+2 °С
Снег
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Грозно грянула война

В фонде музея Отдела МВД России по Белорецкому району хранится множество удивительных, интереснейших и редких артефактов. Накануне Дня Победы хотелось бы рассказать о самых любопытных экспонатах из того времени.

Грозно грянула война
Грозно грянула война

В витрине выставочного зала лежит аккуратно сложенная солдатская гимнастёрка. Она уже ветхая, местами выцветшая, воротник кое-где заштопан.
Ничего особенного, кажется, в ней нет. Но это только на первый взгляд. Стоит её развернуть, как бросается в глаза зашитая дырка с левой стороны на спине. И подпись: «Выход пули». Сразу мысль: хозяин гимнастёрки не смог выжить после такого ранения, это был его последний бой.
К счастью, у владельца вещицы Анатолия Жукова был сильный ангел-хранитель, который не раз спасал его, когда жизнь висела на волоске.
Толе Жукову было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он окончил школу фабрично-заводского обучения, стал работать волочильщиком на
Белорецком металлургическом комбинате. Анатолий всей душой рвался на фронт, но металлурги были нужны в тылу, у них имелась бронь. В мае 1943 года Жуков пошёл на обман: сам написал заявление на имя руководителя цеха, сам же нацарапал за начальника резолюцию: «Разрешаю!»- и отнёс бумагу в военкомат. Так он стал солдатом. После двухмесячной подготовки новоиспечённый командир отделения связи сержант Анатолий Жуков был направлен
для пополнения войск, сражавшихся на Курской дуге. По пути эшелон попал под бомбёжку, Анатолий чудом остался жив, хоть и получил контузию.
Потом было обучение в эвакуированном из Риги в Стерлитамак военно-пехотном училище и отправка в декабре 1944 года в распоряжение командования
Первого Украинского фронта.
Будучи уже в звании младшего лейтенанта и в должности командира миномётного взвода, Анатолий Васильевич принял командование стрелковым взводом. К этому времени Красная Армия закрепилась на Сандомирском плацдарме и готовилась к дальнейшему наступлению, которое мы знаем как Висло-Одерскую операцию. Кстати, в январе 1945 года рядом с лодкой Жукова, который переплывал реку Одер, разорвался случайный вражеский снаряд. Пришлось Анатолию искупаться в ледяной воде, но опять же без всяких последствий, даже простудой он не заболел. Дальше Жуков участвовал в
освобождении Польши. В районе крепости Бреслау фашисты оказали жестокое сопротивление, красноармейцам в сутки удавалось продвинуться всего лишь на 2-3 километра. Анатолий Васильевич вспоминал, что над головами солдат, сидящих в окопе, проносились сотни артиллерийских снарядов. Однажды, прикуривая сигарету, он наклонил голову к зажжённой спичке, и в этот момент мимо что-то пролетело, ровно там, где секунду назад была его макушка. Снова провидение спасло Жукова от смерти.
Наша армия продолжала движение в сторону Берлина, занимала населённые пункты противника один за другим. «17 марта 1945 года товарищ Жуков со своим взводом первым прорвал оборону противника и ворвался в населённый пункт Гучен. Ведя меткий огонь, вывел из строя 13 солдат противника. Под непосредственным руководством товарища Жукова его взвод блокировал отдельные дома населённого пункта и вышел на противоположную сторону села, закрепившись на занятых рубежах. При отражении предпринятых противником контратак взвод товарища Жукова уничтожил до 53 гитлеровских солдат, 2 огневые пулемётные точки противника и, будучираненым, с поля боя не ушёл до выполнения боевой задачи. Товарищ Жуков достоин правительственной награды ордена Красная Звезда». Это запись из наградного листа Анатолия Васильевича.
О том, какие кровопролитные шли бои под Бреслау, говорят цифры: из 30 бойцов взвода Жукова 26 были убиты и ранены. Получил сквозное пулевое ранение и сам Анатолий.
Он вспоминал об этом так: «В передышке сидел в воронке от взорванного снаряда вместе со своим взводом, услышал, что зовёт командир батальона,
выскочил из ямы, тут же - свист пули и сильная боль в груди. Только успел подумать, что его снял снайпер, и упал. На нём тогда была та самая гимнастёрка. В этот раз удачливый фронтовик вновь обманул смерть.
Анатолия Жукова подлечили в госпитале, он снова встал в строй. Победу командир миномётного взвода встретил в Праге. После демобилизации в 1946 году вернулся в Белорецк, поступил на работу в редакцию газеты «Белорецкий рабочий», заочно окончил факультет журналистики Московского полиграфического института. В 1953 году был направлен в Кумертау для организации там газеты «Горняк», редактором которой был в течение пяти лет. Потом вернулся в родной город и стал корреспондентом газеты «Советская Башкирия». В совокупности газетному делу он посвятил 20 лет.
Затем была работа в Белорецком горкоме партии, а в 1969 году Анатолия Васильевича направили в городской отдел милиции на должность заместителя по политчасти. В последующие годы он занимал разные должности в других службах.
Но кем бы Жуков ни трудился в милиции, привычное дело он не бросал, регулярно выпуская в «Белорецком рабочем» страницу о криминальных  происшествиях. 
Анатолий Жуков вышел на пенсию в 1984 году в звании подполковника милиции. Ещё несколько лет работал редактором городского радиовещания и
заведующим партийным отделом редакции местной газеты. Анатолий Васильевич, широко используя эти должности, организовывал выступления милиционеров в печати, на радио, сам часто читал лекции на тему борьбы с преступностью.
Долгие годы среди милиционеров из числа бывших фронтовиков была добрая традиция собираться в День Победы и за чашкой чая делиться воспоминаниями, обмениваться новостями. Увы, с каждым годом ветеранов становилось всё меньше. К 2010 году Анатолий Жуков остался один.
В августе 2012 года в возрасте 87 лет этот мир покинул и наш последний герой. А свою счастливую гимнастёрку он завещал музею.
Заслуги Анатолия Васильевича по праву отмечены орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, многочисленными медалями, ведомственными наградами. Он всегда был и останется для нас примером мужества, самоотверженности и любви к Родине, образцом
порядочности и честности. Мы помним тебя, воин!

Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Их строй
Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени — война.
Николай БРАУН.

Несколько лет назад в музее Отдела МВД России по Белорецкому району был создан альбом «Дети войны», объединивший воспоминания ветеранов белорецкой милиции, чьё детство выпало на военные и послевоенные годы. И есть в этом альбоме любопытный экспонат — справка об эвакуации, выданная
семье Вити Козлова, будущего первого эксперта-криминалиста в Белорецке. По словам хранителя музея Александра Борискова, такого редкого архивного документа нет ни в одном музее Белорецкого района.
Виктор Александрович Козлов родился 1 июня 1934 года в Москве. До войны у него было обычное мальчишеское детство. Но всё изменилось июньской ночью
1941 года. Вите на всю жизнь врезались в память прилёты немецких бомбардировщиков, вспышки прожекторов, оглушительный грохот зениток. Помнил он, как вместе с друзьями бегал в парк Горького, чтобы посмотреть насбитый самолёт со свастикой на бортах.
Как известно, с самых первых дней войны была организована эвакуация промышленности и населения из тех районов, которым угрожала оккупация. Семья Козловых: мать, семилетний Виктор, трёхлетняя Рая и пятимесячная Вера - в числе первых были вывезены из Москвы. Отец, опытный компрессорщик, был зачислен в трудовую армию и направлен в Оренбург. Женщина и её трое малолетних детей несколько суток ехали в холодном вагоне в глубокий тыл, на Урал. В итоге Козловы поселились в селе Искуш Белокатайского района. Жили они в школе, там же мать Вити работала уборщицей.
В эвакуации жизнь была трудной. Виктор Александрович вспоминал, что тогда всё время хотелось кушать. Голод вынуждал есть крапиву, лебеду.

Положение местного населения было не лучше, поэтому редко удавалось обменять вещи на продукты. Спасала небольшая помощь — эвакуированным выдавали муку. Так прошло около года. Потом жену и детей к себе в Оренбург смог забрать глава семейства, и вскоре воссоединённая семья Козловых переехала в Кумертау.
Дальше в судьбе Виктора была служба в армии, работа фотографом-дактилоскопистом в следственном изоляторе города Белебея, курс подготовки экспертов-криминалистов в Омской школе милиции и, наконец, переезд в Белорецк, где он прожил всю жизнь.
В городском отделе милиции ему доверили создание одной из важнейших служб в органах внутренних дел — экспертно-криминалистического отдела. Был создан научно-технический отдел, Виктору Козлову выделили небольшую комнату в изоляторе временного содержания, выдали криминалистическую технику, мотоцикл «Урал» и допуск для производства всех видов экспертиз.
Виктор Козлов любил фотографировать. К этому делу он пристрастился ещё в школьные годы, когда отец где-то раздобыл фотоаппарат немецкого производства. Львиная доля чёрно-белого фотоархива в музее сделана его руками. Первый в городе эксперт-криминалист ушёл на заслуженный отдых в 1986 году, отдав службе в милиции 23 года.

Не стало Виктора Козлова в 2018 году. Родные, коллеги и друзья запомнили его как мудрого наставника, увлечённого, оптимистичного человека, умеющего созидать и творить. Ничем его характер не выдавал детства, полного страхов и нужды, отчаяния и надежды. О том свидетельствует лишь эвакуационная карточка, сохранённая для будущих поколений, как символ стойкости, сплочённости и силы духа наших предков.

Гузель ДРОНОВА, по материалам музея Отдела МВД России по Белорецкому району.

Грозно грянула война
Грозно грянула война
Грозно грянула война
Автор:
Читайте нас: