-2 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
2 Мая , 23:04

Первые шаги к будущей профессии

Илья Панченко "Белорецкий рабочий"
Фото:Илья Панченко / "Белорецкий рабочий"

В республике завершилась тематическая Неделя региональных ресурсных центров.

Проходила она в общеобразовательных организациях, на базе которых функционируют региональные Ресурсные центры (РРЦ), проводятся консультации, коррекции и обучения детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

В Башкирии на данный момент действует 14 таких центров, каждый работает по своему направлению, в том числе с детьми, у которых есть нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство аутистического спектра и так далее.

Как отметила Наталья Степанова, заместитель руководителя одного из таких центров, действующего в Белорецкой коррекционной школе, комплекс мероприятий этой недели был направлен на информирование общественности, заинтересованных государственных и муниципальных организаций о деятельности региональных Ресурсных центров и выполняемых ими задачах. Наталья Геннадьевна подчеркнула, что наш РРЦ «Шаг в профессию» способствует оказанию методической помощи педагогам общеобразовательных организаций, родителям (или законным представителям), а также самим учащимся с ОВЗ или инвалидностью, чтобы дети могли в будущем самоопределиться, выбрать профессию по душе, по возможностям, по характеру. Специалисты Ресурсных центров активно делились опытом, проводили семинары, вебинары, личные встречи с родителями и детьми; учителя трудового воспитания организовывали профессиональные пробы для ребят. 

В настоящее время уделяется большое внимание разработке и реализации специальных программ для учащихся с ОВЗ, обсуждаются и применяются методики и технологии при организации учебно-воспитательного процесса. Зачастую родители не знают, куда обращаться после окончания таким ребёнком школы, где получить профессию и как трудоустроиться. Все эти вопросы также обсуждались в ходе мероприятий Недели региональных Ресурсных центров. 
Пока основной целевой аудиторией центра являются выпускники общеобразовательных школ. Напомним, что подобную практику начали только в прошлом году, и специалисты центра наблюдают и анализируют успехи учащихся. 

Год назад это были восьмиклассники, сейчас они оканчивают девятый класс и в итоге будет понятно, насколько эффективна работа Ресурсных центров. 
Наталья Степанова сообщила, что у каждого регионального Ресурсного центра есть опорные школы. Их работа направлена на выявление учащихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшее сотрудничество с РРЦ. За белорецким Ресурсным центром «Шаг в профессию» закреплены школа № 10, а также опорные школы Учалинского, Абзелиловского и Зилаирского районов. Поэтому педагоги этих учебных заведений также активно участвуют в мероприятиях центра.

Мы попросили специалистов рассказать, какие вопросы они обсуждали с коллегами, о чём рассказывали и что представляли сами.

Марина Подакова, педагог-психолог:
- Хорошо, что современные технологии позволяют общаться по видеосвязи, это намного упрощает и облегчает процесс. Сегодня во время встречи рассказала о психологических особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта тема всегда актуальна, потому что у таких детей много социальных барьеров и затруднений, которые мешают активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. 
Отдельно остановились на категориях детей с ОВЗ, обозначили общие проблемы таких ребятишек, рассмотрев конкретные трудности и определив задачи работы педагогов и других специалистов. Разобрались, над чем потрудиться, что и как развивать у ребёнка. 

Отмечу, что очень важно формировать у детей адекватную самооценку, от неё зависит очень многое. Если у ребёнка очень низкая самооценка, неуверенность в себе, то, конечно, он будет всего бояться, в том числе сделать новый шаг в познании и обучении. Соответственно, нужно развивать уверенность в своих силах, знаниях и способностях. И наоборот, когда у подростка слишком завышенная самооценка, он считает, что всё делает правильно, не замечает своих ошибок и недостатков. С такими детьми также нужно выполнять множество упражнений, учить рефлексии и правильному восприятию своих поведенческих сложностей. 

Кроме этого, мы поговорили о полезных навыках, о том, что у детей хорошо развито, на что мы можем опираться в своей работе. Это умение действовать по образцу, выполнять инструкции наглядного характера. Особенные детки постоянно ждут одобрения, их необходимо подбадривать, помогать, давать направляющую мотивацию, обучать. Всё это ложится на плечи учителя. Поэтому участие в подобных мероприятиях просто необходимо педагогам, - подытожила Марина Борисовна.

Светлана Цокур, учитель начальных классов:
- Коллегам я рассказала о ранней профориентации учащихся с ОВЗ. Это формирование установок на труд и позитивного отношения к миру профессий. Начальная школа уже готовит детей к тому, чтобы в будущем они вступили в самостоятельную жизнь и были к ней адаптированы. Поэтому с малых лет мы приучаем ребят к пониманию, что работа занимает в жизни человека очень важное место. По сути, труд - основа жизни. Нужно уважать всех, кто трудится, ценить плоды чужого труда.

Мы знакомим детей с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких инструментов и оборудования они достигают результатов. На встрече с коллегами рассмотрели наиболее действенные способы – экскурсии и наблюдение за работой взрослых. 
К примеру, в условиях школы можно наблюдать за тем, как трудится учитель-плотник, учитель-маляр, учитель-швея. Дети наглядно видят их инструменты, машины, оборудование. Соответственно, у многих просыпается живой интерес, детям самим хочется попробовать. Считаю это одним из наиболее эффективных методов профориентации.

Подводя итог, мы пришли к выводу, что ранняя профориентация – это целый комплекс воспитательных мероприятий. Такая система работы позволяет дать ребятам с ОВЗ новые знания, проинформировать и закрепить ранее полученные, - подытожила учитель.

  

Илья Панченко "Белорецкий рабочий"
Фото:Илья Панченко / "Белорецкий рабочий"

Обсудив теоретическую часть, участники Недели региональных Ресурсных центров перешли к практике. На уроке трудового обучения в третьем классе учитель начальных классов, молодой специалист коррекционной школы Анна Филимонова показала и помогла детям изготовить поделку из ниток «Весёлый цыплёнок». 
Школьники учились пользоваться нитками, иголкой, ножницами, прокладывали стежки по предложенным цифрам, склеивали детали. У одних получалось довольно хорошо и без посторонней помощи, другие обращались к учителю. Главное, что каждый увлечённо делал свой сувенир с цыплёнком, получая новые знания и оттачивая уже полученные навыки.

Участники Недели РРЦ отметили необходимость подобных мероприятий для улучшения качества работы и образовательного процесса.   

Фото Ильи ПАНЧЕНКО и из архива школы.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab

Автор:Наталья Аксенова
Читайте нас: