Степень здоровья, активности и культуры молодого поколения определяет будущее страны. Тема суицидальной активности подростков носит деликатный характер, поэтому педагогам в общении с детьми надо быть крайне осторожными и тактичными, не прибегать к резким высказываниям и действиям, а также открыто и прямо, публично обсуждать с учащимися суицидальные случаи, способы ухода из жизни, так как это может привести к отрицательному результату. Тем не менее, работать в данном направлении необходимо.Основная деятельность носит профилактический характер, ведь беду всегда легче предупредить. Поэтому в подростковом клубе «Ровесник» собрались все клубы Центра внешкольной работы. Здесь мы провели мероприятие под названием «Просто жить», а началось оно с песни Виктора Шатецского «О, как прекрасно жить», которая и подсказала ребятам тему встречи.
С помощью наводящих вопросов социального педагога ребята пришли к выводу, что в жизни можно и нужно радоваться каждой детали, каждой, казалось бы незаметной мелочи: солнцу за окном, красивой природе, друзьям, семье, хорошей музыке… Не смотря ни на какие трудности, человек может выстоять, если будет мыслить позитивно. Примером для этого служат ветераны Великой Отечественной и других войн, а также герой романа Даниеля Дефо Робинзон Крузо. Последний, попав на необитаемый остров в результате кораблекрушения, вёл дневник, в котором записывал печальные наблюдения и ставил им в противовес положительные моменты. Отметим, что такой приём необходимо взять на вооружение и использовать в жизни каждому из нас.
Далее всем присутствующим предложили выполнить упражнение «Капля», суть которого заключалась в изменении капли краски по своему усмотрению. Вывод, к которому пришли участники встречи после его выполнения, – человек сам решает, во что превратится капля – цветок, улыбающееся лицо или мрачная клякса. Подразумевая более глубокий смысл – каждый сам творец своей судьбы.
В ходе совместного обсуждения были сформулированы определённые способы снятия нервного напряжения – поговорить с другом, скомкать и разорвать газету, заняться интересным делом, посчитать языком зубы с внутренней стороны и другие. Обсудили и способы помочь другу, если у него трудности. Определили главное правило: если друг в удручённом настроении, то его ни в коем случае нельзя оставлять одного. Помимо прочего, каждый участник получил памятку с номером телефона доверия на случай возникновения критических ситуаций.
Просмотренный мультфильм о двух лягушках-подружках, попавших в кувшин с молоком, позволил воспитанникам ещё раз понять, что сдаваться нельзя ни при каких обстоятельствах, а также не следует поддаваться негативным настроениям товарищей. Ребят и педагогов заставило задуматься задание написать слова благодарности жизни на лепестках цветов. Получившимися цветами мы украсили символическую поляну жизни. Демонстрация притчи «Полная банка» способствовала пониманию главного и второстепенного в жизни, напомнила ребятам, что как бы ни была наполнена банка (олицетворяющая жизнь), место для любимого занятия найдётся всегда.
Завершило оформление поляны украшение дерева листочками, с написанными на них желаниями, а самые сокровенные желания участники загадали мысленно и поместили на символическое дерево в виде цветных ленточек. Педагоги вместе с ребятами направили свои желания Вселенной, и теперь они просто обязаны исполниться! Подобный метод с оформлением поляны наглядно показал подросткам, что счастье, красоту и яркие краски в жизнь вносим мы сами.
После совместного исполнения песни Олега Газманова «Жить, так жить» и зажигательного танца под бодрые мотивы, воспитанники подростковых клубов отправились домой. Мы видели, что их наполняет радость и позитивом.
Материал подготовила Анастасия Вараксина, социальный педагог п/к «Ровесник».