-3 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
2 Октября 2019, 12:32

Александр и Александра

Буквально пару десятков лет назад я ещё слабо представляла, кого и с чем нужно поздравлять в первый день октября. Но директор школы, в которой я тогда работала учителем, пояснил, что это день, когда нам обязательно нужно проявить внимание к тем, кто уже прожил долгую жизнь, поучиться у них этому сложному умению - любить её во всех проявлениях.

Александра Ефимовна Зайцева
Александра Ефимовна Зайцева
Александра Ефимовна и Александр Егорович Зайцевы. Для меня всегда было что-то особенно привлекательное в созвучии их имён. Тем более, что практически всюду я их видела вместе: вместе - к детям в гости, вместе - на спортивную прогулку в любую погоду, вместе занимаются с внуками.
Александра Егоровича не стало год назад, всё-таки возраст взял своё. А Александра Ефимовна, по её признанию, пока ещё только учится жить без него, но её дни по-прежнему наполнены движением, заботами о близких, различными интересными делами и событиями. А жизнь, как и у многих людей старшего поколения, была непростой. Вместе со страной она пережила самые трудные времена и все-таки научилась любить, надеяться и воплощать свои мечты в жизнь.
Семья Александры Ефимовны приехала в Белорецк из Пензы. Отец Ефим Иванович Балякин в 1939 году, как тогда говорили, завербовался на стройку. Помимо этого, отец искусно шил сапоги, да так прославился своим мастерством, что отбоя от заказов на качественную и элегантную по тем временам хромовую обувь, которая пользовалась большим спросом у руководителей различного ранга, не было. Комнату они получили в бараке, находившимся в районе нынешнего городского пляжа. Вроде уже обжились, но тут грянула война, и в 1941 году главу семейства призвали на фронт. Мама Анна Николаевна осталась с тремя детьми, младшей в ту пору было всего 5 месяцев. Родом из крепкой крестьянской семьи, мама к трудностям и работе была привычной, это и не позволило опустить руки. Её с семьёй выселили из комнаты, которую предоставили отцу, сказав, что это было ведомственное жильё. Оставшийся после мужа новый костюм и пару сапог, что он пошил, но не успел отдать заказчикам, она выменяла на маленький домик в Нижнем селении, куда и перебралась с детьми.
Помощи маме ждать было неоткуда, да и всем тогда приходилось нелегко. Определив младшую в круглосуточные ясли, она устроилась работать на железную дорогу, где грела воду в кубовой. С фронта пришло всего два письма, а в 1942-м году - извещение о том, что муж её, Ефим Иванович, пропал без вести где-то под Москвой. Теперь уже вся ответственность за себя и детей легла на плечи женщины, которая растила их одна, отдавая все силы, заботу и любовь.
И детская жизнь шла своим чередом, училась Александра в школе-семилетке № 4, потом перешла в школу № 15, которую ранее окончили брат и сестра. И была у неё с подругой мечта – учиться рисовать, тем более, что получалось это неплохо. Узнали они, что в Пензе есть художественная школа, написали туда письмо. Им ответили, что можно приезжать учиться, но вот общежития там не предоставляли, нужно было снимать жильё. Рассказала об этом маме, а та только руками развела: где же денег-то взять на это? Подруга отправилась учиться, а Александре пришлось получать специальность в Белорецке. Выучилась она на повара, 15 лет проработала в детском саду, где каждый день кормила сотню ребятишек, получая совсем небольшую и по тем временам зарплату в сорок рублей.
Тогда же и произошла судьбоносная встреча с Александром Егоровичем. И так сложилось, что одинаковыми оказались у них не только имена, но и судьба стала общей.
Он только пришёл из армии, а родился и вырос в большой семье в Авзяне. В судьбе парня отразилась вся сложная история того времени. Оставшись в годы войны с пятью ребятишками, мама работала в колхозе за палочки-трудодни, на которые потом выдавали зерно. Спасало подсобное хозяйство, да и то нужно было сдавать государству молоко, яйца, шерсть. В случае, если своего не хватало, приходилось покупать и все равно выполнять план по сдаче продуктов. Так что трудиться детям пришлось с малолетства. Потому юноша и в городе сразу устроился на работу в прокатный цех Белорецкого металлургического комбината, где и проработал до самой пенсии и за свой труд был неоднократно отмечен наградами. При этом Александр всегда занимался спортом, был чемпионом города по тяжёлой атлетике, а позднее стал тренировать молодёжь. Среди его учеников был и Сергей Черепенькин. И даже оставив профессиональный спорт, Александр Егорович никогда не давал себе расслабляться: каждый день зарядка, подтягивание на перекладине – три подхода по 20 раз, летом - ходьба, зимой -
лыжи, соревнования ветеранов по лёгкой атлетике – это для него было нормой до самых преклонных лет. Да и на пенсии отдыхать он не умел, работал в БКШ специалистом по всем ремонтным работам. Ученики и учителя шли к нему со своими проблемами и знали, что Егорыч, как любовно все его звали, обязательно починит даже то, что уже и работать-то не должно. 17 лет на его плечах держалась вся хозяйственная часть учреждения. Он до последних своих дней был энергичным и не давал себе права быть слабым.
А тогда, когда случилась их встреча, они были молоды и полны сил. Александра Ефимовна перешла на работу в типографию, и уже во время испытательного срока легко справлялась с заданием по ручному набору текстов. И хотя руки всё время были в краске, но работа спорилась и полюбилась, а коллектив стал родным на долгие годы. Да и неплохая зарплата, которая напрямую зависела от количества выполненной работы, позволяла строить большие планы на будущую жизнь.
Росли сыновья, и, помня о своих несбывшихся мечтах, она задалась целью дать им высшее образование. Учёба давалась мальчишкам легко, а встреча с педагогом Романом Григорьевичем Хазанкиным помогла после окончания школы легко поступить в московский институт. Теперь уже МГУ закончили внуки и внучка, они остались работать в Москве и Санкт-Петербурге, где уже родился правнук. И никто не удивился, что назвали его тоже Александр. Вот такой, Александр Александрович третий. Прабабушка недавно ездила в Петербург нянчиться, рассказывала, что растёт бойкий малыш. Конечно, посетила в культурной столице выставки, экскурсии и с огромным удовольствием побывала в театре на балете «Руслан и Людмила».
Вот что меня поражает в людях старшего поколения, так это неуёмный интерес ко всему новому, жажда жизни и познания неизведанного даже в преклонном возрасте. Александра Ефимовна и сегодня верна правилам жизни своего Саши. Каждый день, выходя на спортивную прогулку, также старается поддерживать себя в форме. Всем правилам полезной скандинавской ходьбы научил её муж: и как ногу ставить, и как корпус держать, как палки выбрать. Сегодня она выходит на дорожку одна, но жизнь продолжается, дети и внуки заполняют мысли, дают работу для умелых рук, которые по-прежнему пекут для них вкуснейшие пироги, заботятся о всех близких. И как и прежде делится она с ними мудростью и любовью.
Читайте нас: