+12 °С
Дождь
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
4 Октября 2018, 12:45

Не мы выбираем время, оно выбирает нас

Есть люди, в судьбе которых отражается жизнь целого поколения. Так и Татьяна Егоровна Волкова переживала вместе со многими белоречанами крутые повороты времени в истории нашей страны.

Родилась и выросла она в Белорецке, а сразу после окончания 10 класса пришла работать в учреждение, которое в народе называли просто – «собес». На самом деле название было более официальным – отдел социального обеспечения Белорецкого районного совета. И, как оказалось, именно это стало ее судьбой на всю трудовую деятельность. Менялись только должности, на которых она работала, название самого учреждения, но неизменным оставались задачи – обеспечение социальных (то есть важных для общества) гарантий государства. Не менялось чувство высокой ответственности и добросовестное исполнение своих обязанностей. А время для работы выпало непростое: конец 80-х, сложнейшие 90-е, когда люди оказались в жерновах разваливающейся экономики и законодательной неразберихи. И если первоначально сотрудники начисляли и рассчитывали пенсии, то дальше круг задач расширялся, возрастал и усложнялся.
Хотя просто не было никогда. Начисление пенсий требовало кропотливой и внимательной работы, тем более, что делалось это счетоводом не так, как привыкли сегодня, на компьютере, а на счетах, даже электронных машинок тогда не было. Далее вручную заполняли платежки и передавали их на почту, сотрудники которой разносили пенсии по домам. Как вспоминает Татьяна Егоровна, минимальный размер пенсии составлял тогда 60 рублей 50 копеек, а максимальный – 120 рублей. Такую получали пенсионеры, работавшие ранее, например, в мартеновском цехе. Позднее были введены удостоверения инвалидов войны, которые давали право на льготы, путевки в санатории для прохождения лечения и укрепления здоровья. Выделяли их в таком количестве, что сотрудникам отдела приходилось ходить по домам и уговаривать ветеранов воспользоваться этой возможностью. Предоставляли и автомобили, по тем временам это были маленькие «Запорожцы» с ручным управлением. Их оформление требовало соблюдения определенных нормативов и сбора необходимых документов, что кропотливо делали сотрудники «собеса».
Усложнялись экономические условия в стране, появилась потребность в новых формах оказания поддержки людей. В 90-е, когда на многих предприятиях начались задержки заработной платы, были введены пособия семьям с детьми. Татьяна Егоровна в это время уже возглавляла службу. Став начальником данного отдела, она несла ответственность за всю его работу в полном объеме. Делать же это становилось все сложнее. Пособия назначались, а вот денег на их выплату не было. Люди, естественно, обращались именно сюда, ища правду и требуя исполнения государственных обязательств. Тогда-то Татьяна Егоровна с коллегами и выступили с инициативой выдачи талонов, под которые во времена повсеместных взаимозачетов можно было получить продукты, моющие средства или оплатить коммунальные услуги. При этом самим сотрудникам и приходилось договариваться, например, с поставщиками газа, чтобы они приняли эти талоны, обеспечив тем самым получение льгот для семей с детьми. Сотрудницы сами прекрасно понимали, как сложно было тогда выживать матерям, для которых главной заботой стало чем и как накормить детей.
По словам Татьяны Егоровны, работа в социальной службе требует не только знания юридических тонкостей и законодательства, но и умения работать с людьми, часто быть психологом, строя разговор с обиженным на весь мир человеком. А главное - не быть равнодушным бюрократом, стараясь в любой ситуации не сухо следовать букве закона, отказав в помощи, а искать такие аспекты, при которых решение вопроса будет приемлемым для человека, действительно ему помочь.
На протяжении всего разговора с Татьяной Егоровной я ловила себя на том, что всё рассказанное ею - не просто факты из недавней истории нашей страны, но и моя жизнь, проблемы моей семьи. Я снова переживала те времена, когда даже талоны на стиральный порошок становились подспорьем в нашем быту. Помню я и то, как начались задержки выплаты пенсий, и мы с бабушкой ходили в народный «собес» за правдой, как говорила она. Нам трудно было смотреть на эту ситуацию со стороны работающих там сотрудников, а сейчас я слышу неподдельную боль в рассказе Татьяны Егоровны, которая вспоминает эти канувшие в прошлое времена.
На такие сложности профессии, как огромное количество документации, которую несли домой из-за невозможности обработать на рабочем месте, даже задерживаясь допоздна, они не жаловались. Считали это частью своей работы. А дома понимающие близкие терпеливо ждали, когда жена и мама освободится для домашних дел… Впереди были новые трудности: переход на компьютеры, создание базы документов. Казавшиеся неподъемными папки с делами каждого пенсионера, где были зафиксированы места работы и документы, подтверждающие стаж (а их было около 20 тысяч!), предстояло вручную занести в память новой техники, с которой еще нужно было научиться работать. И еще много новшеств и реорганизаций, переездов и переименований. Все это оказалось по плечам дружному коллективу, о котором начальник говорит с неизменной теплотой.
На днях у Татьяны Волковой юбилей. Об этом с любовью и нежностью нам рассказал её муж Виктор. Без лишних слов понимаешь, как ценит он свою спутницу жизни даже после многих лет совместной жизни, пережитых счастливых моментов и общего горя. Когда-то он пешком пришел со своим маленьким сыном, которому она стала настоящей мамой, за своей невестой, ведь разыскивал её по всему городу. Да-да, разыскивал… Знакомый ему сказал, что знает хорошую женщину, но точного места её работы не помнил, и Виктор стал искать. И нашел свое счастье на долгие годы. Счастлив он и сегодня от того, что Татьяна рядом. И его главное желание, чтобы так было как можно дольше. Не болела, не страдала бы его любимая, никогда не чувствовала бы себя одинокой. Он для этого постарается сделать всё. И мы желаем им здоровья и долгой дороги вместе.
Читайте нас: