+6 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
5 Февраля 2020, 15:35

Мы будем знать и помнить о них. Часть третья

Слово ГУЛАГ – аббревиатура Главного управления лагерей ОГПУ–НКВД–МВД СССР – давно уже стало синонимом долговременной жесточайшей трагедии, безмерных страданий и гибели ни в чём неповинных людей. В Белорецком районе были организованы посёлки Нура, Кузъелга, Капкалка, Ермотаево, Верхняя Тюльма. Каждый из них представлял собой небольшой концентрационный лагерь во главе с комендантом. Никто из жителей без его разрешения не имел права покидать территорию спецпосёлка.

Дети войны! Как много вас ушло. Послевоенных осталось уж мало.Вспомнить и сохранить желая, Чтоб не стёрлась память былая,Как учились, росли и дружили,Помогали друг другу, любили.Босоногое наше детство освещая,Эти строки дорогим землякам посвящаю!
Здание школы в Кузъелге выстроили в 1932 году. До войны директором был назначен В.Т. Кириллов, он проработал в школе до ухода на фронт, где погиб. Детям первой волны раскулаченных, вынужденных работать на лесоповале, было не до учёбы, в основном это были дети начальства, служащих, вольнонаёмных и охранников. Детей репрессированных в открывшейся школе вначале почти не было, так как многие из них умерли ещё при переезде и в дальнейшем от голода, болезней и холода, да и одежды у них не было. Но постепенно число учащихся в школе увеличивалось, и учились уже в три смены. Прибывали школьники из поселений Машак, Кайлыш, Капкалка и деревни Бердагулово. Во время войны директором школы стала Анна Ивановна Котельникова, дочь репрессированного Ивана Фёдоровича Котельникова. Вот выписка из базы данных «Жертвы политического террора в СССР» общества «Мемориал»: Котельников Иван Фёдорович. Родился в 1892 году. Проживал: Башкирская АССР, Уфимский р-н, Курочкина. Приговорен в 1931 году и раскулачен. Приговор: спецпоселение Белорецкий район, Кузъелга. Котельникова Анна Ивановна. Родилась в 1920 году. Проживала Башкирская АССР, Уфимский р-н, Курочкина. Приговорена в 1931 году, раскулачена. Приговор: спецпоселение Белорецкий р-н, Кузъелга. А вот после войны директорами работали: Лонгий Васильевич Васильев - 1953 г., Воронкова - 1954 г, Руденко - 1955г. -1958 г., Николай Михайлович Володин - 1958 г.,Юрий Васильевич Кириллов – 1960 г., Рахматуллин - 1962 г.Планировка школьного здания была удобной. Вход со двора через высокое крыльцо с перилами. Справа от входа - комната дежурной, по совместительству истопника – сторожа. Она подавала звонки на урок и с урока по часам, которые висели на стене. Здание школы окружал прекрасный, ухоженный сад. Во дворе школы находилась конюшня с жеребцом и сарай с сеном, дальше был туалет и дровник. В каждом классе была печь, и к утру помещения протапливались истопником. При входе висел под потолком длинный красный плакат: «Учиться, учиться и ещё раз учиться. В.И. Ленин». На стене зала висел стенд с фотографиями отличников учёбы. В нашем классе было 30 учеников, среди них Света Киреева, Вера Шатова, Боря Лисовский, Амир Салихов, Магира Муллаярова. Нас учила Нина Максимовна Тверскова. Примечательно было то, что с первых дней учёбы мы выучили слова гимна СССР. Каж-дое утро в начале первого урока мы, стоя за партами, хором его пели. Мы, первоклассники, не совсем понимали смысл некоторых слов гимна, но старательно выпевали: «Мы делу Ленина и Сталина верны». Позже эти слова из текста гимна убрали. В начале второго класса нас приняли в октябрята. В третьем - в пионеры, учеников принимали только с хорошими показателями в учёбе и поведении. Вначале галстуки были ситцевые, позже появились шёлковые. Пионеры, увидев преподавателя, должны были отдавать пионерский салют. В классе назначался староста, у него была нарукавная повязка, на ней две красные лычки, у звеньевых была одна лычка. У санитаров были нарукавные повязки с красным крестом, они проверяли чистоту рук и ушей перед уроками, обнаружив грязь, отправляли ученика мыть руки и уши. Учитель В.Т. Гузенко назидательно говорил: «А то в ушах можно репу сажать».Перед школой была спортивная площадка. Ученики делали гимнастические упражнения под руководством И.Г. Халикова. Хорошими спортсменами в школе были Рит Абзаутдинов, он первенствовал в забегах, Альбина Трофимова занималась гимнастикой и легкой атлетикой. Уроки физкультуры проводились на стадионе, где были футбольное поле, волейбольная площадка, спортивные снаряды. На стадионе ежегодно проводился Сабантуй. В школе был жеребец для хозяйственных работ, поэтому школьники заготовляли сено, сажали, пололи и убирали картошку. Картофельное поле было на приусадебном участке за столовой, недалеко от школы. В школе была строгая дисциплина. На переменах в зале дежурили учителя. Девочки водили хороводы и пели песни. Мальчики сидели на скамейках и слушали или читали книги в библиотеке. Также девочки делились на две шеренги, вставали друг против друга и шли навстречу. Первая шеренга запевала: «А мы просо сеяли, сеяли…». Вторая шеренга отвечала: «А мы просо вытопчем, вытопчем…».В конце каждой недели в зале проводились линейки, ученики выстраивались по классам. Директор освещал результаты поведения и учёбы учеников, учителя подводили итоги. 5 марта 1953 г. была проведена траурная линейка, посвященная памяти И.В. Сталина (в этот день он умер). Линейку вела Н.М. Шатова. Она сильно плакала, не могла говорить сквозь слёзы. Она сожалела в своей речи о тяжелой утрате для нашей страны, что ушёл из жизни вождь народов, который сильно любил детей. На линейках также разбирали недостойное поведение учеников. Иногда за провинности школьников наказывали исключением из школы. Так исключили на одну неделю Гену Амирова, когда несколько учеников сбежали с прополки саженцев хвойных деревьев на лесопосадке на первой Безымянке.Ежегодно на линейках были разборки поведения детей семьи Николаевых. Их растила одна религиозная мать, и её дети: сын Шура и две девочки в праздник Пасхи ходили по посёлку и христосовались. Их ругали на линейке, брали обещание исправиться, так в школе шла борьба с религией, но на следующий год всё повторялось заново. Учёба в школе оценивалась очень строго. Причина плохой успеваемости школьников объяснялась большой загруженностью по домашнему хозяйству, уходом за скотиной, распиловкой и колкой дров и прочей помощью. Послевоенные школьники были одеты бедно. Одежда в основном была самопошив. Бабушки и матери шили одежду детям из солдатских гимнастёрок или из ткани диагональ. Мальчики ходили в фуфайках и кирзовых сапогах. Одежду и обувь для детей в магазин привозили редко. Но зимой одевались тепло (в фуфайки и донашивали старое), валенки были у всех, у некоторых подшитые. Морозы доходили до – 40 градусов и ниже. Шали, варежки, носки вязали бабушки и мамы. Для физкультуры шили шаровары из чёрного сатина, из красного сатина шили трусы для соревнований и выступления в клубе. В 1953 году в магазин привезли пятнистые шубки из меха. Мне купили сразу две разного размера, одну на вырост. Когда жителям посёлка требовалось ехать в больницу в Инзер или Белорецк, одежду брали напрокат и взрослую, и детскую. Кузъелгинская семилетняя школа завоевала звание одной из лучших в Белорецком районе по успеваемости, спорту и самодеятельности. Выпускники поступали в Белорецке в металлургический техникум, в медицинское и педагогическое училище. Конкурсы туда были большие. Мальчики поступали в ремесленное училище (ФЗУ). После окончания учебных заведений выпускников распределяли на работу в города СССР. Из медучилища направляли в Сибай, Рудный, Уфу и другие. После ремесленного училища в Сталинград (Волгоград), Орёл; металлургического техникума – еще и Харциск, Барнаул, Одессу. Таким образом кузъелгинцы разъехались по всей территории СССР. После окончания средних учебных заведений многие поступили и закончили вузы.
Школьные праздникиНа 7 Ноября и 1 Мая на крыше школы старшеклассники устанавливали красные флаги, а 19 мая, в День пионерии, проводился парад. Под барабанную дробь и звуки горна, горнистом был Салих Зиязетдинов, с красным знаменем отряд пионеров проходил торжественным маршем по всем улицам Кузъелги. В школу ежегодно на7 ноября приглашали участника гражданской войны Исламмурата Валеева для встречи с учениками. Он делился воспоминаниями о борьбе с белогвардейцами. Участником этой войны был и Степан Логинов. Он говорил, что лично видел адмирала Колчака.
Школьная самодеятельностьВ Кузъелгинской школе была очень сильная самодеятельность. Проводились репетиции хора. Баянистом был Николай Падалко (в свободное от основной работы время). В клубе все концерты открывал хор юношей старшеклассников. Они пели песню о Советской армии, припев этой песни гремел на весь клуб.Хор девочек исполнял лирические песни. Запевалой была Зоя Носова, дирижировала учительница музыки. На сцене ученики исполняли гимнастические упражнения. Старшеклассники ездили с концертами на Багрышту, в Татлы, Бердагулово, Инзер, Машак. Ю.В. Кириллов был очень увлекающимся человеком, если он брался за дело, то доводил его до совершенства. Он преподавал пение с присущим ему энтузиазмом. С классом, где учился Раис Минигулов, долго репетировал песню «День Бородина», результат превзошёл все ожидания. Когда класс исполнял эту песню, школа замирала в восхищении, особенно учителя, настолько слаженно и виртуозно пели ученики.Школьников часто привлекали для оказания помощи различным организациям посёлка. Ученики участвовали в сплаве леса. На реке Малый Инзер мы деревянными брусьями сталкивали брёвна в воду. Сопровождала нас классный руководитель З.Т. Газизова. На обратном пути на дороге была громадная глубокая лужа. Девочки в своих детских резиновых сапожках не могли перейти её. Нас на руках перенёс директор школы Кириллов. Часто школьники помогали лесхозу. На школьной линейке лесничий Хидиятов объяснил ситуацию, угрожающую лесному массиву. На деревья напали вредители. Школьники несколько дней соскребали их с деревьев и сжигали на костре. В Кузъелге по дороге на Ямантау, не доходя Тёплого ключа, был расположен питомник лесничества. Оттуда школьники пересаживали саженцы хвойных деревьев на вырубленные делянки. Мальчикам выдавали специальный инструмент в виде узкого ножа - лопатки с поперечной рукояткой. Они проделывали узкую глубокую лунку, девочки высаживали рассаду сосны и поливали.
Школьные будниУченики сами заготавливали дрова для школы. На выделенных участках мальчики пилили берёзовые деревья поперечной пилой. Валили дерево в нужном направлении, обрубали сучья и верхушки. Девочки помогали обрубать сучья и складировали их в кучу. Стволы распиливали на поленья длиной полтора-два метра, раскалывали их, чтобы просохли и складировали в поленницы. Дрова потом перевозили на школьный двор, где их пилили, кололи и складировали в поленницы.В школе было развито наставничество. Вожатым в нашем классе был Лёня Коробкин. Вечерами он собирал нас в классе, читал вслух «Всадник без головы» Майн Рида, «Р.В.С.» Гайдара. Затем все вместе мы разбирали эти произведения. Позже вожатой у нас была Маша Трофимова. С ней мы ходили в лыжные походы. В старших классах и нас назначали вожатыми в младшие классы. Отчитывались мы о проделанной работе в пионерской комнате. В школе еженедельно проводился классный час. Учителя, кроме обучения основным предметам, часто приводили нам примеры из жизни. За отличную учёбу директор Воронкова сама лично вручала отличникам похвальный лист и подарки. Зимой морозы доходили иногда до -51 градуса. Занятия в школе отменялись, но в полдень теплело, и дети на самодельных ледянках катались с горы, там был трамплин, и ледянки летели с горы с огромной скоростью. Все были довольны и счастливы. У меня тоже была ледянка, я её сделала сама. Зимой мальчишки строили снежные городки разнообразной конструкции, внутри было много лабиринтов, и дети подолгу играли и лазили в них.
Школьная библиотекаФонд школьной библиотеки был очень разнообразен: детская литература, произведения русских и зарубежных классиков. По школьной программе в библиотеке всегда в наличии была вся требуемая литература. Свою первую книгу я помню до сих пор. Это был рассказ Л.Н. Толстого « Филиппок». Мы зачитывались романом Виктора Гюго «Отверженные», были отдельные книжки в тонком переплёте из этого произведения: рассказы «Козетта», «Гаврош». Девочкам старшеклассницам разрешалось брать роман Мопассана «Милый друг». Младшим девочкам эту книгу не давали. Долгое время библиотекарем работала Ш.К. Халикова. Ишбулда (Илья) Гизятович Ха-ликов был добрый и отзывчивый человек, фронтовик, участник финской и Великой Отечественной войн. У него было тяжёлое ранение в позвоночник. Уроки физкультуры он проводил, опираясь на свой военный опыт. В школьном дворе он командовал нам: «Воздух! Самолёты! Ложись!». Мы бежали врассыпную, падали, где придётся. Илья Гизятович был отличным лыжником, учил нас правильно подниматься в гору и спускаться. В крутую гору - лесенкой, пологую - ёлочкой. На уроках военного дела учил мальчиков собирать и разбирать винтовку (ТОЗ), стрелять из пневматического пистолета. Первым стал брать девочек играть в футбол. В ворота ставили девочек покрепче – Машу Бирюкову, Машу Трофимову. Самых юрких - в нападающие. Я считаю, что Илья Гизятович опередил время. Это позже в России появились женские футбольные команды, а он уже в пятидесятые годы преподавал азы футбола девочкам. Когда мы с Раисом приезжали в отпуск в Кузъелгу, Илья Гизятович давал ему лыжи и малокалиберную винтовку. Раис рано утром уходил на охоту, когда я просыпалась, к моему удивлению на столе стояла тарелка с двумя-тремя рябчиками, варёными или жареными.Система обучения в кузъелгинской школе была строгая, политизированная, как того требовала существующая система. Кроме учёбы учителя сумели привить ученикам любовь к трудолюбию, спорту и досугу. Выпускники Кузъелгинской школы, теперешние пенсионеры, вызывают удивление своими знаниями у внуков, и они спрашивают «Откуда вы всё это знаете?»
Главы из книги Алии Минигуловой.Фото из открытых источников.
Читайте нас: