-4 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Общество
24 Сентября 2018, 11:45

И вновь боремся с потравами

«Численность транспорта на дорогах республики растёт, а порядка в организации выпаса сельскохозяйственных животных по-прежнему нет. Пренебрежительное отношение к правилам выпаса животных приводит не только к материальным потерям, но и к человеческим жертвам. В оставшиеся осенние месяцы руководителям сельскохозяйственных предприятий и частным владельцам скота не следует забывать об этом», - это отрывок из письма Министерства сельского хозяйства республики, которое было направлено в муниципальные районы.

В документе также говорится, что руководителям сельсоветов необходимо отслеживать выполнение маршрутов прогона животных и позаботиться об установке на них дорожных знаков. Выпас животных должен вестись на пастбищах под надзором владельцев или назначенных к этой работе лиц. Для повышения ответственности хозяев за выпас и содержание лошадей и крупного рогатого скота по решению местного самоуправления проводится обязательная идентификация животных (таврение, биркование, чипирование, татуирование, выжигание номеров на рогах).
- Аварии от столкновения с транспортом, кражи скота – обязательные факторы безнадзорного содержания животных, - комментирует этот документ начальник муниципального отдела сельского хозяйства Максим Сулейманов. - Большего порядка в решении этого вопроса удалось достигнуть на территории Азикеевского сельсовета. Зато совершенно бесконтрольно скот выходит на автотрассы Серменевского и Абзаковского сельсоветов. Открыть ворота дома и выпустить на самовыпас до темноты, а то и на несколько дней корову, козу и прочую скотину – обычное дело для многих жителей. Меж тем, безнадзорные животные не только мешаются на дорогах и привлекают внимание джентльменов удачи. В сельской местности безнадзорные стада вытаптывают чужие посевы. Это вам не безобидное поедание травки на городских газонах. В том числе и для сдерживания бесконтрольного выпаса ветеринарная служба приступила к идентификации (биркованию) сельскохозяйственных животных. Однако, как показывает практика, это лишь один из шагов на пути к решению застарелой проблемы.
- По территории нашего сельсовета проходят и республиканская автомобильная, и железная дороги. Как снег сходит, мы начинаем про табуны думать, - говорит глава Азикеево Райля Зайнуллина. – Чтобы меньше скотины выходило на дороги, вместе со старостами назначаем собрания, беседуем с населением. Этим летом табуны организовали в Азикеево, Азналкино, Чёрновке, Ахмерово. В Азналкино скотину пасут по очереди. В Кадыше табун организовали без нашей помощи, а в прошлом году там волк напал на овечку даже при пастухе. В Буганаке до конца покоса собиралось три табуна. Один из них - для молодняка. За каждое животное люди отдавали пастухам по 500 рублей в месяц. В Ахмерово платили поменьше, кто как договорится. Деньги собирали уполномоченные. Они же платили пастухам. В Чёрновке хозяева скота рассчитывались сеном, а в Буганаке по ведру картошки добавляли. Пастухи работали до конца покоса. Но есть такие жители, которых призвать к порядку не получается. Их скотина и бродит по лесам, выходит на дороги. Каждый год приходится заниматься с одними и теми же людьми. Первым делом кивают на соседей: вот их заставьте в табун гонять, потом ко мне приходите!
- А биркование животных везде провели?
- В Азикеево быстро получилось. Весь КРС и коз забирковали, а по Буганаку затормозилось, там много животных. Оттуда жители отгоняют их в табун к фермерам. Конечно, люди боятся налогообложения. Объясняем, что бирки - для учета. А в будущем и справки без бирки выдавать не будем, и на ярмарку мясо не увезешь. Участковый приезжает к нам лишь по экстренным случаям. В прошлом году мы с ним вместе провели обход хозяйств, оштрафовали двоих, но эффекта не добились. Еще сложнее с табунами лошадей, которые тоже часто стоят на дорогах.
В окрестностях Азналкино снова объявились волки. В этом сезоне задрали жеребенка. Эффективных методов для наведения порядка с выпасом нет. Если у человека 15 голов скотины, и он должен отдать за табун 7,5 тысяч рублей, то и штраф он заплатит легко, - рассказывает Райля Зайнуллина.
Завершив беседу, выезжаем на уфимскую трассу и направляемся в Серменево. Сразу за деревней, прямо на левой обочине и придорожной полосе выщипывают осеннюю траву с полдюжины коров и бычков. Еще через полкилометра дорогу спокойно переходят два десятка овец. И те, и другие движутся привычно и уверенно, без пастухов.
- Раньше, в подобной ситуации, мы бы их просто взяли и задержали, если бы не объявился хозяин, через три дня сдали на мясокомбинат, - комментирует по дороге Максим Сулейманов. – Вот эти и другие бывшие колхозные паи, - Сулейманов указывает на вытоптанные скотиной поля, - уже давно пустуют по этой же причине. Спрашиваю пайщиков: почему не занимаешься землей? – Уберите скотину с полей! Распашу и засею, - отвечают. А как ее убрать, если даже административные штрафы через суд оспаривают.
В Серменево на эту же тему разговариваем с главой администрации Лилией Сибагатовой.
- В Серменево насчитывается больше 200 голов КРС. В апреле мы трижды проводили сходы, за три дня объявления развешивали. Первый раз пришли 40 человек, в последний – не больше десятка. Нашли пастухов, по 400 рублей платить договорились. Но после двух недель табун развалился. Не выгоняют коров, не хотят платить. Спрашиваешь: почему твоя скотина бродит? Отвечают: «Дайте пастуха!» Так вот же давали! - Платить нечем! Один грамотный хозяин на все сходы приходил. А потом пишет мне письмо: ваша обязанность организовать табун! И ответ требует письменный ему направить. Спрашиваю его: так что же ты не выгонял в табун? – Сам буду пасти! Но не пасет. Вот такой у нас умный народ. Есть специалисты по любому поводу в прокуратуру писать. И пастуху не хотят платить, и от штрафов через суд отбиваются. У кого много скотины, те и сбивают нам весь график. В пастухи неплохие ребята подбираются, но платить им не хотят, и они бросают работу. И по очереди людей пасти не заставишь. В прошлом году тоже не больше месяца табун держался.
- А аварии на дорогах в этом сезоне из-за скотины были?
- Двух лошадей сбили, их хозяев так и не нашли. Когда теленка сбили, у него бирка была. Но и в тот раз хозяина почему-то не нашли. Люди знают, что за ремонт машины до 200 тысяч насчитают. Из-за бродячего скота пайщики от земель отказываются. Самый удобный пай - километров семь за селом. Распахал, многолетней травой засеял и лет семь коси. Но народ давно не сеет – потравы не дают.
Выслушав представителей администраций, двигаемся через Серменево к местному предпринимателю, производителю кумыса Рауфу Магафурову.
- Давайте посчитаем, - рассуждает по дороге Сулейманов. – По 500 рублей с головы - уже 50 тысяч за сто голов. На двоих или даже на троих пастухов - неплохая зарплата. А чтобы воспитать всю деревню, любому администратору или участковому надо все дела оставить и две-три недели проверять соблюдение порядка. Штрафовать каждый день да через день. И акты составлять рано утром, когда скотину выгоняют, а потом и вечером – по возвращении во двор.
Рауфа застаем на краю поля за привычным делом. Кувалдой фермер забивает стойки и горбылем восстанавливает ограду большой поляны. Метров за триста рокочет трактор, косит засохшую траву.
- С кормами в этом году не угадал, - сокрушается фермер. - Теперь подбираю остатки, чтобы на зиму хватило. Лет пять здесь уже не косят. Надо в сельсовете спросить, чье это поле. Я бы загородил под покос. Заборы от чужой скотины каждый день строю, но конь знает, где можно сломать. Грудью нажал и свалил. А вы, значит, по табунам разбираетесь? Да, жалко. В Серменево весной хорошие пастухи были. Две недели пасли, а потом отказались. А мои коровы вон там с пастухом ходят, - Магафуров показывает в дальний конец поляны.
Снова садимся в легковушку и подъезжаем к пастуху, армейскому сослуживцу Магафурова.
- Из Абзелиловского района приехал, - говорит Рауф. - Мы с ним в Германии служили. Второй год у меня работает. Мне по бизнес-плану пять лет надо троих работников держать. Еще доярка из Архангельска у меня работает.
- А своих, серменевских, почему не берёте?
- Свои у магазина дежурят. Стреляют у прохожих по 50 рублей. Работать их уже не заставишь. Я тракториста брал по договору. Неделю поработал, деньги получил и пропал.
Как сказал заместитель начальника Белорецкого ветеринарного участка Олег Кортюков, биркование и другие способы идентификации сельскохозяйственных животных с начала года проводятся в животноводческих хозяйствах всех форм собственности на территории сельских советов Белорецкого района. К началу сентября в ходе санитарной обработки и прививок бирки прикреплены к ушам более тринадцати тысяч голов крупного рогатого и почти четырех тысяч - мелкого скота, что составляет 80 процентов численности сельскохозяйственных животных в городе и районе. Перед ветеринарами поставлена задача - до конца года завершить эту работу.
Впрочем, как было сказано в начале материала, биркование – лишь одна из мер на пути в наведении порядка с выпасом скота. С вольным выпасом животных на полях местные власти боролись во все времена. Об этом в своих рассказах больше ста лет назад упоминал и Антон Чехов, указывая, что жалобы о потравах и прочих повреждениях полей и лугов в числе других дел разбирал земской начальник. Судя по современным публикациям в СМИ и Интернете, иски о потерях урожая, особенно в южных сельскохозяйственных регионах, вынуждены принимать к производству и судебные инстанции. В рекомендациях землепользователям по этому поводу указывается, что в соответствии со статьей 62 Земельного кодекса, в случае потравы посевов, порчи или уничтожения находящегося в поле урожая, повреждения насаждений или иного вреда собственники и арендаторы земельных участков вправе обратиться в районный суд, в полицию и в муниципалитет. Последний обязан назначить комиссию, акт которой является для суда основным доказательством по иску. В акте должен быть описан земельный участок и права на него, виновные и потерпевшие лица. Также указываются источники, из которых комиссией сделан вывод о количестве и принадлежности скота, испортившего посевы, сведения о лицах, проводивших замеры потравленных угодий.
В завершение напомним слова одного из фермеров нашего района о том, что животные и урожай на полях представляют собой собственность соседей по деревне. Отправляя лошадей и коров покормиться на чужое поле, их хозяин практически ворует у соседа урожай.
Читайте нас: