на срок службы товара, писать претензию напрямую заводу-изготовителю. Мы помогли составить документ, и завод пошёл навстречу, заменив сломанную деталь. Если изготовитель находится в пределах нашей страны, то подобные вопросы решаемы.
- А как обстоят дела с продуктами питания?- Замечу, что таких обращений с каждым годом всё меньше. Если проблема с истекшим сроком годности, то работники магазинов или меняют продукт, или производят возврат денег. С этим сейчас строго, продавцы стараются тщательно отслеживать просрочку. Роспотребнадзор по голове никакого не погладит, если товар некачественный да еще нанесён вред здоровью.Пока мы беседовали, на приём пришла бабушка с просьбой о помощи. Она утверждала, что индивидуальный предприниматель нарушил сроки поставки товара и отказывается выходить с ней на связь. Лилия Раисовна нашла в договоре, предоставленном посетительницей, номер продавца и созвонилась с ним. Представившись, она изложила суть претензии, на что получила ответ, что товар готов, его можно забрать в любое время. Вот так оперативно и по существу. Бабушка ушла довольной, а мы продолжили общение. Следующей темой диалога стала гарантия на швейные изделия, например, верхнюю одежду. По законодательству мы знаем, что гарантийный срок устанавливается производителем или продавцом. Если ни та, ни другая сторона не установила сроки, значит, предъявляем претензию в разумные сроки - в пределах двух лет.Но бывают случаи, когда вещь нам просто не подошла. Здесь нужно разделять две ситуации, в которых люди путаются. Статья 25 закона о правах потребителей говорит, что «потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации». Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Если купленный товар ненадлежащего качества, то вы вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара при обнаружении их в течение гарантийного срока или срока годности. Замечу, здесь понадобится экспертиза товара.- Скажите, а если чек потерян или не читается, как быть?- Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.- Как быть покупателю, который приобрёл некачественную вещь, оформив её в кредит?- Заключается трёхсторонний договор: продавец, покупатель и банк. Когда вы оформляете товар в кредит, банк переводит деньги продавцу, а вы автоматически становитесь должны банку. Но товар вам попался некачественный, и вы решили, что не будете платить кредит. Тем самым вы только испортите себе кредитную историю. Потому что банк понятия не имеет о бракованной вещи. Для того, чтобы расторгнуть договор, вы должны обратиться к продавцу. В свою очередь он обязан вернуть оставшуюся по договору сумму банку, а вам должны вернуть ту разницу, которую вы успели заплатить, но с учётом процентов по кредиту.
- Ещё один вопрос. Я купила телефон. Могу ли я его сразу сдать, если выявила недостаток в течение 15 дней с даты продажи?- Вы имеете право на возврат денег или замену новым товаром. Не соглашайтесь на ремонт! Если 15-дневный срок истёк, у вас есть три варианта. Первый: если обнаружен существенный недостаток, вам вещь сразу поменяют. Второй: вам должны отремонтировать товар в срок 45 календарных дней. Если на 46-й день после ремонта вам его не вернули, идите в магазин и пишите заявление о возврате денег или обмене на новый товар. И третий вариант: если вещь ломается снова и снова, вы в праве её поменять. И еще большая просьба: внимательно читать кредитный договор, смотрите каждую позицию, не ленитесь – это сбережёт ваши деньги. Хотя по своему опыту в сфере товарно-денежных отношений могу с уверенностью сказать, что люди у нас грамотные, знают свои права и не боятся их отстаивать.
В случае выявления некачественного товара или оказанной услуги вы, как потребитель, можете обратиться за защитой своих прав в администрацию Белорецкого района к Лилии Кирсановой, позвонить по телефону: 8 (34792) 3-06-70. Также в МФЦ каждый месяц проводится приём граждан по вопросам защиты прав потребителей, дату приёма отслеживайте на сайте администрации.
Фото из открытых источников
Читайте нас: