+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
27 Ноября 2019, 12:05

Мой край и родные люди

Работа Валентины Евдокимовой участвует в конкурсе "Социальный портрет пожилого человека" в номинации "Мой край родной".Напоминаем, что конкурс проводится до 1 декабря. Материалы принимаются в редакциях газет «Белорецкий рабочий», «Урал», «Металлург», Управлении Пенсионного фонда.Фотоработы можно представить в Управление ПФ (ул. Кирова, 48, каб. 16). Телефон: 3-42-15, электронная почта: [email protected].

Белорецк – моя родина, здесь я начала свою жизнь, здесь и закончу. И все эти годы во мне живёт чувство гордости за свой родной край, его людей, его героическую историю. Наш город неразрывно связан с металлургическим комбинатом, где издавна производили самый высококачественный металл. С продукцией Белорецкого завода мало кто мог соперничать. Недаром его отмечали клеймом «Старый соболь», ведь здесь работала домна, где плавили сталь ещё для пушек Емельяна Пугачёва, который со своими повстанцами проходил через наш завод. Вместе с ними тогда ушли 500 человек, которые приняли участие в Пугачёвском восстании. В годы Гражданской войны Белорецк стал столицей партизанского края. Отсюда начался легендарный рейд Блюхера по тылам белогвардейцев. Памятник маршалу был установлен в Заматинском районе, а недавно отреставрирован, приведена в порядок и близлежащая территория. В Великую Отечественную войну в условиях немецкой оккупации западных территорий СССР наш БСПКЗ стал единственным поставщиком изделий, от которых напрямую зависела обороноспособность страны. Ни одна единица автоматического оружия Советского Союза не смогла бы стрелять без пружинной проволоки, произведённой на БСПКЗ. Белорецк превратился в центр метизной промышленности Советского Союза. Огромную роль сыграл комбинат и в трудные годы восстановления разрушенного народного хозяйства. В городе открывались новые предприятия. К сожалению, многое было потеряно в годы перестройки, но гордость за былые заслуги трудящихся-белоречан живёт в наших сердцах. Какой хлеб пекли на Белорецком хлебокомбинате, а продукция маслосырокомбината была не просто вкусной и разнообразной, по качеству она могла конкурировать с любым современным производством, а вкус копченого сыра, настоящей густой сметаны и любых кисломолочных продуктов были выше всяких похвал. Колбасу и деликатесы Белорецкого мясокомбината подавали к столу московских гурманов. А такой вкусной копченой рыбы, какую делали в Белорецком рыбцехе, теперь, пожалуй, и вовсе не найти. Это всё было. Я горда, что и моя семья внесла свой посильный вклад в ту жизнь родного мне Белоречья. К сожалению, свою родословную я знаю не так уж глубоко, но мне хотелось бы вспомнить о своих предках, поблагодарить их за все хорошее, что они сделали для будущих поколений.
Мои бабушка и дед Ульяна Никитична (в девичестве Вавилова) и Иван Алексеевич Казармщиковы родом из села Кага. В Белорецк приехали в 1928 году, купили землянку на улице Благой ключ, спустя почти десять лет начали строить дом на улице Новой. В мае 1941 года справили новоселье большой семьей: дед, бабушка и дети Татьяна (1912 г.р.), Александра (моя мама, 1918 г.р.), Михаил (1924 г.р.) и Полина (1928 г.р.). Еще один сын Степан (1919 г.р.) к тому времени уже служил в армии. Жить бы да радоваться, но началась война.Дедушку Ивана Алексеевича на фронт не призвали, так как ему было уже 65 лет. Он отвоевал своё в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг., как тогда говорили: служил на германской). На фото, отправленном бабушкой деду на фронт, где она была с дочкой Таней, дед при помощи монтажа умудрился вставить и своё изображение и отправил его назад домой. Где и как он это сделал, теперь уже не узнаешь, но сама фотография бережно хранится у меня и сегодня.
Старшему сыну Степану, который служил с 1939 года, довелось воевать под Москвой, защищая столицу. Там он и остался после войны. Степан Иванович прожил долгую, достойную жизнь, скончался в 2002 году на 82-м году. Второй моя дядя Михаил Иванович также прошёл всю войну, был разведчиком, форсировал Днепр, освобождал Донецк, участвовал в кровопролитных боях под Кёнигсбергом, где получил ранение и долго лечился в госпитале. Демобилизовавшись только в 1946 году, он вернулся в родной город. Интересный факт: оказалось, что воевал Михаил в Восточной Пруссии в тех же местах, что и отец. В 50-е годы Михаил Казармщиков выступал за футбольную команду города, которая побеждала и на районных, и на республиканских соревнованиях. Он играл в футбол просто мастерски, мог попасть в ворота противника с другого конца поля. Его знали многие белоречане и, наверное, до сих пор помнят, а близкие друзья называли его Казара. Дядя уехал в 1954 году в Ростов-на-Дону, где и по сей день живёт с женой и сыном.
Моя мама Александра Ивановна работала в цехе № 5 завода 706, как тогда называли сталепроволочный завод. Она рассказывала, как в годы войны они не выходили из цехов сутками, спали в красном уголке и снова вставали к станкам, так как для фронта нужна была продукция нашего завода. Иногда рабочие еще производили канаты, а прямо в цехе дожидался человек, который тут же увозил запакованную продукцию. Маму тогда я видела совсем редко и свою бабушку называла мамой. За работу в тылу мама была награждена медалью. В цехе проработала более 25 лет. Ушла с комбината уже по болезни, но продолжила работать санитаркой в медсанчасти СПКП, вышла на пенсию в 1972 году. Работа моей тёти Полины Ивановны, которая была счетоводом, а позднее бухгалтером в столовой № 9 СПКП, также отмечена медалью за доблестный труд в тылу.
Память о всех родных храню я, Валентина Константиновна Евдокимова. Окончив школу в 1959 году, я стала работать регистратором в амбулатории № 2 Нижнего селения. Моя мечта была получить высшее образование, поэтому я поступила в Башкирский государственный университет, после которого пришла преподавать историю в школу, где и проработала 50 лет, сорок из них - в школе № 20. Никакой карьеры я не делала: как пришла в школу учителем, так и работала всю жизнь. И нисколько об этом не жалею. Главное, что я смогла передать своим ученикам не только основательные знания по праву, истории и обществоведению, но и осталась в их памяти на долгие годы, о чем они говорят мне при встрече. Вела я и активную общественную работу. Коллектив двадцатой школы дружил с учителями Каги. Бывая там, я узнала, что сестра моей бабушки Агафья Никитична была замужем за Максимом Вавиловым, большевиком, одним из руководителей Советской власти в селе. Как мне рассказали старожилы Каги, во время левоэсеровского мятежа он был застрелен, а его тело выбросили из окна здания правления, похоронили его позже недалеко от школы. Я побывала его на могиле, что позволило вписать ещё одну страницу в летопись нашей семьи.
Считаю, что жизнь прожила не зря, оставляю память о себе и своей работе у многочисленных учеников, потому что всегда с большой любовью относилась к педагогическому труду, к истории и ученикам.
Читайте нас: