В планах – выполнение и перевыполнение грандиозных производственных показателей с обязательным претворением в жизнь величественной программы коммунистического строительства.
Большие и ответственные задачи в деле выполнения производственных планов стояли и перед коллективом завода: значительное увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости, рост номенклатуры, её качество.
В 1960 году приходит на завод Александр Иванович Панов, новый директор, создает свою высокопрофессиональную команду, в которую вошли главный инженер М.Л. Козинский, заместитель директора по экономическим вопросам Ю.П. Гнусин, механик завода В.П. Филатов, начальник ОТК Н.В. Платонов, начальник механического цеха Ф.К. Сурин.
Несмотря на все трудности, уже в 1960 году коллектив завода принимает на себя повышенные годовые соцобязательства. За второй год семилетки даёт сверхплана продукции на 200 тысяч рублей. На сто процентов выполняет установленную номенклатуру по тракторам, автомобилям и запасным частям. И это при том, что послевоенное наследство было тяжёлым, а планы возрождения промышленности и экономики были действительно грандиозными. Заводу для этого требовались самые действенные меры, но не хватало производственных мощностей. Ощущалась потребность в механической и химической лабораториях, отсутствовали грузоподъёмные механизмы, тормозился процесс обновления оборудования технологической и термической обработки металла. Усовершенствованию технологии, повышению деловой квалификации кадров новый директор уделил особое внимание.
Силами энергетиков под руководством А.Е. Вавилова и Л.М. Иванова был произведён перевод котельной завода и нагревательных печей на газовое топливо. Создана ЦЛИТ, что значительно повысило качество термообработки. Были построены три поточные линии изготовления пружин горячей навивки, внедрены две автоматических линии изготовления пружин подборщика, начинается оснащение механического и транспортного цехов новым оборудованием и автотранспортом.
Задача успешного освоения и выпуска новых видов изделий, повышение производительности труда требовала систематического повышения культурно-технического уровня и квалификации рабочих и служащих. Для решения этой задачи на предприятии была организована техучёба. Шла широкая пропаганда новейших достижений науки и техники. Рабочие обучались передовым методам труда. Кадры готовились путём бригадного и индивидуального обучения. Организовывались экскурсии на передовые предприятия, проходили семинары, лекции по вопросам экономики и техники производства, организации труда и трудового законодательства.
Большую роль отводили и рационализаторским предложениям сотрудников, а таких на заводе было немало. Это и начальник цеха № 1 В. Беспалов, слесари-наладчики А. Орехов, И. Родионов, В. Тетерин, все они были специалистами высокого класса. Их умелыми руками было сделано многое для переоснащения завода и улучшения работы механизмов на местах. Например, сконструирован станок для заточки пружин, который позволил поднять производительность труда на 25 процентов.
В семидесятые годы на Белорецком заводе тракторных рессор и пружин был построен корпус для пружин холодной навивки, куда было переведено оборудование. С производства сняли план по изготовлению пальцев звена гусеницы, вместо неё завод обязывают организовать производство крупногабаритных пружин для обеспечения выпуска новых мощных тракторов. Организовано производство товаров народного потребления. Разработаны и введены две линии производства пружин для железнодорожного транспорта. Построены склад готовой продукции, контейнерная площадка, начато строительство автомобильного гаража и депо для тепловозов.
Не забыли и социальные вопросы. Силами завода создаётся лагерь «Бригантина» для отдыха детей.
Трудные послевоенные десятилетия ушли в прошлое, и правительство страны поставило задачу нарастить производство сельскохозяйственной продукции. Для этого требовалась самая разнообразная техника. Вот тогда-то началась история создания новых мощностей на Белорецком заводе рессор и пружин, из названия которого выпало слово «тракторных», поскольку он теперь производил продукцию, которая поставлялась и на машиностроительные заводы страны. Им требовалось все больше комплектующих. И они буквально бомбардировали завод телеграммами об остановке своих сборочных конвейеров. На самом высоком уровне стали требовать утроить выпуск пружин горячей навивки, создать мощности для производства тысяч тяжёлых пружин.
Однако местный строительный трест не мог приступить к постройке новых корпусов, поскольку был загружен заказами металлургического комбината и практические не осваивал средства, выделенные министерством на строительство новых помещений БЗРП.
Руководство республики, обком КПСС тогда только разводили руками: «Создавать новое рессорное производство не можем, так как идёт строительство стана-150, а это особо важная стройка не только для Белорецка, но и всей отечественной металлургии».
В 1981 году с инспекционной проверкой в Белорецк прибыл заместитель министра по строительству, в результате которой заводу было предложено наращивать производство продукции за счёт внутренних резервов. Обещали помочь с кадрами, выделением жилья, сносом объектов на месте будущих цехов.
Поскольку строители могли зайти на завод не ранее 1984 года, когда завершатся работы на других объектах города и района, было принято решение разделить будущее строительство на две очереди. Цех рессор, линия крупногабаритных пружин, инструментальный и механический цеха, узел оборотного водоснабжения, АКБ и столовая – первая очередь. Цех горячей навивки, электроподстанция, инженерно-лабораторный корпус – вторая. Тогда же решили перепроектировать железобетонный каркас здания на металлический.
Но стране продукция завода была необходима, как воздух. Жалобы десятков заводов на срывы выполнения плана поставок привели к тому, что были освобождены от занимаемых должностей руководители предприятия.
Новым директором завода стал И.Ф. Васютин, главным инженером В.М. Калмыков. Принимались меры по снижению напряжённости с поставками, в министерстве вышел приказ, предусматривающий меры поддержки БЗРП. И в конце 1982 года строители смогли приступить к реализации проекта. Летом 1983 года была сдана в эксплуатацию водогрейная котельная завода, а в следующем - районная насосная станция, подготовлена площадка для корпуса цеха рессор и пружин горячей навивки.
Весной 1984-го началась основная стройка. Гудела тяжёлая техника, стучали отбойные молотки, сновали автомобили со стройматериалами. Бетонщики треста СУ-1 заливали фундаменты под колонны и стены. Специалисты «Уралстальконструкции» начали монтаж стальных колонн. В 1985-1986 годах возводились стены, укладывались плиты перекрытия. Были проложены железнодорожные пути.
На заводе создали специальный отдел строительства цеха, в составе которого успешно трудились механик Р.Г. Ишкильдин, электрик В.П. Тюрин, технологи Г.П. Горшенин и Л.Н. Плюснина. Отделом капитального строительства руководили К.Е. Дёмичев и И.И. Башкирцев. В первую неделю месяца проходило совещание под руководством первого секретаря горкома партии В.К Сурина. Итоги выполнения планов доводились до сведения первого секретаря обкома партии М.З. Шакирова.
В короткие сроки главный корпус поставили под крышу, ускоренными темпами велось строительство АКБ и столовой, завершили компрессорную и насосную станции узла оборотного водоснабжения. Из-за отсутствия в городе резервного электроснабжения было решено срочно спроектировать ЛЭП и электроподстанцию.
Параллельно развивалось и действующее производство. Внедрение квартальных планов изготовления малых серий, многооборотной тары и контейнерной отгрузки, новой системы оплаты труда принесло свои плоды. Если 1982 год завод завершил с реализацией 94,2%, 1983-й – 98,9 %, то с 1984-го план поставок выполнялся на сто процентов.
Завод прочно встал на ноги, нарастив объёмы производства пружин. По итогам последних лет пятилетки коллектив занял первое место среди промышленных предприятий города.
Останавливаться на достигнутом было нельзя. Последний квартал 1986 года стал серьёзным испытанием для руководства и инженерно-технического персонала. Нужно было подготовить заявки, защитить их, согласовать сроки поставок оборудования с профильных предприятий для нового производства. Тогда мало кто хотел браться за изготовление специального и нестандартного оборудования, зная, какое это хлопотное дело. Приходилось снова и снова ходить по кабинетам министерства. Шли бесконечные согласования по материалам, параметрам комплектующих. Руководители выезжали на предприятия, расположенные в разных уголках страны: Минске, Житомире, Комсомольске-на-Амуре, Павлодаре и еще десятке других.
И вот наступил 1987 год – этап завершения строительства первой очереди комплекса. Графики и планы выполнения работ жёстко курировались на всех уровнях. Полная отдача требовалась как от строителей и подрядчиков, так и от коллектива завода. В марте на встрече с руководством Челябинского тракторного завода администрация БЗРП приняла на себя обязательство начать отгрузку рессор на конвейер ЧТЗ во втором квартале 1988 года.
Наступил самый ответственный момент. Строительство на всех объектах подходило к завершению, наружные коммуникации были готовы, здания застеклены и утеплены, в них шли отделочные работы. В главном корпусе вовсю монтировали оборудование, нагревательные и термические печи, закалочные баки, инженерные сети, вентиляцию, объекты газо- и теплоснабжения. Параллельно принимались инженерные решения по новейшему оборудованию. За один год вместо пяти старых линий механической резки изготовили и смонтировали две линии скоростной абразивной резки и окрасочный участок. Для завершения монтажных и пусконаладочных работ на заводе были созданы бригады слесарей, электриков, сантехников (под руководством В.Н. Климова, В.И. Свистунова, Н.А. Меньшикова). Энергоснабжением занимались М.С. Меньшиков, и С.А. Малинин. Сложнейшую работу по комплектации вели работники отделов под руководством К.Е. Демичева и Ю.П. Гнусина. Силами коллектива предприятия для уборки строительного мусора и подготовки помещений под отделку постоянно проводились субботники.
18 января 1988 года заместителем министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был утверждён государственный акт ввода в эксплуатацию первой очереди строительства в составе: производственных площадей корпуса рессор и пружин горячей навивки в двухэтажном исполнении общей площадью 26 000 квадратных метров, узла оборотного водоснабжения объёмом 39 000 куб. метров в сутки, электростанции ВПП -5А с двумя трансформаторами по 40 Мвт, столовой на 274 посадочных места, тёплого перехода площадью 68,2 кв.м, бытового корпуса на 2300 человек.
Приступили к отработке технологий изготовления рессор. Также шла переделка наклонных транспортёров, закалочных баков и охлаждающих устройств. Сформировали две бригады, со временем выросшие в производственные смены. Начальником цеха был назначен Н.В. Токарев, заместителями И.А. Аюпов, Р.Г. Ишкильдин, технологами Л.Н. Плюснина и Г.П. Горшенин, мастерами М.Ф. Маврин и Ю.М. Витушкин. В феврале 1988-го бригадой Маврина была собрана и принята отделом технического контроля первая рессора к трактору Т-100М. В первом квартале было собрано уже 958 таких изделий. Во втором освоено изготовление комплектующих к тракторам Т-130, Т-170 и ДЭТ-250. В подготовке производства, освоении технологии и оборудования участвовали десятки заводских инженеров, техников, рабочих, что позволило цеху рессор быстро встать на ноги.
Фото из архива завода.
Продолжение следует.