+13 °С
Ясно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости

Восстановление справедливости

Легендарному генерал-майору Минигали Шаймуратову Указом президента страны Владимира Путина присвоено звание Героя России. Спустя 77 лет подвиг командира 112-й Башкирской кавалерийской дивизии был оценён.

Об этом долгожданном всеми башкортостанцами событии в соцсетях сообщил глава региона Радий Хабиров.
«Сегодня день, когда Президент России восстановил историческую справедливость. Я действительно об этом мечтал. Как и многие, кто сразу после окончания войны начал обращаться в разные инстанции с этой просьбой. В 1958 году представление написал сам Семён Будённый. Год за годом шли письмо за письмом в соответствующие структуры, но все обращения натыкались на жёсткие нормативы, которые были в данном случае невыполнимы...
И только недавно всё это удалось восстановить совместными усилиями башкирского руководства, Управления Президента РФ по государственным наградам и Российского военно-исторического общества. Теперь звезда передана на хранение в Национальный музей Башкортостана. Так награда нашла… даже не героя. Награда нашла народ, который вырастил себе и всей стране национального героя – советского генерала-кавалериста Великой Отечественной, наследника знаменитых башкирских северных амуров, которые гоняли Наполеона до самого Парижа ещё в 1812 году. Такого героя, что в ХХ веке его жизнь и смерть стали сюжетом самого настоящего народного эпоса».

Детство не сахар
Минигали Шаймуратов родился в деревне Биштяки Уфимского уезда (ныне село Шаймуратово Кармаскалинского района Башкирии). Будучи пятым ребёнком в семье, он рос здоровым, крепким, ловким. «Среднего роста, широкоплечий, с горящими глазами, молчаливый, но вместе с тем и любознательный», – отмечала его сестра Галима. По воспоминаниям Шаймуратова, отец нерегулярно занимался крестьянским трудом, большую часть своей жизни бурлачил по рекам Белой, Каме и Волге.
Сам Минигали с 13 лет батрачил, нанимался грузчиком на Булгаковскую мельницу. После смерти матери он уезжает в Уфу, где устраивается матросом на пароход «Урал». Словом, детство выдалось тяжёлым, в полном соответствии с духом революционного времени.

От Колчака - в красные добровольцы
Революция и гражданская война круто изменили жизнь Шаймуратова, как и судьбы десятков миллионов людей. Нельзя сказать, что он с головой окунулся в перипетии революционной борьбы, его самого начала менять история. Минигали оставался верен своему делу, которым занимался с 1914 года, работал грузчиком на «Урале», с которым был вынужден покинуть Уфу. Пытаясь сохранить пароходы, в июле 1918 года (накануне занятия Уфы войсками Чехословацкого корпуса) башкирский ревком эвакуировал все суда в Казань.
В 1919 году, после освобождения большевиками Уфы, Шаймуратов возвращается в родные края. И здесь война вновь настигла его. Вскоре Колчак объявил о мобилизации призывников, однако Шаймуратов бежал с призывного пункта. После этого осталось сделать ещё один шаг, чтобы включиться в отечественную историю активно - и он вступил добровольцем в Красную Армию. Отныне и навсегда наш герой неразрывно связан с военной службой.
Гражданская война закончилась для Шаймуратова только в 1922 году. За неполные четыре года он воевал в разведэскадроне отряда Блюхера против Колчака, затем в составе 270-го Белорецкого полка оборонял Петроград от войск Юденича, дважды участвовал в боях на Туркестанском фронте. В составе Башкирской кавалерийской бригады под командованием Муртазина воевал против Польши, пройдя путь от Днепра до Буга бок о бок с 1-й конной армией Будённого. Осенью 1920-го
Шаймуратов проявляет отвагу в боях за освобождение Ростова-на-Дону, затем в составе объединённой 51-й стрелковой дивизии Блюхера штурмует Перекоп.

Кадровый военный
В 1921 году закалённый в боях Шаймуратов решает продолжить военное ремесло и поступает на курсы кавалеристов-мусульман в Казани. Во время учёбы Шаймуратов успешно участвует в состязаниях среди курсантов, за что награждается огненно-красными шароварами, зелёной суконной гимнастёркой и будёновкой с алой звездой.
Недостаток образования приходилось преодолевать упорством и усердием. Даже в период учёбы Шаймуратов участвовал в боях против отрядов басмачей на Кавказе. Командуя эскадроном в 1-й конной армии Будённого, Минигали отличился: взял в плен главаря одной из банд, проявив при этом завидную смелость и смекалку. Помимо благодарности, Шаймуратов получил за это именную серебряную саблю из рук командарма Семёна Будённого.
Шаймуратов продолжает своё военное образование в Тамбове, а с 1925 года - в Москве, в Объединённой военной школе имени ВЦИК-РСФСР (позднее школа стала Высшим военным училищем имени Верховного Совета РСФСР). Здесь Минигали был не только слушателем, но и курсовым командиром и преподавателем. По окончании военной школы он был назначен сначала командиром эскадрона, а затем - командиром полка по охране Московского Кремля.
В 1931 году Минигали Шаймуратов зачислен на спецфакультет Военной академии имени М.В. Фрунзе. Для налаживания отношений с ближневосточными странами Советская власть часто использовала выходцев из Башкирии и Татарии. Поэтому, наряду с военным делом, Шаймуратов много внимания уделял изучению иностранных языков и культуры тюркских народов. В итоге он свободно владел языками тюркской семьи (в том числе уйгурским и казахским), немецким и китайским, понимал английский и французский. В 1934 году Шаймуратов окончил Военную академию.

По особым заданиям правительства

Знание языков, опыт боёв на Туркестанском фронте и тюркское происхождение предопределили карьерный путь Шаймуратова, которого перевели на работу помощником начальника 2-го отделения Разведуправления Красной Армии и в 1934 году направили военным атташе в Турцию.
С декабря 1935-го по октябрь 1940 года Шаймуратов совершил две длительные командировки в Китай. Во время своей первой поездки (1935-1937 года) офицер выполнял функции советника военного комитета при правительстве Гоминьдана. Разворачивающаяся в те годы война между правительством Гоминьдана и отрядами компартии Китая привлекала повышенное внимание руководства Советского Союза. Для принятия внешнеполитических решений необходимы были качественные разведданные. В этой связи назначение Шаймуратова, свободно владевшего китайским и уйгурским языками, было закономерным. Помимо своей работы в качестве советника, Минигали преподавал в высшем военном училище в Кантоне (Гуанчжоу).
Дочь Шаймуратова Октябрина отмечала: «Наш дом был напротив консульства СССР в Китае.
Отец был инструктором, и работа его была связана с китайскими военными частями. Домой он возвращался на лошади в сопровождении ординарца, одет был в китайскую военную форму».
Несмотря на сохранение дипломатических отношений с официальным Китаем, СССР начинает активную поддержку китайских коммунистов, контролировавших северные территории страны.
С целью координации действий военных объединений Мао Цзэдуна в 1939-1940 годах Шаймуратов совершил вторую командировку в Китай. За успешное выполнение специальных задач и проявленное при этом мужество в октябре 1938 года он был награждён орденом Красного Знамени. В том же году ему присваивается звание полковника. Работа по особым заданиям, а также личные качества способствовали дальнейшему карьерному росту полковника. По возвращении из Китая в октябре 1940 года Шаймуратову вверили особый Кремлёвский полк, а в декабре того же года он стал заместителем начальника отдела Генерального штаба Красной Армии.

Командир дивизии героев
В самом начале Великой Отечественной войны Шаймуратов назначен командиром части Первого Особого кавалерийского полка, который вскоре был направлен на фронт в составе корпуса генерала Льва Доватора. Именно здесь будущий командир башкирской кавдивизии получает опыт глубоких рейдов по тылам противника. За бои на подступах к Москве, под Волоколамском, он был награждён вторым орденом Красного Знамени. Уже в декабре 1941-го полковник получает новое назначение –
командир Башкирской кавалерийской дивизии.
Начало войны способствовало росту патриотического движения советского народа, одним из проявлений которого стало создание национальных войсковых формирований. Государственный комитет обороны в ответ на поступавшие в ЦК ВКП(б) просьбы как от отдельных граждан, так и руководящих партийных и советских органов ряда союзных и автономных республик принял решение о формировании в составе Красной Армии национальных частей и соединений.
В БАССР была сформирована полноценная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Первоначально она насчитывала 3823 человека. Большинство - 81,4% - составляли башкиры, 14,5% – татары и 3,3% – русские. Укомплектование дивизии лошадьми, автотранспортом, повозками и частично оружием обеспечивалось за счёт местных ресурсов. Быстрому созданию образцовой дивизии способствовали исторические боевые традиции башкир.
25 декабря 1941 года Шаймуратов прибыл в Уфу и принял должность комдива. Как отмечал комиссар дивизии Алибаев, с прибытием Шаймуратова дивизия как бы обновилась, у воинов прибавилось сил, поднялось настроение. «Мы увидели в нём хорошо подготовленного высококультурного кадрового офицера. Его природный ум, смелость и высокий дух притягивали людей к себе».
Немаловажное значение для поднятия боевого духа солдат имели местные корни командира и возможность обращаться к нему на родном языке.
112-я Башкирская кавдивизия с начала июля 1942 года в составе Брянского фронта начала боевые действия в оборонительных сражениях. Несмотря на последующее отступление, дивизия в составе 8-го кавалерийского корпуса вела непрерывные бои, чтобы помешать врагу оттянуть живую силу и технику под Воронеж.
Дерзкие и решительные действия Башкирской кавдивизии привлекли внимание военного корреспондента газеты «Красная звезда» Константина Симонова, который написал очерк «В Башкирской дивизии», опубликованный 31 июля 1942 года в «Красной звезде». Так о Башкирской дивизии и её командире Шаймуратове узнала вся Красная Армия и весь Советский Союз. В ходе оборонительных операций командир дивизии проявил незаурядные тактические умения, успешно организовывал взаимодействие артиллерии и пехоты, сочетал отступление и контрвыпады. Военачальник также отличался активным использованием войсковой разведки. 10 ноября 1942 года Шаймуратову было присвоено звание генерал-майора.
С ноября 1942-го по январь 1943 года дивизия прошла с боями на запад более 300 км и освободила больше ста населённых пунктов.
С 11 по 23 февраля 1943 года дивизия предприняла глубокий рейд по тылам противника, в ходе которого были уничтожены 12 тысяч солдат и офицеров Вермахта, 28 танков, 50 орудий, освобождены полторы тысячи советских военнопленных.
Мужество башкирской дивизии своеобразно описал немец Мейер: «В донских степях мы вынуждены сражаться с людьми дикими, но не ведающими страха, принадлежащими к племени башкир». Тогда вновь всплыл пугающий образ диких кочевников, который был распространён в европейских армиях на протяжении 18-19 веков. На конях, вооруженные луком и стрелами, северные амуры (так их прозвали французы) навели немало страха на великую армию Наполеона.

Последний бой
Последней операцией Шаймуратова стал глубокий рейд в тыл противника с целью занять железнодорожные станции Чернухино и Дебальцево и перерезать железную дорогу Ворошиловград – Дебальцево. Несмотря на то, что успешные действия кавдивизии практически парализовали тыл противника, что позволило очистить Ворошиловград (ныне Луганск) и освободить Краснодон, сама дивизия оказалась в окружении, при выходе из которого 23 февраля 1943 года Шаймуратов погиб.
Последние минуты его жизни так описал гвардии майор Кадыров: «Генерал, дерущийся с фашистами с саблей в руке, упал с коня. Его конь быстро поскакал мимо нас. Двадцать отважных воинов, охранявших комдива, вели отчаянный бой с врагом возле бездыханного тела генерала».
В последнем походе генерал Шаймуратов мог бы остаться в живых, если бы отступил вместе с группой, ушедшей спасать знамя дивизии. Но он предпочёл принять последний бой и встретить смерть вместе со своими основными силами…
Гвардейская кавдивизия участвовала во многих сражениях стратегического значения и закончила Великую Отечественную войну в Берлине. Сам же Шаймуратов до 1948 года числился пропавшим без вести, лишь после специального расследования его останки были идентифицированы и перезахоронены.
Военные историки отмечают, что присвоение звания Героя России Минигали Шаймуратову — большое событие для республики и всех, кто изучает период Великой Отечественной войны. Наконец его подвиг оценён по заслугам. Память героя уже увековечена на малой родине, в Кармаскалинском районе. Деревня, где родился легендарный комдив, носит его имя. Здесь же воздвигнут памятник герою, ещё одна конная скульптура должна появиться и в Уфе.

Фото из открытых источников

Читайте нас: