Несмотря на огромное количество ушедших на фронт белоречан, город в сороковые годы продолжал существовать. Здесь остались женщины и девушки, дети, пожилые люди и мужчины которые имели бронь или не могли воевать.
В чрезвычайно тяжёлых условиях оказались общеобразовательные школы всей страны. Многие были разрушены, другие заняты под казармы, госпитали, заводы. В начале войны школу не посещали 25 процентов учащихся, а тысячи учителей и детей школьного возраста стали участниками войны, борясь с захватчиками с оружием в руках.
В военных условиях перед советской школой были поставлены серьёзные задачи: охватить детей школьного возраста всеобщим обучением; воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, любви к Родине, стремлении к её защите; обеспечить необходимой физической подготовкой учащихся; организовать труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве; проводить массовую оборонную и политико-просветительскую работу среди населения.
Самыми трудными для организации образования в военных условиях были первые два года войны. Шла массовая эвакуация детских учреждений из Москвы, Ленинграда и западных областей страны. Школы, детские сады, детские дома перебрасывались в тыловые районы, в Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, на Урал. На местах наблюдалась острая нехватка школьных зданий, оборудования, резко сократилась численность педагогических кадров. И всё же школы не перестали существовать, в Белорецке их было почти два десятка.
Школа № 1 продолжала работать до февраля 1943 года, затем там до сентября того же года разместили эвакогоспиталь. Далее школа продолжила свою работу. Как и многие учителя, директор школы № 1 Борис Николаевич Дембицкий ушёл на фронт в 1942 году, в 1943-м был ранен и контужен. Когда в здании школы расположился госпиталь, учителя с детьми готовили концерты и выступали перед ранеными бойцами и медицинским персоналом. В 1942-1943 учебном году программы для школьников дополнил новый предмет «Военное дело», включавший курс строевой, лыжной, огневой и противохимической подготовки, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела.
Школа № 2 располагалась на улице Лесной, в 1944-м переехала в другое здание. В школе № 3 учились 494 ученика. В Нижнем селении в 1941 году находилась школа № 4. Работала или нет в годы войны школа № 5, к сожалению, неизвестно. В 1989 году её преобразовали в компьютерную. Школа № 6 до войны располагалась на улице Плотинной, а в 1937-м её перевели в здание школы № 15. Школа № 7 была только начальная, до 1944 года находилась в Нижнем селении. Школа № 8 находилась на улице Ленинской. В 1941 году учащихся перевели в школы № 2, № 11 и № 6. Школа № 9 располагалась на улице Военной. Школа № 10 в 1939 году получили новое здание на улице Вторая набережная (сейчас Маяковского), её директор Пётр Борисович Матрохин в 1941 году ушёл добровольцем на фронт. В школе № 11 было всего 10 преподавателей, а в 12-й – пять, и располагались она в одноэтажном здании, где было только три комнаты. Но везде трудились истинные патриоты своего дела и своей Родины.
В Белорецке, в глубоком тылу, учителя не только преподавали, но и вместе с другими жителями, как могли, приближали победу: участвовали в заготовке дров для школы, зимой перед уроками топили печь и раздавали ученикам горячий чай с хлебом, что было серьезным подспорьем для ребятишек в те голодные годы. Когда на полях созревал урожай, коллективы школ выходили на его уборку, помогая колхозникам.
И ученики, и педагоги хорошо знали, как зимой фронтовики нуждались в тёплых вещах, поэтому собирали рукавицы, варежки, носки и отправляли на фронт.
Преподаванию и воспитательной работе в школах придавали ярко выраженный патриотический характер, и советские педагоги на протяжении всей войны показывали яркие примеры высокого понимания своего гражданского и профессионального долга.
Отметим и средние специальные учебные заведения Белорецка.
Профтехучилище № 35 появилось после организации фабрично-заводского обучения (или ученичества) в Тукане, Тирляне и ФЗО № 1. За годы войны в ремесленном училище № 1 при БМК было подготовлено 2359 рабочих, там учились подростки 14-15 лет на сталеваров, крановщиков, прокатичиков, слесарей, паровозников, токарей, электрообмотчиков.
Учащиеся трудовых резервов и ремесленных училищ за это время в мастерских и на предприятиях города выпустили продукции на огромные суммы.
Медицинское училище, тогда находящееся в здании городской поликлинике, в 1942 году переименовали в фельдшерско-акушерскую школу. История училища не менее богата славными именами выпускников.
В педагогическом училище до 1940 года было подготовлено 360 учителей, а в 1941 году на фронт ушли многие преподаватели и учащиеся. За годы войны из стен Белорецкого педагогического училища было выпущено 154 специалиста.
Большую роль в становлении металлургического техникума сыграл директор Хаким Ахатович Надыршин, ставший образцом патриотизма и беззаветного служения Родине. В первые дни войны он ушёл добровольцем на фронт, его примеру последовали многие студенты колледжа. Некоторых призвали в армию с третьего курса. В военное лихолетье техникум продолжал работать, но в стесненных условиях: с октября 1941-го на его базе разместилось эвакуированное второе Артиллерийское ленинградское училище. Там готовили курсантов по ускоренной программе. За три года войны в училище прошли 26 выпусков - 4283 офицера-артиллериста. Среди них было много белоречан. В 1944 году училище было реэвакуировано в Ленинград.
Чтобы строить цеха по выпуску продукции для фронта, специалистов готовили из числа учащейся молодежи. С майских дней 1942 года началась история профессионального училища № 26.
В годы войны в Белорецке была образована школа фабрично-заводского обучения (ФЗО), в первый год её работы приступило к занятиям 1598 учащихся. Занимались в неприспособленных для занятий помещениях, многое приходилось делать самим учащимся, не хватало одежды, продовольствия, но никто не слышал от этих ребят ни жалоб, ни просьб. Такая ответственность была у них перед Родиной. Через пару недель учёбы они уже справлялись с нормой взрослого рабочего, а через месяц были на равных с ними. Работали по 10-12 часов.
За годы войны школа ФЗО № 2 БСПКЗ подготовила 3267 молодых рабочих и работниц по специальностям: патетировщик, шурупщик, слесарь, волочильщик и оцинковщик. В ней училась молодежь в возрасте 16-17 лет не только из Белорецка и ближайших поселков, но и из Абзелиловского, Баймакского, Балтачевского, Илишевского, Татышлинского, Шаранского, Янаульского и других районов Башкирии.
В августе 1942 года для обеспечения бесперебойного поступления на металлургический комбинат рабочей силы открылась еще одна школа ФЗО -
№ 8, в которой за годы войны было подготовлено около двух тысяч рабочих для доменного, мартеновского, огнеупорного, кузнечного цехов. Помимо ребят из Башкирии, здесь учились подростки, эвакуированные из центральной части страны, получавшие профессии: сталевар, токарь, электросварщик, формовщик и доменщик.
В 1941 году открылась школа медсестёр в Тирляне, там учились эвакуированные медики из Латвии и Белорецка, за год выпустилось 360 медсестричек. В 1942 году медицинскую школу перевели в Ростов, а в 1944-м школа вернулась в Ригу.
Мы постарались собрать как можно больше информации о работе учреждений образования в Белоречье. Надеемся, что она будет интересна и полезна землякам. С полным текстом нашей работы можно познакомиться в педагогическом колледже.
Юлиана Юмагужина, Рената Буранбаева, студентки БПК.
Фото из архива краеведческого музея.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab