Позвонил директору 17-й гимназии с предложением «поработать» один день учителем физики. Илюза Гарифулловна Шагалина ответила:
- Отличная идея! Мы только за, приходите! В наставники мне дали Людмилу Александровну Коковихину. С ней мы определили тему урока, который я должен провести в седьмом классе.
Тему выбрали вроде бы несложную, но интересную – оптика. И хотя это программа восьмого класса, Людмила Александровна дала мне план урока и напутствовала:
- Готовьтесь!
Незаметно пролетели две недели… И в один из дней мне на телефон пришло сообщение. Писала Людмила Коковихина: «Чтобы погрузиться в профессию, наверное, лучше провести не один, а три урока. Ведь наши классы по уровню подготовки разные. И дети - тоже. И одного урока, чтобы понять, каково это - быть УЧИТЕЛЕМ - будет маловато». Я занервничал… Мне бы один урок пережить как-нибудь, а тут «светит» целых три.
В итоге мы всё-таки пришли к общему решению - ограничиться одним уроком. Так что есть план урока, есть презентация, по которой будет проходить урок, но почему-то, чем меньше оставалось дней до назначенного урока, тем неспокойнее мне становилось. Ещё и друзья подливали масла в огонь: «Куда ж тебя понесло, зачем - в учителя?!»
Я готовился. Конечно, читал и запоминал. Пока готовился, узнал много чего, не относящегося к этой теме. Пытался и вслух, и про себя проговорить хотя бы начало урока. Но получалось, если честно, не очень. А в голове стучало: «Ну и заварил ты кашу…»
Ладно! Была - не была, отказываться от задуманного уже не солидно. Сказал «А», говори и «Б»…
И вот я в школе. За пять минут до начала урока читаю в телефоне: «Ни пуха!» Это от коллег сообщение пришло. Отвечаю, как принято: «К чёрту!»
Выключаю телефон и захожу в кабинет. Здороваюсь с ребятами 7 «А», представляюсь. Начинается урок, и тут… заходит директор школы. «А как ты хотел? Назвался учителем, докажи, что сможешь», - пронеслось в моей голове. Смотрю: ребята тоже поднапряглись, руки сложены на парте, лица серьёзны. И их понять можно: пришёл какой-то посторонний дядька, сказал, что урок будет вести, кроме того, на последней парте сидит директор гимназии…
Рассказываю школьникам, что такое оптика, что такое свет. Вкратце - о законах распространения света. Ребята всё ещё напряжены. Я тоже. Начинаю повествовать о линзах: они бывают собирающие и рассеивающие, выпуклые и вогнутые, к тому же много где применяются. Говорю, что через ту или иную линзу мы можем видеть разные изображения: уменьшенные и увеличенные, действительные и мнимые, нормальные и перевёрнутые…
А потом мы с классом перешли к практическому заданию. Людмила Александровна положила на каждую парту комплект, состоящий из линзы, свечи и непрозрачного экрана (для того, чтобы ребята смогли, передвигая экран или горящую свечу, увидеть реальное, а не перевёрнутое изображение этой самой свечи). Сразу понял, что школьникам эта часть урока ближе, ведь детям всегда интереснее и проще понять изучаемое на практике, а не в теории.
Ну, а в конце урока я рассказал ребятам о своей работе и о главном инструменте фотокора – фотоаппарате. Вернее, о разных фотокамерах, с которыми работал ещё мой отец, а потом я. Всем известно, что одной из главнейших частей фотоаппарата является объектив, а тема нашего урока как раз оптика и линзы, поэтому ребята познакомились с различными типами фотоаппаратов и «стёкол» - так часто фотографы называют объективы.
Как раз в это время директор вышла из класса, ребята стали раскованнее и начали задавать вопросы. Спрашивали про мой первый фотоаппарат и про то, где я учился. А Людмила Александровна спросила, посоветую ли я ребятам пойти в журналистику.
Конечно, мы попробовали фотографировать друг друга при разных условиях освещения, а я сделал общее фото класса широкоугольным объективом, в котором, кстати, 14 линз.
…После урока мне звонили и писали сообщения родные и друзья. Кто-то в шутку спрашивал, живой ли я, другие поздравляли. Даже мама в шутку спросила: «Ну, как, не решил профессию поменять и продолжить династию?» Мама у меня - педагог начальных классов, теперь уже давно на пенсии. Но я и так представитель династии: продолжаю дело своего отца. И рубрику «Фотокор меняет профессию» пока не заканчиваю. Есть ещё много дел, в которых бы я себя попробовал. Для начала - на один день, а там будет видно.
А теперь пару слов о моей наставнице - учителе физики. Людмила Александровна Коковихина - белоречанка. Училась в 14-й школе, с детства любила математику и физику, поэтому и поступила в Магнитогорский государственный университет на физико-математический факультет. Окончив его, работала преподавателем в школе № 64 Магнитогорска. Затем вернулась в Белорецк, в родную школу № 14.
В 2013 году Людмила Александровна стала работать в гимназии № 17. Сегодня её педагогический стаж - 20 лет.
В этом году на торжественном собрании, посвящённом Дню учителя, Людмила Александровна была награждена Почётной грамотой Министерства просвещения России за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования.
Наград у неё много, но хвалиться ими Людмила Коковихина не любит. А любит она свою работу, семью, дочерей. Семья Коковихиных активная, в любое время года они на природе, в походах и путешествиях, летом - плавают и катаются на велосипедах, а зимой - на лыжах.
Мечта Людмилы Александровны давно сбылась: она стала кем хотела – учителем физики. Сегодня учитель мечтает о том, что у неё будет кабинет попросторнее, а у каждого ученика – ноутбук, чтобы работать в виртуальных программах. И если сбудется и эта её мечта, значит, детям будет ещё интереснее изучать физику.