+18 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Образование
17 Октября 2019, 10:17

Легко ли получить «билет в будущее»?

Сегодня мы много и часто слышим и различных федеральных, национальных, региональных или муниципальных проектах, следим за ходом их реализации и оцениваем первые результаты. В каждой сфере нашей жизнедеятельности, будь то образование, здравоохранение, предпринимательство или благоустройство, разработаны и внедряются свои проекты и нововведения. #национальныепроекты #нацпроекты #региональныепроекты #регпроекты #нацпроектыБашкортостан

Большое внимание уделяется созданию комфортной среды для проживания, трудовой или учебной деятельности населения страны и Башкортостана, в частности. В последние годы вновь стали актуальны вопросы профессиональной ориентации школьников и поддержки молодых специалистов. Этой проблеме также посвящён ряд национальных проектов. Об одном из них «Билет в будущее» мы беседуем с методистом управления образования Белорецкого района Людмилой Костригиной.
- Национальный проект «Билет в будущее» реализуется в рамках федерального проекта «Образование» и посвящён профориентации школьников, - начинает разговор Людмила Сергеевна. – Запустили его буквально с начала сентября, то есть с начала учебного года. Для участия в проекте на каждый муниципалитет республики выделили определённое число квот. После чего выбрали школы-участницы. И первым этапом стало пятиступенчатое входное онлайн-тестирование, которое прошли 600 школьников Белоречья.
- По какому принципу выбирали участников проекта?
- Так как в подобном проекте мы участвуем впервые, выбирали большие школы, где есть специалисты, которые смогут заниматься реализацией проекта. Это психологи, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-организаторы и другие, потому что это очень затратно по времени. В нашем Белорецком районе участниками проекта стали пять школ – Абзаковская (уже является стартовой площадкой по профориентации), гимназия № 14, школы №№ 20 и 21, а также лицей-интернат. Из каждой школы тестирование прошли 120 учащихся 6-11 классов. Отмечу, что у нас много планов, проектов, стратегических сессий, поэтому, по возможности, задействуем все школы города и района.
- Людмила Сергеевна, вы сказали, что первым этапом стало входное тестирование. Что ещё ждёт белорецких школьников в ходе реализации проекта?
- Пожалуй, один из самых интересных, увлекательных и познавательных этапов – экскурсии на предприятия города и района. В это время они получат массу информации о представленных там профессиях, их тонкостях и особенностях, смогут ближе познакомиться со специалистами. Кроме экскурсий, состоятся встречи с профессионалами, как на рабочих местах, так и с приглашением их в школы. Они расскажут о своём карьерном росте, с чего всё начиналось, как продвигались… Нынешние дети очень амбициозны, они хотят быть успешными, и мы им показываем, что и в нашем маленьком городе можно добиться успеха, реализовать себя, стать уважаемым человеком в коллективе, содержать свою семью, если хорошо учиться и трудиться. Ещё один важный момент таких встреч – привлечение выпускников ссузов и вузов обратно в родной город. Общаясь со специалистами, ребята видят, что есть рабочие места, востребованные профессии, а, значит, и высот можно здесь добиться. Обо всём этом и рассказывают профессионалы. К тому же, современная профориентация смещается на компетенции, ведь сейчас и рынок труда сильно видоизменяется. Сегодня мы уже говорим о мягких и жёстких компетенциях.
- Расскажите о них подробнее, пожалуйста.
- К мягким компетенциям мы относим человеческие качества и качества личности, которые позволяют преуспеть в любой профессии. Это умение работать в команде, мыслить аналитически, разрабатывать творческие проекты и самопрезентации, проявлять лидерские качества, уметь себя преподнести и уметь договориться и многое другое. К жёстким компетенциям мы относим те, которые будут необходимы именно в данной выбранной профессии. И здесь отбор должен быть не только по интересам, но и по способностям. Поэтому и нужны встречи с профессионалами, экскурсии на предприятия, чтобы дети «примеряли» на себя разные специальности, расширяли свои познания о том, чем живёт город, из чего складывается рынок труда.
- Вы сказали, что в школах над проектом будут работать практически целые бригады педагогов…
- Да, верно. По выделенной квоте 17 педагогов из 11 школ нашего муниципалитета съездили на соответствующее обучение (очно, заочно и дистанционно). Все они из городских школ, так как в сельских запускается новый проект по профориентации «Точки роста». Это большая нагрузка и на руководство, и на учителей школ. Но мы их без внимания не оставляем, готовим и проведём большие проектные сессии. Всё это в рамках первого ознакомительного этапа проекта «Билет в будущее».
- Что же ждёт участников во втором?
- В дни осенних каникул 40 человек, которых отберёт специальная программа, поедут на профессиональные пробы – фестиваль профессий «Билет в будущее», который пройдёт в Уфе на «ВДНХ-ЭКСПО». Как отметила в своём выступлении директор республиканского ресурсного центра системы образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования института развития образования РБ (ГАУ ДПО ИРО РБ) Инесса Косолапова, фестиваль профессий – это современная образовательная площадка в формате профессиональных проб, объединяющая ключевых участников рынка труда: школьников, представителей работодателей, экспертов отраслевых направлений и образовательных организаций. Будет представлено восемь направлений: здоровье, ИТ и коммуникации, новые материалы (новые производственные технологии), сельское хозяйство, технологии безопасности, туризм, умный город (городская среда), нефтегазовое дело. Всего 136 профессий и 10 тысяч участников. На онлайн-платформе останется «цифровой след» каждого участника фестиваля. Для детей и педагогов разработана насыщенная программа.
Завершит проект финальное тестирование, которое пройдёт в декабре. Оно позволит оценить уровень полученных школьниками знаний, их определённость при выборе будущей профессии, осведомлённость и умение ориентироваться на современном рынке труда.
- Людмила Сергеевна, в школах нашего города и района давно и активно ведётся профориентационная работа, ребята также посещают предприятия и организации, делают фото и видеоотчёты.
- Всё верно. С недавнего времени в городе действует муниципальный ресурсный центр по профориентации. И сейчас мы разрабатываем проект «Белорецк – город будущего». В скором времени мы его представим. Это будут стратегические сессии для 10-классников, которые станут традиционными. Не буду пока раскрывать всех секретов, лучше мы вас пригласим на само мероприятие.
Также планируем провести конкурсы по исследованию различных профессий. Будут ролики и проектные работы по итогам экскурсий на предприятия. Проходят у нас и чемпионаты по решению логистических кейсов.
Планов и перспектив у нас очень много, безусловно, хочется все их воплотить в жизнь, подготовить детей и педагогов к проектной деятельности, помочь им освоиться, научиться. Так или иначе, это требования нынешнего времени, а не чья-то прихоть.
- Спасибо за беседу. Успехов Вам и вашим коллегам во всех начинаниях!
Читайте нас: