+15 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
31 Января 2020, 15:20

Мастерство, гранящее алмаз

В городской библиотеке прошла встреча с Романом Хазанкиным. Тема была заявлена неординарная: «Как стать интересным человеком и приносить при этом пользу».

Перечислять все звания, награды и достижения Романа Григорьевича не имеет смысла: имя педагога и математика с большой буквы в представлении не нуждается и давно является достоянием не только Белорецка, но и всей России и даже мира. Впрочем, для личностей такого масштаба границ не существует, есть только любимое дело и ученики, которым посвящена жизнь.
На встречу пришли студенты колледжей, школьники, педагоги, друзья и просто белоречане, которым интересно было послушать и пообщаться с неординарным человеком. Это здорово, когда есть возможность, что называется, сверить внутренние часы, цели, дорогу, приоритеты с человеком, чьи общечеловеческие ориентиры не зависят от внешних факторов.
Роман Григорьевич говорил о четырех составляющих, определяющих человека и всю его жизнь. - Начал я когда-то с двух книг, которые запомнились мне и прошли со мной через всю жизнь. Исторический роман итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли «Спартак» я читал неоднократно. Эту книгу мне подарили в пионерском лагере имени Зои Космодемьянской на Укшуке за выступление в художественной самодеятельности. Долгие годы любимым произведением была поэма «Витязь в тигровой шкуре» в переводе Николая Заболоцкого. Вторая книга, которая до сих пор остается любимой – это Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Меня поразило, что главный герой стал строителем на необитаемом острове не потому, что был строителем, а потому что жизнь заставила. И я себя на этом примере заставил быть строителем. Это несмотря на то, что по образованию я металлург, окончил наш замечательный металлургический техникум, потом Магнитогорский педагогический институт, физико-математический факультет, затем аспирантуру в Москве. А строителем стал благодаря Робинзону Крузо, который 27 лет выживал, занимаясь строительством. Собственный дом я строил 20 лет, теперь, с полным правом отмечаю и День строителя. Ещё одна книга, которая меня поразила – это «Таинственный остров» Жюля Верна. Там был описан процесс волочения проволоки. Я по образованию техник-технолог по проволочно-канатному производству, только нас этому учили 4 года, а герою книги, инженеру Сайрусу Смиту, хватило полстраницы, чтобы объяснить процесс и научить своих спутников делать проволоку, настолько точно все было описано. Так я понял, что можно многому научить за короткое время, если делать это талантливо. Книга предопределила очень многое. Робинзон Крузо больше всего страдал от одиночества, и для меня с тех пор главным стали мои друзья, учителя, потом ученики. Я никогда не страдал от одиночества, с друзьями детства мы вместе вот уже 60 лет.В математике есть такое понятие: необходимое достаточное условие. То есть то, без чего нельзя обойтись, но иногда этого бывает недостаточно. Так вот, необходимое условие, чтобы стать интересным человеком: нужно иметь не менее интересных, добрых, преданных друзей. Если у вас таких нет, то к этому нужно стремиться, это никогда не поздно. Сам интересным человеком не станешь, а от учителей этого не наберешься, разве что у учителя физкультуры можно ума набраться. Он учит конкретным вещам, которые учат жить. А учитель математики, к примеру, не всегда учит жить. Он учит думать, но это не эквивалент тому, чтобы учить жизни. Вокруг много примеров, когда люди плохо знают математику, но живут интереснее и лучше, чем те, которые ну уж очень хорошо знают математику. Когда учились с друзьями в техникуме, нас очень сильно сплотил учитель физкультуры и секция по легкой атлетике. Мударис Фаткуллович Сайфутдинов - удивительный человек, педагог от Бога, таких мало. Спорт сплотил с такими людьми, как Боря Губанов, Слава Лопухов, Равиль Загитов, Володя Кархалёв, Валера Иксанов. Я не представляю себе жизнь без друзей. С тех пор считаю, что физкультура - это главный предмет: учит дружбе и преодолевать трудности, ставить цели и соревноваться, при этом помогать друг другу. Поэтому, будучи научным руководителем Белорецкой компьютерной школы, я сделал урок физкультуры ежедневным. И что вы думаете, через четыре года мы выиграли эстафету на призы газеты «Белорецкий рабочий». Конечно, очень важно, у кого ты учишься. От учителя зависит многое. Меня очень огорчает, когда наши со Светланой уже взрослые дети рассказывают, как какая-то учительница в школе себя неадекватно вела: орала на детей. Ну что такое орать на детей? Разве дети от этого станут счастливее? Неужели директора школ не слышат этого? На моей памяти нет такого примера, чтобы кто-то из педагогов даже голос повысил.
Помню, у Мудариса Фаткулловича на уроке мы бегали четыре раза по 400 метров, а потом 20 раз по 50 на время. Пробежишь, сил нет, а он что-нибудь скажет, и лежим от смеха в лёжку. Кстати, девчонки вперед нас стали перворазрядницами и выезжали на соревнования. Мне всегда везло на учителей. Я учился в первой школе, и она во всем была первая, там был лучший состав педагогов. Сейчас я не знаю, какая школа лучшая. Математику у меня вела Алла Терентьевна Малова: спокойная, никогда голос ни на кого не повышала, и мы любили математику. Я до сих пор с удовольствием решаю задачи на составление уравнений. А учитель физкультуры Алексей Сергеевич Горбунов научил всему, что потом пригодилось на службе в армии.
Роман Григорьевич увлеченно рассказал о годах учебы в техникуме, институте, о том, как ему это пригодилось в жизни. К сожалению, всего в газете не расскажешь. Кому интересно, а это по-настоящему интересно, могут прочитать об этом в его книге «Зачем школьнику математика», где соавторами выступили и друзья, и ученики педагога. - Когда начал учиться в пединституте, - продолжил рассказ Роман Григорьевич, - то поначалу учеба показалась мне такой скучной, что пошел во Дворец пионеров и устроился работать тренером по плаванию. Я многими видами спорта занимался: тяжелой и легкой атлетикой, волейболом, боксом, был чемпионом города по плаванию. Вот так три года проработал тренером, параллельно учился. Сидел на парах и писал план работы для тренировки на каждого своего ученика. А их было 18 человек. Может быть, поэтому и стал хорошим учителем, потому что план работы у меня был для каждого отдельно. Ведь все дети разные, уровень подготовки тоже разный. Сережка Невкин, к примеру, стал перворазрядником через год, а были дети со сколиозом, которые занимались плаванием совсем для других целей. Так что научился я быть учителем во Дворце пионеров и школьников. А потом влюбился в профессора Орехова, который у нас преподавал педагогику, он мне как отец стал. Но педагогика была всего раз в неделю, поэтому я ждал его по вечерам в фойе и провожал до дома, он меня учил уму-разуму, а я ловил каждое его слово. Ходили всегда пешком, с тех пор люблю и хожу в основном пешком. Мы дружили с ним до самой его смерти. В Москве мне посчастливилось учиться у академика Александра Лурии. В то время это был психолог номер один в мире. Он автор теории опережающего обучения и теории сензитивного развития, то есть благоприятного развития. У каждого человека этот период в разном возрасте. У меня была возможность слушать лекции Андрея Николаевича Калмагорова. В любой энциклопедии по математике единственный советский математик, которого все время цитируют, – это Калмагоров. Он основатель теории вероятности, как науки. Это последний математик, который знал всю математику. Он также является основателем журнала «Квант», который я читаю всю жизнь, даже ученикам на весь класс его выписывал. Так что для становления личности друзья – это первое, второе – это учителя. В третьих, чтобы стать интересным человеком, нужно прожить много «чужих жизней». Проживаем мы их опять же через книги. Я любил это делать благодаря героям Джека Лондона и Артура Хейли. Последнего автора я недавно полностью перечитал. Книги расширяют кругозор, там можно узнать и увидеть то, чего нет в нашем маленьком городе. Психология отношений, экономика, в книгах есть всё. А Джек Лондон, он же писал, как песню пел, а какие у него мужественные герои: всё преодолевали, чтобы достичь цели. Это и есть самое важное. Причем в каждом возрасте свои герои. Нельзя также стать интересным человеком, если ты не прикоснулся к искусству. Мне очень повезло, когда я после техникума попал в Волгоград, первый концерт, на котором побывал, был Эдиты Пьехи. Я первый раз уехал из родного города и вдруг со сцены звучит: «Где-то есть город, тихий, как сон, пылью текучей по грудь занесён, в медленной речке вода как стекло, где-то есть город, в котором тепло. Наше далёкое детство там прошло». А её песня про маму, все сидели и плакали, потому что это настоящее искусство. Мы с супругой любили смотреть танцы в исполнении ансамбля Игоря Моисеева, это вершина танцевального мастерства. А Махмут Исанбаев, это был танцор такой величины и необычайной пластики. У него, видимо, была гиперплазия тела, но он не разочаровался в жизни, а посвятил себя искусству. И таких примеров можно привести великое множество. В Большой театр мы ходили за два рубля, приличные деньги по тем временам. Однажды поймал себя на мысли, почему мне так близка музыка Прокофьева? Вы знаете, откуда белорецкий парень может понимать музыку Прокофьева или Стравинского? А дело в том, что когда я был маленький, в кинотеатре перед каждым сеансом играл профессиональный оркестр. Мы специально приходили за тридцать минут до начала, чтобы его послушать. Играли Шуберта, Прокофьева, Моцарта, Чайковского. Музыканты просвещали нас. Я каким-то внутренним чутьём понял, то это нужно каждому человеку. Поэтому со своими учениками старался петь песни самые лучшие. А где я пел песни с ними? А вот тут четвертое.
Проживать маленькую жизнь, собственную маленькую жизнь, не книжную, можно в сплавах по рекам и походах, по тем местам, где Макар своих телят не пас. Каждый сплав – это маленькая жизнь. Не лежание на пляже, а активный отдых, со всеми трудностями. К примеру, мы проплывали от Арского камня до Каповой пещеры, а потом назад пешком 36 км до Бурзяна, с одной ночевкой. Что такое жизнь – это движение, это преодоление. Без труда жизнь не интересна. Вот так мы проживали с учениками жизнь.Я могу с гордостью сказать: среди моих учащихся 6 докторов наук, около 70 кандидатов наук, в основном физико-математических. Это большое дело, сколько ими книг издано. Все это есть в этой книге. В соавторстве со мной её писали 81 человек из 6 стран мира. Когда встречаются выпускники разных лет, они всегда говорят: спасибо Вам за наши походы, за то, что подарили нам эту жизнь.
Вот это и есть четыре главных составляющих: счастливое детство с друзьями, их надо завоевывать и за них надо бороться; надо находить хороших учителей и не стесняться к ним подходить и учиться у них; надо быть ближе к искусству и самому петь, танцевать и анекдоты рассказывать; заниматься активным отдыхом, не боясь трудностей.
Напоследок добавлю, математика – это тоже искусство. Особенно в школе она должна быть искусством. К великому сожалению, большинство преподает её весьма скучно: вот теория, вот параграф для изучения, а потом практика. Я никогда так не делал. История математики совсем не такая: люди решали задачи, а из их решения выявлялась теория. Мы с ребятами решали кучу интересных задач, я добивался, чтобы задачи не давали им покоя, чтобы они думали над их решением. Вот когда ты озадаченный, тогда ты и есть математик, а не когда ты назубок можешь сформулировать какую-то теорему. А вот когда они справлялись с задачами, тогда все это мы выстраивали в стройную систему, как в учебнике.
Роман Григорьевич еще долго отвечал на вопросы присутствующих, и расходиться никто не спешил. В результате каждый унес с собой частичку человека большой души и сердца, гражданина своей страны, патриота родного города.
Читайте нас: