Действительно, церковь вы-глядит сегодня, как только что построенная. Все здание снаружи отделано сайдингом, внутри – отделка полированными дощечками (не знаю, как это называется на языке деревообработки).
Помню, как мы с отцом Михаилом Федоровым лет десять-двенадцать назад приехали в Нижний Авзян. Первые слова, которые пришли в голову, когда мы зашли в храм: мерзость запустения на святом месте!
Храм превратили в туалет! Какие-то манкурты приезжали сюда на пикник, отрывали опалубку от стен храма и жгли костры.
А еще надписи на стенах, которые не могут быть процитированы…
22 июня сюда приехали выходцы из Нижнего Авзяна. На поляну возле храма, где установлены лавочки, пришли местные старушки и старички. Молодежи в Нижнем Авзяне практически не осталось.
Праздник назвали День села. И организовали его – крестоходцы.
Вы спросите – откуда они взялись в Нижнем Авзяне?
Мало кто знает, что вот уже несколько лет из Белоречья на Святые ключи, где была явлена Табынская икона Божией Матери, в канун Девятой Пятницы отправляется группа крестоходцев. А Нижний Авзян является одним из пунктов посещений их длительного маршрута.
Между селами крестоходцы движутся на автомобилях, а затем идут Крестным ходом по улицам, устраивают молебны. Организатор этого движения – протоиерей Михаил Федоров, настоятель Тирлянского храма в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина. Свой путь крестоходцы начинают от подножия Иремеля.
- В 2008 году мы Крестным ходом прибыли в Нижний Авзян, остановились на несколько дней и устроили здесь субботник, - рассказывает протоиерей Михаил. – Выгребли хлам из церкви, так началось ее возрождение.
Тут я сделаю небольшое отступление.
Нижнеавзянский храм - это самая старая постройка на территории Белоречья. Более того – этот храм когда-то находился в Верхнем Авзяне.
Однажды мне в руки попалась «Ведомость о церкви Казанской Божией Матери Стерлитамакского уезда Авзяно-Петровского завода за 1858 год». В этом документе говорится, что в Верхнем Авзяне «иждивением господина заводосодержателя Василия Евдокимовича Демидова» в 1788 году была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери. Она была двухпрестольной: помимо основного, был еще престол Николая Чудотворца. Священником был некто Павел Алексеевич Монбланов.
Это была вторая церковь за всю историю Верхнего Авзяна. Первую, построенную еще при основании завода, сожгли пугачевцы, среди которых было много раскольников.
Итак, в 1788 году Василий Демидов построил в Верхнем Авзяне деревянную церковь. А через сто лет другой владелец завода, Дмитрий Бенардаки, построил там каменный храм, который существует и поныне. Деревянную же церковь решили перенести в Нижний Авзян, являвшийся в то время как бы производственным филиалом основного завода. Церковь переименовали, освятив престол в честь Введения Божией Матери во храм.
Введенская церковь была обита железом. Железная обивка сохранялась вплоть до нашего времени, правда, ее скрывала декоративная опалубка. Насчет железа в этом случае все понятно - это от Демидовых. Они многие свои дома обивали железными листами на случай пожара. Верхний и Нижний Авзяны – это, напомню, места демидовские.
Сегодня Введенский храм – государственным памятник архитектуры и, как уже говорилось, самое древнее здание Белоречья.
Несколько лет назад в свет вышла книга, посвященная селу Нижний Авзян. Один из авторов этого издания – протоиерей Михаил Фёдоров. Вот как он описывает ту участь, которая постигла Введенский храм в Советские годы.
«Эта церковь прошла свой крестный, тернистый путь, какой выпал тогда на долю всей Русской Православной Церкви. Ее хотели закрыть сразу после революции, но верующие отстаивали свою святыню. Но в 1929-30 годах церковь все же была закрыта. По словам старожилов села, верующие со слезами на глазах наблюдали как «антихристы» снимали колокола, сбивали с куполов кресты, сжигали церковное имущество. А иконы, бронзовые подсвечники, позолоченные лампады, серебряные кресты на машинах вывозили в Белорецк. Чугунная ограда была демонтирована и увезена неизвестно куда…
Со слов старожилов села, в 30-х годах, после того, как закрыли храм и спилили кресты, было видение Божией Матери. Богородицу видел местный житель, дом которого напротив церкви. Матерь Божия в голубом одеянии стояла и плакала на высоком крыльце Вознесенского придела храма. Это были скорбные слезы Пречистой о заблудших осквернителях святыни. Пресвятая Богородица, прости нас!
Но участь полного разрушения миновала Введенскую церковь. После ее закрытия здание использовали в качестве складского помещения. Позднее в ней размещался сельский клуб и библиотека. В связи с переоборудованием здания под клуб в середине 1960-х годов была разобрана колокольня и купол храма… В 2006 году клуб закрыли. За долгие годы забвения и надругательства здание сильно обветшало. Разрушилась крыша. Вандалы выдрали оконные рамы, двери и пол, кое-где разворотили фундамент. Но стены устояли…»
Устояли эти благословенные стены! И сегодня храм выглядит, как игрушка. Но работы по восстановлению святыни были очень сложными. Подключилось белорецкое казачье общество. Деньги собирались всем миром. Рабочие поменяли отдельные перегородки (напрочь сопревшие), сделали новую кровлю, колокольню и «барабан» для центрального купола. Осталось немногое: завершить работы по строительству иконостаса, установить купола, повесить колокола. И всё. Аллилуйя!
Вот только для кого служить? В Нижнем Авзяне – семьдесят дворов, и это, в основном, пожилые люди, вся жизнь которых прошла в советские годы. Я говорю без упрека, потому что сам насквозь советский. Наше поколение сдвинуть в пользу Веры очень непросто. Поэтому в Нижнем Авзяне вряд ли будет полноценный приход. Казаки хотят, чтобы этот храм и вся прилегающая территория относились к казачьему обществу. По факту это уже является таковым: казаки каждый год устраивают здесь казачьи станы.
- Мы приезжаем сюда семьями, - рассказывает мне атаман белорецкого казачьего хуторского общества Андрей Копьёв. – Изучаем казачью культуру, учимся фланкировке, а еще устраиваем станы для детей, чтобы они приобщались к настоящему казачьему духу.
…В прошлые годы я был на таком стане. Поразило, что среди казачат много девчонок! Вы бы видели, как они лихо орудуют шашками и нагайками!
Несколько лет назад Нижний Авзян посетил митрополит уфимский Никон. Он осторожно предложил устроить здесь монастырь. Но что-то не сложилось…
Сегодня храм восстанавливается благодаря усилиям протоиерея Михаила, казаков и всех неравнодушных людей. И какова будет его дальнейшая судьба – пока неизвестно. Ясно одно: при храме должна действовать какая-либо миссия: будь то монастырь, казачий стан или духовно-просветительский центр. Иначе он будет пустовать. А нет ничего страшнее пустующего храма.
Сегодня – праздник. Приехал знаменитый Авзянский хор.
«Хороша земля, мой край дорогой! Люблю его всей русской душой!»
Главные запевалы в хоре – Владимир и Гузель Серегины… Согласитесь, что все мы, живущие в нашей республике, где самое большое количество межнациональных браков, - один народ!
На празднике выступили белорецкие казаки и казачата. Приехали гости из соседней Магнитки – фольклорный ансамбль «Дарованье». Его руководитель Антон Масленников родом из Белоречья. Я спросил его о будущем Нижнего Авзяна. Каким оно будет? Чего скрывать: село умирает…
- Вы знаете, в последнее время намечается тенденция возвращения людей в деревни, - ответил Антон. – Я верю, что и Нижний Авзян в этой связи возродится.
«Блажен, кто верует», - подумалось мне.
Впрочем, здесь, в этом славном русском селе, происходит главное: возрождается старинный храм. И скоро, совсем скоро над селом разольется колокольный звон. Как говорится в русской пословице: не стоит село без храма…