Причём с первого же дня, когда учащиеся с яркими букетами в руках пришли на торжественную линейку. Но не на обычную, впрочем, она тоже была, но только позже. А до её начала в школе были организованы мероприятия в рамках проектной сессии «Выбираем будущее», которые длились всю неделю. По словам директора школы Гульшат Юмагужиной, в этом году День знаний проводился в новом формате, в связи с чем коллектив школы принял решение провести сессию «Выбираем будущее» в рамках программы «Точка роста», реализуемой в рамках нацпроекта "Образование". Эта программа – новшество этого учебного года - ориентирована на расширение представлений школьников о современном мире профессий. К работе сессии пригласили преподавателей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и других специалистов.
В первый день работа сессии проходила в трёх группах. Для учащихся 1-3-х классов, вошедших в первую группу, организовали просмотр развивающего мультфильма «Кошкин дом»; также для них работали творческие мастерские под руководством учителей начальных классов. В это время вторая группа (учащиеся 4-6-х классов) посещали «Город мастеров», где ребята смогли увидеть различных специалистов в работе и попробовать себя в роли демонстрируемой профессии. Здесь были представлены рабочие площадки: кулинария, виртуальная реальность, технология бумажной моды, физика для чайников, физкультура, медицинские знания, экология.
На школьный праздник прибыли гости из Уфы и Магнитогорска - ведущие преподаватели высших учебных заведений, политические деятели. И пришли они пришли не с пустыми руками. Так, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения МГТУ им. Г.И. Носова Светлана Рудакова организовала для третьей группы – старшеклассников - лекцию «Вука-мир и профессии будущего». Для каждого класса отдельно гости организовали семинары, где обсуждали вопросы коммуникации, истории, роли иностранного языка в школе и в жизни, филологии и предпринимательства. После насыщенной работы сессии школьников ждала торжественная линейка. Здесь чествовали и приветствовали 29 первоклассников, которые впервые сели за парты и только начинают удивительное путешествие в мир знаний.
Не менее насыщенным был и второй день проектной сессии для учащихся Абзаковской школы. Пока ученики 1-6-х классов приступали к занятиям, перед школьниками постарше стояла серьёзная задача. Ещё на семинарских занятиях каждому классу поручили придумать проект на различные темы. Во время подготовки ученики принимали активное участие и отнеслись к выполнению задания серьезно. Они постарались придумать необычные способы, использовали плакаты и подручные средства, обсуждали особенности темы, спорили, договаривались. В общем, актовый зал школы гудел, как пчелиный улей.
После доклада «Презентация проекта – основа понимания и взаимодействия команды» классы приступили к защите выбранных проектов. Их оценивали эксперты–лидеры и лучшие ученики, которые высказывали мнения, подчеркивали положительные моменты, указывали на ошибки. Самым интересным был признан проект 9 «А» класса «Супергерои России всех времен».
- Самым практичным и современным признан проект одиннадцатиклассников «Технопредпринимательство», где ученики показали способы использования техники для получения выгоды, - рассказывает Лилия Тимербаева. - Как можно заработать деньги или открыть свой бизнес, например, с помощью обычного смартфона и компьютера. При подготовке участников курировали руководители А.Г. Куликов, Ю.В. Москалева, И.В. Бузунова, чьи советы, подсказки помогли удачно завершить и защитить проекты.
После презентаций учащиеся посетили мастер-классы по компетенциям «Worldskills», где каждый выбрал интересующую тематику по направлениям: электромонтаж, технология моды, предпринимательство, пчеловодство, образовательный туризм, аэросъемка и другие. Так, ученица девятого класса Айзиля Билалова посетила мастер-класс по пчеловодству:
- Данная тематика заинтересовала многих учеников школы, особенно мальчишек. Присутствовали и девочки. Организатор мастер-класса Даян Забирович Фатхуллин подробно рассказал про пчел, условия их обитания, способы ухода за ними. Мы могли не только посмотреть, но и руками потрогать представленные соты и рамки. Также мы узнали, что, продав прополис и воск, можно заработать деньги. Мастер-класс «Пчеловодство» вызвал огромный интерес у присутствующих, мальчики не отходили от Даяна Забировича даже после звонка.
В этот день ребятам организовали экскурсии на Абзаковсккий карьер и Белорецкий пружинный завод. Восьмиклассники посетили ООО «Потенциал – Недра». Впечатлениями о поездке поделился Ислам Фазилов:
- Нас встретил директор Илсур Гумарович Даутов, который рассказал историю возникновения карьера и сегодняшнее его состояние. Мы узнали, какую профессию нужно получить, чтобы в будущем трудиться в недрах земли. Мы слушали с большим интересом, ведь Илсур Гумерович приводил много примеров из жизни, в том числе из личной.
Не менее увлекательной оказалась экскурсия ребят седьмого и одиннадцатого классов на ООО «Уральский пружинный завод».
- Перед началом нам выдали специальные жилеты, кепки и наушники, - рассказывает семиклассник Руслан Юмагужин. - Мы увидели станки. А ещё нам показали изготовление пружины из обычной металлической трубы. Своими глазами увидели, как пружину опускают в масляные ванны, закаляют, охлаждают и полируют. А затем её упаковывают и готовят к продаже. Оказывается, белорецкую пружину приобретают такие крупные компании как «Автоваз», «Landrover» и другие автостроительные компании.
- На заводе трудятся представители различных профессий, - не скрывает своего удивления десятиклассник Арслан Буранбаев, - мне понравилось как там работают. Здорово, что для рабочих организовано бесплатное питание, поставлены кулеры с обычной и газированной водой, функционирует прачечная, даже есть возможность пришить оторвавшуюся пуговицу.
Третий день проектной сессии посвятили теме «Цифровое образование – шаг в будущее». Старшеклассникам читала лекцию кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий МГТУ им. Г.И. Носова Екатерина Карманова. Используя мультимедийное оборудование, она представила основные тенденции развития и связи цифровой технологии и будущих профессий в современном обществе. Лекция на тему «Цифровая безопасность», подготовленная кандидатом педагогических наук, доцентом вышеназванной кафедры Е.В. Черновой, вызвала огромный интерес у школьников. Вскоре лекция переросла в бурное обсуждение учениками и преподавателем основных вопросов безопасности в интернете и соцсетях.
- Очень живые, любознательные дети, - отзывается Елена Владимировна об учениках Абзаковской школы. - В лекции показали способы решения вопросов, касающихся безопасности, с помощью построения алгоритмов. Рассматривали различные моменты, и какие манипуляции необходимо совершать при взломе страниц, паролей, как обезопасить себя в соцсетях и тому подобное. Отрадно видеть, как дети на «ты» с современными технологиями.
Ученики, разделившись в команды, выполняли задания, пытались создать сайты, обеспечивали информацией и безопасностью, презентовали свои творческие способности.
Работали и мастер-классы. Ученица 9 класса Гузель Гайфуллина посетила один из них по теме «Образовательный туризм»:
- Школьники совместно с руководителем Розалией Самигулловной Тухватуллиной обсудили вопросы такие как: «Что такое туризм?», «Что интересного можно найти в нашей местности?». После этого нам дали задание придумать рекламу местности Абзаково. Ребята рисовали плакаты, рассказывающие о природе села, его достопримечательностях, высказывали идеи и предложения по развитию туризма.
Четвертый день проектной сессии посвятили инженерной экологии. По этому направлению перед старшеклассниками выступили приглашенные преподаватели МГТУ им. Г.И. Носова доктор технических наук, профессор Н.Н. Орехова, кандидат технических наук, доцент Ю.В. Сомова, кандидат медицинских наук, доцент Н.Г. Терентьева. Наибольший интерес вызвала лекция, посвященная теме карьера, его дальнейшего развития и использования, влияния на окружающую среду. Безусловно, у учеников, посетивших накануне Абзаковский карьер, набралось немало вопросов по данной тематике профессору Наталье Николаевне. В ходе лекции старшеклассники получили исчерпывающие ответы на интересующие вопросы, а также наглядно увидели, как можно использовать карьеры для развития бизнеса, при этом не нарушая экологическую целостность. Затронули и темы влияния окружающей среды на здоровье человека, промышленной санитарии, безопасности жизнедеятельности и другие актуальные вопросы экологии.
- Мы не ожидали, что на лекциях будет так много вопросов. Нас удивила осведомленность детей по теме экологии. Они открыты восприятию нового, отзывчивы в обсуждении темы. Если же в городах актуально воссоздать экосистему, то в сельской местности, в особенности в Башкортостане, вопрос экологии заключается в сохранении имеющегося биоразнообразия, - отзывается Юлия Сомова об учениках и затрагивает вопросы сохранения природы в нашем регионе.
По окончании лекций каждому классу задали составить проект по рекультивации карьеров, т.е. перед классами стоял вопрос о преображении карьера: нарисовать каким они видят карьер, что нужно сделать, чтобы он стал более красивым, современным или рассматривать вопрос его затопления.
В пятый день проектной сессии школьники вновь отправились на экскурсии. Часть старшеклассников посетила Абзаковский питомник, где их ждал руководитель лесничества Марсель Фазылов.
- Этот лесной питомник функционирует совсем недавно, но несмотря на это нам удалось вырастить сеянцы и саженцы лесных пород, а также черенки, которые в дальнейшем высадим в лесокультурную площадь, - пояснил Марсель Мансурович. Учащиеся, не понаслышке знающие о посадке леса, активно участвующие в подобных мероприятиях, питомник увидели впервые. И конечно, аккуратно посаженные по рядам саженцы сосен, елей и других пород деревьев вызвали огромный интерес. Затем группа школьников посетила дендрарий, расположенный на территории участкового лесничества.
Вторая группа школьников отправились по экологической тропе «Синие скалы» к хребту, где берет начало река Кульсугады. В народе эту местность называют «Спящая красавица», она богата растительностью и отличается необыкновенно красивыми скалами. Её облюбовали туристы, спортсмены и просто путники.
- Здесь преобладает смешанный лес (березняк, сосны и ели), встречается осина, дикая рябина, а под ногами почти на каждом шагу попадаются разные грибы. Также мы нашли бруснику и костянику, только последняя уже стала высыхать. Позже мы поднялись на скалы по специальной туристической тропе и испытали школьные квадрокоптеры. Нам удалось снять на камеру уникальные красоты осенней природы, которые будем использовать в составлении проектов по рекламе местности, - поделились впечатлениями учащиеся.
В финальный день сессии подводили итоги и результаты, обозначали планы на будущее. На итоговом заседании выступил каждый класс, высказав своё мнение о пятидневной работе. Учащиеся поблагодарили организаторов и преподавательский коллектив школы, выразив желание проводить подобные сессии в течение учебного года.
По итогам работы сессии, самое большое количество баллов набрала сборная команда 10 и 11 классов, на втором месте – 7 «А» класс, а третье место заняли ученики 9 «А» класса. Победителям вручили почетные грамоты. После плодотворной работы школьников ждал неожиданный подарок – концерт студентов Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки.
Заки Арсланович Алибаев, кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирской литературы и культуры БГПИ им. М. Акмуллы, депутат Государственного собрания – Курултая РБ:
- Я в Абзаковской школе побывал не первый раз. Во-первых, отмечу, что школа развивается в ритме современных тенденций и не боится новшеств, требующих внедрения в систему образования. И проект «Точка роста», созданный на базе школы является наглядным примером. Необходимо отметить, он выгоден для детей тем, что он охватывает сразу несколько сфер и направлений, помогает выбрать будущую профессию, свое назначение в жизни. Здесь созданы все условия для совместных проектов, диалога между собой, то есть дети сообща и на основе взаимного согласия смогут осуществить те или иные свои задумки. Это, в свою очередь, развивает личностные качества ребенка, такие как: работа в команде, решение проблем, возникших во время подготовки совместного проекта, самоконтроль и самообладание (например, решение вопроса, не доводя до конфликта), что актуально в нашем обществе. Поэтому проект «Точка роста», охватывающий различные направления, прежде всего, развивает способность мышления ребенка, при этом не ограничивая никакими рамками.
Светлана Викторовна Рудакова, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения МГТУ им. Г.И. Носова:
- Хотя в Абзаковской школе я впервые, мне очень приятна домашняя атмосфера, гостеприимство, теплое отношение. Здесь очень доброжелательные дети, которые элементарно здороваются и открыты для общения. Отмечу, что данная черта наблюдается не во всех образовательных учреждениях. Особое внимание привлекло техническое оснащение учебных классов: они оборудованы 3Д-принтером и другой современной техникой, которыми раньше могли похвастаться лишь школы больших городов и мегаполисов. А сегодня они доступны и ученикам сельских школ, что безусловно является положительной тенденцией в развитии. Такая оснащенность на основе проекта «Точка роста» не только даёт знания на уровне теории и практики, а в буквальном смысле предоставляет возможность испытать на себе, «попробовать на вкус» будущую профессию в стенах школы.